Патопсихологический синдром у детей (олигофрения)

//
Слово «олигофрения» в переводе с греческого означает «малоумие», т.е., другими словами, психическое недоразвитие человека.
По тяжести интелектуального дефекта олигофрения делится на три степени:

Идиопатия – это глубокая степень олигофрении, при которой отмечается практически полное отсутствие речи и навыков самообслуживания. Жизнь больного регулируется инстинктами. Такие дети после рождения сразу попадают в интернаты для психохроников.

Имбецильность – это средняя степень. в этом случае дети овладевают речью, которая обычно косноязычна, запас слов ограничен. Легко внушаемы. Обладают механической памятью, могут приобретать простейшие знания и заниматься элементарным трудом. Эти дети часто вспыльчивы, агрессивны, злобны, нередко у них повышено половое влечение.

Дебильность – легкая степень. Психиатры выделяют три категории дебильности: легкую, среднюю и глубокую. Таких детей, к сожалению, очень много, так как они адаптируются к условиям своей жизни. Зачастую этих больных медики не обследуют, диагноз им не поставлен. Но у таких детей есть особенности и в поведении, и в мышлении.На первый взгляд, ребенок социально адаптирован, у него развиты навыки самообслуживания, он способен к обучению, есть достаточный запас лексики, но его мышление имеет свои особенности:

* самое главное – это конкретный уровень мышления, т.е. больному ребенку недоступно абстрагирование, использование обобщенных понятий;

* ребенок старается говорить о чем-то конкретном, употребляя слова механически, без достаточного понимания смысла;

* значительно снижен объем памяти, снижена критика своего поведения.

Эти дети могут быть легко внушаемы: в неблагоприятных ситуациях они попадают в криминальную среду. Они очень быстро, без критики усваивают некоторые общепринятые нормы.

Дальнейшая судьба ребенка зависит от того, как конкретно с ним построят психосоциальную работу, от уровня его обучаемости. У психологов есть много тестов, которые диагностируют этот уровень.

Также отмечается недоразвитие мелкой моторики у этих детей: им достаточно сложно выполнять мелкие движения, манипуляции. Эти дети агрессивны, они способны демонстрировать вспышки злобы и ярости. Это происходит потому, что ребенок не умеет абстрагироваться в своем мышлении, рассуждать об абстрактных понятиях, он не может абстрагироваться от своего «Я». Это проявление эгоцентризма, который не нужно путать с эгоизмом. Эгоизм – это нравственная категория, человек сознательно строит отношения себе на пользу. А эгоцентризм – явление психологическое, весь мир человека сконцентрирован на нем самом, и все люди вокруг – только приспособление для его жизни.

Как следствие дефицита на уровне мышления, образования новых когнитивных связей относительно внешней ситуации, проявляются вспышки ярости излобы. Такой ребенок не может почувствовать, что происходит с другим человеком.

Такого больного ребенка невозможно воспитывать. Эгоцентрик может адаптироваться при длительной скрупулезной работе.

Ребенок может начать рушить все вокруг себя, в нем появляется такая дикая сила, что он может ломать мебель. Это называется олигофренический статус.

Негативное воздействие на таких детей в большей степени оказывает окружающая обстановка, удовлетворение их жизненных потребностей, степень которого зависит от покоя и комфорта ребенка. Негуманное, бесчувственное отношение персонала к больному ребенку может спровоцировать и агрессию. По-другому в этой ситуации он просто не может реагировать. Таких детей очень много. Важно понять, что с ребенком происходит, что он не может быть другим в силу своих психофизиологических особенностей.

За всю свою жизнь такой человек может быть даже не обследован специалистом. Будучи больным, он просто самостоятельно адаптируется к жизни, как ее понимает.


