Сенсорная интеграция в картинках (продолжение) + речь

Девочки, спасибо за отзывы, вдохновилась еще на заключительный пост. В продолжении темы....(+ немного о речи)

Если у малыша только лепет, несколько слов, либо совсем отсутствует речь, в первую очередь, что вы можете предпринять дома — это:

1.Развитие сенсорного опыта.

Задержка развития речи может быть результатом нарушений, связанных с переработкой сенсорной информации. Помимо хорошо известных пяти чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния, существует еще два подсознательных чувства, которые одинаково важны: чувство движения (вестибулярная система) и чувство положения тела (проприоцепция). Я о них рассказывала в предыдущей статье. Эти два чувства работают вместе подсознательно, посылая сигналы в мозг, где информация обрабатывается, организуется и используется. Это называется сенсорной интеграцией. Она питает мозг нужными знаниями, без которых мы не сможем адекватно оценивать ситуацию. Знания эти получаются из испытываемых нами ощущений. Если по каким-то причинам интеграция слабая, и мозг не может получить достаточное количество знаний и дать адекватный ответ, это может привести к проблемам с речью и общим развитием. Чтобы помочь ребенку получить новый и необходимый ему сенсорный опыт, а также активизировать его речевое развитие, используются сенсорные игры и упражнения.

Цель сенсорных игр: дать ребенку новые чувственные ощущения.

Виды сенсорных игр:

Игры с красками (рисование пальчиками, ладошками, штампами; смешивание цветов, перетекание красок друг в друга), водой, мыльными пузырями, льдом.

Игры с крупами, мукой, специями, чаем, кофе. Что мы делаем: устраиваем «дождь» из фасоли, гречки и т.д., при этом старательно подставляем под струи «дождя» все части тела; ходим босиком по сенсорным «лужам» после «дождя»; пересыпаем крупы с помощью баночек, формочек, ложек; зарываем в тазик с крупой и разыскиваем игрушки, конфеты; нюхаем крупы, специи, чай и кофе, определяем более «вкусный» запах; играем с мокрыми крупами; с кашей из крупы; насыпаем на поднос манку, или муку, или кофе и рисуем.

— Игры с бытовыми предметами: «Как пахнет ложка?», «Как звучит миксер», «Сколько ложек

можно поставить в стакан» и др. Игры с пластиковой одноразовой посудой: строим дорожки и башни из стаканчиков; устраиваем «сенсорный дождь» из пластиковых тарелочек; шуршим тарелочками, стучим пластиковыми с ложками по стаканчикам.

-Игры с песком: пересыпание песка, «зарывание» рук в песок, рисунки на песке.

Игры с тканями и бумагой: трогаем различные виды тканей и бумаги: ситец, фланель, шерсть, картон, гофрированный картон, фольга, пекарская бумага. После того, как все это потрогаем, начинаем шуршать и оборачивать вокруг себя бумагу и ткани.

-Игры с фруктами: выкладываем узоры из долек мандарина, яблока, попутно изучая запах; трогаем пальчиками различные нарезанные фрукты в миске.

-Игры с движением: залезаем на стол и изучаем, как меняется комната, если смотреть на нее с высоты; ложимся на пол и ползем; перекатываемся с боку на бок; бегаем по сенсорным дорожкам.

-Игры с сенсорными баночками: различные баночки, наполненные крупой, монетками, колокольчиками, водой, блестками, маслом.

-Игры со стеклянными шариками и кубиками «марблс»: устраиваем «сухой бассейн» для пальчиков, раскладываем шарики в разные емкости; бросаем шарики и кубики в воду; перекатываем между пальцами.

— Игры с массажерами для рук: делаем массаж рук, используя деревянные и пластиковые массажеры, фактурные резинки для волос, ребристые мыльницы, погремушки-прорезыватели, силиконовые прихватки и т.д.

Все описанные игры дают ребенку поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция. В сочетании с традиционными методами развития речи (развитие дыхания, слухового восприятия, понимания речи, речевого подражания, создание речевой среды), происходит положительная динамика в развитии речи ребенка.

