Юлия Жемчужникова, работающая под творческим псевдонимом Ю. Же- психолог, юнгианский аналитик, мать семерых детей и бабушка двух внуков.
— Всегда ли Вы хотели быть многодетной мамой? У Вас в принципе есть внутреннее разделение, когда Вы были просто мамой, а когда стали «многодетной мамой»? Вообще, много детей – это сколько?
— Довольно распространённый вопрос. Уж и не помню, сколько раз на него приходилось отвечать. Сам вопрос связан со странным понятием «нормы» как чего-то среднестатистического. В другом месте или в другом времени, наверное, спрашивали бы тех, у кого 1-2 ребенка: «как вы решились стать малодетной?». У меня старшая сестра и младший брат. Я ещё в детстве «решила», что у меня будет 5 детей, получилось чуть по-другому. Наверное, ценности всё-таки в семье закладываются, хотя очень подспудно.
Конечно, первый раз стать мамой – это совсем особое чудо и ощущения. Но каждый следующий ребенок – новое чудо. Причём, каждый раз страхов меньше и потому чудо получается лучше ощущать. У меня и, думаю, у большинства многодетных нет понятия «много детей». Это социальный стереотип и чиновничий шаблон, который на тебя навешивают и ты его на себе с удивлением обнаруживаешь. Дети – такие яркие личности, что считать их приходится для других. Для меня же они каждый сам по себе.
Иногда, конечно, шучу: «Всё-таки вас много!». Например, когда очередь с новостями из школы. Но много может быть и кого-то одного из них.
— Расскажите о вашей семье, сколько у вас детей, какого они возраста? Как вы их воспитываете? О чём надо говорить с детьми, о чём молчать? Как им доверять? И как доверять себе в условиях постоянной неопределённости?
— Чтобы ответить на этот вопрос, потребуется целая жизнь. У меня три дочери, четыре сына.
Варваре 27, она взрослый самостоятельный Человек, успешный и яркий дизайнер одежды, сейчас повышает свою и без того высокую квалификацию в Финляндии вместе с шестилетним сыном. Когда-нибудь я напишу о ней книгу, потому что уже эти 27 её лет очень интересные. У меня очень много к ней нежности, благодарности и уважения.
Марине 24, она – солнце. Танцует столько же, сколько ходит. Главный коммуникатор и центр любви и внимания в нашей семье. Её двухлетний сын, да и муж – поддерживают эту традицию.
Николаю 18. Он – Мужчина! С начала века долго был старшим в семье. У него умные умелые руки, и голова не хуже. Строил дома, клал печь, разбирается в любой мужской работе (электрика, например). Сейчас в Москве – работает и учится.
Арсению 16. Он сейчас старший дома в нашем поместье. Моя левая рука (шучу – он левша просто). Парень надёжный, интересный, творческий. Недавно построил себе небольшой домик и переехал, теперь живёт по соседству.
Давиду 13. Он пришёл в наш род из другого. И это очень интересно и, к сожалению, часто тревожно выстраивать нашу общую жизнь. Он могуч, заботлив и работящ, но очень часто разыгрывает роль третьего сына из всех сказок. Дошла до него и сразу вспомнила, что забыла сказать: все очень красивые, а он – особо.
Полине тоже 13. В прошлом году говорила всем, кто спрашивал, с кем живу: «Четыре сыночка и лапочка дочка». Она тоже очень красивая. Самостоятельная. Печёт кексы, плетет бисер, делает кукол и т.п. Но главная её страсть – малыши. Она признанная очень хорошая няня, легко справляется с любым количеством малышни любого возраста, пола и здоровья.
Олегу 7. Ушёл в школу. Любимчик. Умело этим пользуется. Сильный, хороший. Многое умеет по дому.
У меня есть статья «Не учите детей». Стараюсь не воспитывать в традиционном понимании, а вос-питывать, не нагружать детей знаниями, а питать ими, как едой. Я их люблю и уважаю. В моём представлении все люди – попутчики, а дети просто самые долгие и близкие. Но есть, конечно, ценности, правила, которые навязываю. Например, Любовь – главное. Исходя из этого, принимаются все решения. Ещё – важность семьи, развития. Ценность путешествий и знаний…
Говорим мы много. У нас так принято, если есть возможность. Но стараюсь убирать болтовню. Переживаниями делимся. Но у каждого есть право на молчание и разное настроение, это тоже принято уважать.
Как доверять? А как не доверять? Собственно семья – это и есть люди, которым доверяешь.
Неопределённость – важный компонент жизни. Я предпочитаю не впадать в иллюзии контроля. Есть ещё такое правило (закон): делай, что изволишь. То есть тренируй волю и с ней соотносись.
— Как в Вашей семье решается вопрос конкуренции между детьми? Вы поощряете их соревнование за материнскую любовь и внимание?
— У меня есть формула: любовь не делится, она умножается. Чем больше людей в семье, тем больше любви. Внимание, конечно, приходится распределять, но это не сложно. Давиду вечно мало любви, поэтому остальным приходится к моей добавлять. Сейчас уже большие все. Раньше играли больше вместе, и внимание и любовь были общие, книжки читала перед сном. Сейчас младшему всё достается. А старшим – варенье поровну распределяю.
— Какой бы Вы хотели видеть свою семью через 10 лет?
Я люблю удивляться. Хочу, конечно, счастливой. Но, собственно, всё идёт к этому. Думаю, большая будет. Думаю, по миру может разъехаться, но буду рада и «соседям». Очень жду внучек, а то мальчишек многовато. И невесток-красавиц жду, зятя интересного. Хочу видеть себя более мудрой.
Беседовала Вероника Заец
Источник: