Правда ли, что церковное венчание налагает на супругов особое обязательство — всюду быть вместе? И если, например, жена не хочет идти в гости к родственникам мужа, то имеет ли право муж пойти туда один?
о. Макарий (Маркиш): Прежде всего — и, наверное, важнее всего — на супругов никто не налагает никаких обязательств, кроме супружеских. Супружество само по себе есть высочайшее и ответственнейшее обязательство перед Господом и друг перед другом. Церковь, в самом деле, призывает православных верующих наряду с гражданским браком совершить и церковный — обряд венчания. Но ни в коем случае нельзя думать, что гражданский брак — какой-то ненастоящий или «неполный».
«Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» гласят в этой связи следующее: «Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что „некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном» браке, отождествляя таковой брак с блудом”.
В принятом Синодом определении указано: „Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку”.
Теперь легко ответить на ваш вопрос по существу: любой брак — если это истинный брак, а только такой брак нас и интересует, — это обязательство общности и нераздельности супругов во всех делах и занятиях. Это не значит, конечно, что муж и жена круглые сутки не отходят друг от друга.
И если, к примеру, надо навестить родственников, нет никакой необходимости идти к ним вместе, особенно если отношения с ними у одного из супругов не заладились… Но есть прямая и острая необходимость в другом: все жизненные решения принимать совместно, во взаимной заботе, совете, любви, а не в склоках о том, кто и на что «имеет право».
из книги «Мужчина и женщина»