В приложение несколько фото для образца, что вы можете сделать дома.

Просто трогать...

Сенсорная интеграция в картинках (продолжение) + речь

Можно смастерить вот такую коробочку из старого свитера (точнее, его рукава)

Сенсорная интеграция в картинках (продолжение) + речь

Сенсорная интеграция в картинках (продолжение) + речь

Для растирания...

Сенсорная интеграция в картинках (продолжение) + речь

Аналогичное видео:

Сенсорная интеграция в картинках (продолжение) + речь

Мастерицы могут сшить вот такой мешок, в который можно прятать разные предметы, трогать и называть, потом доставать и оценивать результат.

Сенсорная интеграция в картинках (продолжение) + речь

Сенсорная интеграция в картинках (продолжение) + речь

Отличное приспособление для ткани разной фактуры — пяльца (колечки для вышивки)

Сенсорная интеграция в картинках (продолжение) + речь

Сенсорная интеграция в картинках (продолжение) + речь

Сенсорная интеграция в картинках (продолжение) + речь

Сенсорная интеграция в картинках (продолжение) + речь

Сенсорная интеграция в картинках (продолжение) + речь

Все просто из подручных средств…

Сенсорная интеграция в картинках (продолжение) + речь

2.Стимуляция речевой активности:

Артикуляционная гимнастика должна стать обязательной составляющей ежедневных занятий с ребенком, у которого выявлена задержка речевого развития. Кроме стандартных игровых упражнений для гимнастики, можно использовать «пищевые игры». Итак, гастрономическая логопедия:

Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!

*Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше.

Сенсорная интеграция в картинках (продолжение) + речь

*Длинную мармеладку нужно зажать губами и тянуть рукой. Надо стараться удержать мармеладку губами!

Сенсорная интеграция в картинках (продолжение) + речь

*Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.

*Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.

Сенсорная интеграция в картинках (продолжение) + речь

*А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами.

Сенсорная интеграция в картинках (продолжение) + речь

*Удержи шарик-конфетку (или из сухих завтраков) в языке, как в чашке.

Сенсорная интеграция в картинках (продолжение) + речь

*Облизывай чупа-чупс сбоку, сверху, снизу.

Сенсорная интеграция в картинках (продолжение) + речь

Девочки, на фото уже взрослые детки, малышей сложно фотографировать. И необходимо было показать точность выполнения. А так эти упражнения для малышей.
Не забываем про дыхание:

Хорошо для развития речи использовать дыхательные движения: дуть на водичку, дуть в стакан с водой через трубочку, дуть на листья, дуть на метелочки из елочного «дождика», на свечу....

Живая речь.

Постоянно рассказываем ребенку, что мы сейчас делаем, что видим вокруг. Ваш монолог складывается по принципу «что вижу, о том пою». Малыш должен слышать вокруг себя живую речь, ведь, начиная говорить слова, он подражает взрослым. Старайтесь говорить медленно и простыми предложениями. Мамы — «тороторки» должны следить за собой. Возможно ребенок не успевает за вашим потоком речи. Инструкции от простого к сложному.

Игры — «недопонималки». Если ребенок с помощью жестов пытается добиться чего-либо, взрослый изображает непонимание и вынуждает ребенка произносить хоть какие-то звуки.

Конечно, ребенок будет требовать желаемое с помощью плача и протеста, но следует проявить твердость. Успокаивать малыша все же нужно, но «недопонималки» должны проводиться регулярно.

Использование фольклора.

Народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный

эмоциональный заряд, стимулирует формирование аффективного воображения и речи. Это и народные игры, потешки, сказки. Содержащийся в них фольклорный материал способствует

овладению родной речью. Например, игра – забава «Ладушки – хлопушки», где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями.

Мелодичность нашего языка начинается со слов из двух слогов и ударением на 1 слог. (типа: мама, баба, папа, каша, маша, бусы, шуба, дыня, кеды, вата и т.д.) С таких слов и следует начинать (методика Т.Н. Новиковой — Ианцовой), посмотрите на ее сайте. Я прилагаю музыку для пения таких слов, они как раз укладываются в нее. Но начинать надо просто со звуков и слогов (ААААА, потом МАМАМАМА и т.д.)