АмнеКоронаНеЖмет
АмнеКоронаНеЖмет
Олеся
26 лет
Поля
12 лет
Юляшка
10 лет
Геннадий
5 лет
Барнаул
01328825
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Лариса
Лариса
Глеб
23 года
Климент
13 лет
Щелково
Девочка, я – дефектолог – мой профиль. Страшно, конечно, не дай Бог. Но все же частота возникновения интеллектуальной недостаточности у среднестатистической семьи (вне групп гиска) относительно небольшая. А дети эти очень разные, от полного караула до обычных уборщиц, которых вы все видите, просто всегда кажется, что это где- то далеко. Близко, девочки, практически в каждом подъезде.
Пожаловаться
Юлия-zeta451
Юлия-zeta451
Апельсинка
6 лет
Санкт-Петербург
Мне кажется, что дебильность по признакам:
недоступно абстрагирование,
употребляя слова механически, без достаточного понимания смысла;
* значительно снижен объем памяти, снижена критика своего поведения.
легко внушаемы

и эгоцентризм – это у половины населения страны
Пожаловаться
Юлия
Юлия
Севастополь

По поводу умственной отсталости. Не так страшен чёрт, как его малюют.

Я работала с такими детками. Да, у них органическое поражение головного мозга, при котором страдают разные функции. Кому-то счёт с трудом даётся, кому-то письмо, у кого-то память, у кого-то гиперактивность или заторможенность. Но это не значит, что они плохие. Например, моя группа ребят с 1 по 5-й класс даже первое место заняла по представлению сказки в летнем лагере. Никто даже подумать не мог, что наши детки смогут выиграть у нормальных, здоровых.

Просто к ним подход нужен, больше внимания, больше тепла и заботы. Это как растение, которое мы в горшок посадили. Одно само растёт, а другое удобрять нужно. Так же и тут.

Я и сейчас иногда встречаю своих бывших воспитанников. Они непосредственны и искренне выражают свои чувства. Могут нестись ко мне через всю улицу и душить в объятьях. Они великолепно помнят добро и как правило проносят это через всю свою жизнь.




Пожаловаться
Лео
Лео
Лилия
8 лет
Великий Новгород (Новгород)
Да, у этих детей есть много проблем, но это, все же, дети, которые также требуют любви и тепла.
Пожаловаться
Женя-Alexandrovna
Женя-Alexandrovna
Саранск
Лео всё подробно описала что касается этой болезни, я хочу только сказать, что причины возникновния могут быть различными: ушибы живота, серьезные ифекционные болезни во время беременности, краснуха, например и т.д.; наследственный фактор (если есть в роду человек с таким диагнозом, не обязательно, что у вас родится таокй ребенок); родовые травмы; послеродовые факторы: повреждение мозговых структур ребенка (ушибы, травмы); серьезные инфекционные заболевания ребенка до 3-х лет (тяжелые простудные заболевания, менингит, краснуха и т.д.) 
Я думаю, что каждому родителю страшно слышать о таком диагнозе ребёнка, но я знаю немало примеров, когда дети в степени имбецильности были хорошо адаптированы в социуме и осваивали даже элементарные профессии. Но это стоит огромной работы и терпения, как родителей, так и профессиональных квалифицированных специалистов: олигофренопедагогов, медиков
Пожаловаться
Лео
Лео
Лилия
8 лет
Великий Новгород (Новгород)

Девочки, извините, не могу не внести сои коррективы. Чуть подправлю: не идиопатия, а идиотия.Как правило это лежачие детки.Они не понимают обращенныую к ним речь, часто у них практически полностью отсутствует болевая чувствительность, они рождаются с пороками развития внутренних органов, поэтому чаще не живут долго.

Олигофрения в степени имбецильности: эти детки обучаются навыкам самообслуживания, владеют речью, словарный запас ограничен, обращенную к ним речь понимают очень ограниченно, фрагментарно.При этой степени олигофрении ребенку дают инвалидность.Он считается недееспособным.

Олигофрения в степени дебильности: бывает трех степеней выраженности.Выраженная дебильность ближе к имбецильности, правда у ребенка может быть более развита активная речь, понимание обращенной к нему речи тоже более сохранно(не буду останавливаться подробно на всех познавательных процессах).

Умеренная дебильность: развита активная речь, но словарный запас мал, интонационная окраска почти отсутствует, имеются нарушения в развитии восприятия(фрагментарность), памяти, мышления.К примеру: если ребенку показать фигурку, которую он знает(допустим треугольник), перевернутую вверх ногами, то он не сможет ее опознать.