Развитие зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи и ее понимание.

Оно осуществляется в процессе познания ребенком предметов и явлений окружающей действительности, т.е. развитие речи и развитие познавательных способностей ребенка осуществляется одновременно. Для успешного развития зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи и ее понимания ребенок должен видеть предмет и одновременно слышать его название, потрогать его, понюхать /если он имеет запах/, попробовать/ если предмет съедобен/, выполнить с ним некоторые действия: подержать в руках, погладить, покатать в машине и т.д.

И прилагаю еще несколько фото по сенсорной интеграции:

Сенсорная интеграция в картинках (продолжение) + речь

Сенсорная интеграция в картинках (продолжение) + речь

Сенсорная интеграция в картинках (продолжение) + речь

Сенсорная интеграция в картинках (продолжение) + речь

Сенсорная интеграция в картинках (продолжение) + речь

Самостоятельно можно изготовить утяжеленный пояс:

Сенсорная интеграция в картинках (продолжение) + речь

Сенсорная интеграция в картинках (продолжение) + речь

Сенсорная интеграция в картинках (продолжение) + речь

Интересное видео из залов сенсорной интеграции (за рубежом, разумеется):

это можно придумать дома:

И в заключении несколько простых рецептов для сенсорных игр:

❄ ИСКУССТВЕННЫЙ СНЕГ- СУПЕР РЕЦЕПТ! ❄

Невероятно воздушный, мягкий и шелковистый, а самое главное — холодный на ощупь снег. И что очень понравится вашим деткам, что из него можно лепить! Например, попробуйте слепить маленького снеговика!

Рецепт очень простой: берете соду и добавляете в нее пену для бритья. Все смешиваете и в результате химической реакции получается самодельный снег, с которым интересно играть. Кроме того, такое занятие полезно для развития тактильной чувствительности у детей.

«Снег» хранится неограниченное время, если хранить его в емкости с крышкой. Кстати, соду можно заменить крахмалом, а пену для бритья — пеной для волос.

Расход ингредиентов приблизительно такой: пачка соды на балончик крема для бритья. Постепенно примешивайте соду к пене и перед Вами эти два обычных ингредиента будут превращаться в фантастический снег. По ощущениям он воздушный, мягкий, шелковистый и пахнет свежестью, а самое главное — холодный на ощупь. При желании можно добавить немного блесток, ведь снег искрится на солнце.

Сенсорная интеграция в картинках (продолжение) + речь

Сенсорная интеграция в картинках (продолжение) + речь

Сенсорная интеграция в картинках (продолжение) + речь

Пальчиковые краски, Которые можно облизывать

3 стакана муки

2-2,5 стакана воды

5 столовых ложек соли

2 столовые ложки растительного масла

пищевые красители или фруктово-ягодно-овощные соки

баночки, например, из-под детского питания

Смешать муку с солью.

Постепенно влить воду, перемешивать миксером, чтобы не было комков, добавляя воду, следите за консистенцией.

Добавляем растительное масло.

Разливаем тесто в баночки, добавляем красители.

Кстати, рисовать гораздо интереснее, если помимо пальцев и кисточек, использовать: разные губки и мочалки, бигуди-липучки, половинки овощей и фруктов, одноразовые вилки и пр.

Снежно-лунный песок

Крахмал+растительное масло. В пропорции примерно 6:1. Можно взять как детское масло для кожи, так и обычное растительное для еды. Можно добавить хвойное эфирное масло.

Сода +пена для бритья. Одна пачка на 1 флакон пены. Получится влажный холодный искусственный снег.

Мука+масло. 2 стакана на 1/4 масла. Все тоже самое что с крахмалом. Масса отлично лепится, а также ее можно пробовать на вкус.

В каждую из смесей можно добавить эфирное масло, конфетти в виде снежинок, блестки или красители.

Вариант — лавандовый песок: 8 стаканов муки, 1 стакан растительного масла, эфирное масло лаванды, сухая темперная краска или измельченный сиреневый мел.

Кинетический песок:

4 стакана просеянного песка

2 стакана крахмала

1 стакан воды.

Если засох, перетереть, снова добавить воды.

Безопасные краски для ванной

200 гр геля для душа

100 гр кукурузного крахмала

100 мл теплой воды

емкости для красок

1) Смешать крахмал с небольшим количеством воды, размешать, добавить остальную воду, размешать

2) Добавить гель для душа, размешать, без пены.

3) Довести до кипения смесь на маленьком огне, должна загустеть.

4) Разливаем по емкостям, добавляем краситель

Тянучка

200 гр. свежего белого ПВА

200 мл. жидкого крахмала (продается в отделах бытовой химии)

несколько капель пищевого красителя, блестки.

Все смешать.

Сенсорная интеграция в картинках (продолжение) + речь

Девочки — мамочки! Всем удачи и всего наилучшего! Больше не имею возможности быть в эфире, меня детки ждут на работе… голос появился, можно приступать снова к пению))) Мне приятны ваши отзывы. Хорошо быть полезной!
Использован материал


Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться

Очень интересная статья! будем заниматься.

Пожаловаться

Спасибо. Содержательная статься. Доступно и интересно!

Пожаловаться
Инна мамаСыночков
Боже, как много полезного всего!!! Спасибо большое за шикарную статью!!!
Пожаловаться
Инна мамаСыночков 

Пожаловаться
Лия

Светлана, спасибо Вам большое за такую ценную информацию!

Пожаловаться
Оксана

Спасибо вам огромное за статью.

Пожаловаться
Оксана 
Оксана, ?? занимайтесь с удовольствием!
Пожаловаться
Татьяна

Сегодня сделали снег))) Мяли его с удовольствием. Действительно настоящий снег получился, только не тает)))) И, кстати, очень легко убирается. Так как у нас он летел в разные стороны)))) Достаточно просто подмести))) Собрали в коробочку, закрыли крышечкой, завтра опять лепить будем))))) До этого лепили пластилин. Нравилось. Но от снега вижу доча просто в восторге была. Лепила шарики, собирала в миске и кидала на пол, потом смотрела мультики и не выпускала тазик со снегом из рук, просто мяла его, гладила, сжимала в кулачках. Он одновременно и сыпучий и липнет. Супер! Понравилось очень))) Спасибо, Светлана)))

Пожаловаться
Татьяна 
Татьяна, Спасибо, Татьяна, за отзыв, думаю для мам он будет полезен, а мне приятно) удачи вам!
Пожаловаться
Татьяна

Светлана Ковалева, Спасибо, будем стараться))))

Пожаловаться
Анна

Спасибо, огромное, очень интересная и полезная информация.

Пожаловаться
Василина

Спасибо за статьи. Особенно с картинками очень понятно и приятно читать, мы как дети сами наверное )

Пожаловаться
Занимайтесь, мамочки, с удовольствием! Утяжеленный пояс — это аналогично утяжеленной продукции, о которой я рассказывала в статье по сенсорной интеграции. Утяжеленные вещи помогают деткам с РАС, ДЦП, СДВГ при занятиях, засыпании и вообще при играх и чтении. Я там подробно рассказываю, где можно посмотреть эту продукцию, там и рассказывается о ней. Для " заземления", успокоения, сосредоточения на уроке (для проприцепции, об этом было видео). Этот же можно сделать самому.
Пожаловаться
Наталья Волкова

Спасибо вам снова за супер полезную для всех нас информацию.

Пожаловаться
satu
утяжеленный пояс — его сидящему одевают и используют, чтобы не падал на пол? или для чего?
Пожаловаться
Светлана
Супер полезная статья! Спасибо вам огромное!
Актуальные посты
что лучше фрисолак или нутрилак
что лучше фрисопеп ас или семпер гипоаллергенный
что можно выпить беременной от температуры