Плохо развито представление о собственном теле, что проявляется в нарушении координации, моторики, представлений о пространстве(лево-право, верх-низ, над-под и т.д.).Мышление наглядно-действенное, т.е. ребенок модет действовать только по поражанию действиям другого человека.(пример: строим домик на плоскости из счетных палочек поэтапно, я показываю, как надо положить каждую палочку)

И самая первая степень выраженности – легкая(или салонная) дебильность.При этом ребенок чаще всего активен, ему трудно сосредоточиться, заставить себя заниматься каким-то одним делом в течение долгого времени(есть исключения, о них позже).

Игра у ребенка носит манипулятивный характер: любит катать машинки, бегать кругами, переносить из одного места в другое разные предметы, т.е. его увлекает само действие с предметами, а не го цель или результат.

Восприятие развито недостаточно.Все виды восприятия фрагментарны.К примеру: если сказать ребенку отдельно буквы С О К  и попросить составить слово, то он не сможет этого сделать.

Мышление конкретное.Ребенок не может усваивать абстрактные понятия.

Ребенка трудно переключить с одного задания на другое.Если мы решали задачу про рыбок, то переходя к следующей задаче с птичками, он все равно будет считать рыбок.

Одна из лавных отличительных особенностей: ребенок не понимает переносный смысл.Это очень хорошо заметно при чтении текстов со скрытым смыслом, объяснении пословиц и поговорок.

«Золотые руки-блестящие рукиили руки из золота»

" Не лает, не кусает, а в дом не пускает-собака"

Еще одна особенность-отсутствие насыщение деятельностью.Т.е. ребенок может часами катать машинку или стучать ложкой по голове-ему это не надоедает.Во взрослом возрасте, люди, имеющие такой диагноз, чаще всего работают на производстве, где необходимо выполнение несложных операций: швеи, пекари, рабочие на конвеере, сборщики различных простых иделий.

Кстати, не нужно делать вывод, что все они агрессивны и неуправляемы.Есть и довольно часто эйфоричные детки.И еще: дети с олигофренией в степени дебильности обучаемы, а с имбецильностью-условно или частично обучаемы.И не недо забывать, что это такие же люди, как и все, просто у них есть свои особенности развития.

А по-поводу вероятности рождения такого ребенка… Я много диагностировала таких деток.Так вот у одного по шкале Апгар было 10/10.Как вам? Не каждый день такого крепыша встретишь.А вызвать развитие этого заболевания у ребенка могут множество причин.Поэтому больше заботьтесь о себе и ребеночке во время беременности, ведите здоровый образ жизни, меньше думайте о плохом.

Пожаловаться
Серафима
Серафима
Илья
26 лет
Никита
22 года
Иван
19 лет
Серафим
17 лет
Ксения
14 лет
Москва
Да, спасибо на добром слове Наташ! Я хотела до беременности сходить к генетику, но не успела, а теперь смысла нет. Мне очень важно знать из-за чего такой ребенок родился, но ни врач мне не сказал, почему такое бывает. Понятно, что я сама в этом виновата, что-то не то сделала, но что????
Пожаловаться
Серафима
Серафима
Илья
26 лет
Никита
22 года
Иван
19 лет
Серафим
17 лет
Ксения
14 лет
Москва
Скажи пожалуйста, если в роду ни у меня, ни у мужа психических заболеваний нет ни у кого, ну и вообще все дети у нас нормальные. Но у меня родился ребенок с множествеными пороками несовместимыми с жизнью. Теперь я опять беременная и очень-очень боюсь!!! Может ли быть повторение?
Пожаловаться
Наталия
Наталия
Гаррий
22 года
Россошь
Страшно. Но так можно подходить к любому агрессивному человеку...
Если их не диагностируют, то он может вырасти таким и женится, выйти замуж и  убить, покалечить в припадке гнева семью… и… и что?
Как защититься? А, если пострадает посторонний? ребенок? что делать-то?