Всем привет! Оговорюсь еще раз, всё, что я пишу-наш личный опыт, поэтому-следовать этим советом или нет, ваше решение. В любом случае-попробуйте!
Любой маме хочется услышать от своего малыша слова, много слов! Но, случается так, что малыш не зовёт маму и папу, не говорит простых словечек, а только кричит. Давайте разберемся! Деткам, которые не умеют говорить, очень сложно объяснить свои желания, поэтому они плачут и кричат. В первую очередь, нужно понять-ребёнок не издевается над вами! От невозможности сказать, выразить свои эмоции, он страдает ничуть не меньше! Замечательно, если вы занимаетесь с педагогами и дефектологами, но основную помощь, такие малыши, должны получать дома! И первым советом будет-разговаривайте! Даже, если вам кажется, что ребёнок не слышит вас и не обращает внимание-говорите, любые ваши слова пополняют пассивный запас речи. В нашей семье доходило до смешного-дети спят, можно и не болтать, но мы уже настолько привыкли, что продолжали говорить чуть ли не во сне-«Мама ложится спать и укрывается одеялом, папа снимает носки»
Итак, вы хотите, чтобы малыш заговорил. Не стоит третировать его часами, твердя-«Скажи, ма-ма, скажи, па-па». Тем более-не стоит следовать советам, особо умных неврологов и психиатров, которые советуют не давать то, что хочется ребенку, пока он не скажет. Поймите, есть большая разница между-«не хочет говорить» и «не может». Так вот, аутисты НЕ МОГУТ! Им нужно помогать, а не дрессировать их! Говоря «Я не дам тебе печенье, пока ты не скажешь „печенье“» вы добьётесь негатива к речи. Тот же эффект вы получите, если ребёнок один раз сказал «сок», а в следующий раз вы будете говорить-«Ну скажи-сооок, ну ты же можешь!» В то же время-не предлагайте малышу обширный спектр, он показывает на корзинку с фруктами и вы выставляете полную корзину. Это неверно-дайте яблоко, ребёнок отказался, скажите-«Ты не хочешь яблоко? А что ты хочешь?» И предложите следующий фрукт. В чём разница? В первом случае ребёнок понимает-мне не обязательно говорить что то, ведь тогда мне предоставят всё и я могу брать всё и много. Зачем же ему объясняться? Во втором случае-процесс получения желаемого затягивается и малыш задумывается, что желанный виноград получить сложнее, пока мама перебирает все фрукты, лучше попытаться сказать, что же ему хочется.
Так что же с самой речью? Речь у ребёнка формируется с гуления, у малышей с аутизмом оно либо отсутствовало, либо пропало. Поэтому начинать нужно с него. Не требуйте произнесения такого желанного «мама», начните с «а-гу», просите повторять за вами гласные, распевайте их-«ааааа, оооооо, уууууу, эээээээ» Это-основа основ. Как и само пение. Аутисты крайне музыкальны, поэтому ваш малыш услышит вас, если вы будете напевать. Пойте ему песни, любые, какие приходят вам в голову. То же и с просьбами-пропевайте их:«Даааай, мнееее соооок»
Ещё одно важное правило-замещение речи. Если ваш малыш не говорит, говорите за него. Он просит сок? Ваша задача сказать-«Я хочу сок» или «Дай мне сок», то есть-вы объясняете, что нужно сказать, чтобы получить желаемое. Когда вы дали сок малышу, обязательно произнесите-«Спасибо!». Так вы учите общаться. Избегайте третьего лица, переучить аутёнка говорить о себе в третьем лице-крайне сложно! Поэтому вы не должны говорить-«Лёша хочет сок», вся речь от первого лица-«Я хочу, мне нужно, моя машинка» Естественно, это в тех случаях, когда ребёнок что то просит.
Ну и, конечно же, не ждите моментальных результатов! Это длительный и сложный процесс, который требует от вас сил, терпения и уйму времени. Но, согласитесь, произнесённое через месяцы-«Мама, я тя лю!» того стоит! Удачи вам и вашим малышам в преодолении языковых барьеров!
Как всегда, готова к критике, вопросам и предложениям)
Вчера только смотрела о пользе пения
Отличные советы. Мой говорит только тогда когда есть мощный стимул. Например я знаю что он хочет сок, но не дам, пока он не попросит, сейчас может сказать — «я хацу сок». У нас только так речь и продвигается.
У нас речь ооооочень медленно двигается, и с произношением и фонематическим слухом очень большие проблемы, но я рада что она — речь, появилась вообще)
нам помогают ПЕКС
я спрашивая что ты хочешь? Это? а что это?
Также говорю я
это зубная пасссс
-та! отвечает ребенок)) Это вееее
-Ник!!!!!
еслиб не пекс то мы бы не заговорилиони нам оооочень помоглиребенок был почти невербальный
сейчас тихо тихо что-то видно
Хорошо, что вам они помогают! Лично я считаю, что такие вещи для совсем неговорящих детей, если бы я своего лентяя приучила к пекс-не заговорил бы точно! Таскал бы эти картинки… Так что-тут от ребенка зависит
все
доступно… спасибо Надюшка!!
отлично написано!!! все верно, стараюсь говорить и говорить… а если что-то четко проговариваю по слогам — мои оба за мной повторяют, каряво невозможно просто...))
Надюш, вот смотри, Коля много повторяет, но, как выше сказала, каряво, оооочень каряво, тут именно логопед нужен звуки ставить и массаж, возможно, делать?! ведь он много звуков тупо не может произнести…
дефектолог и логопед у нас в саду пока только, а вот на дом заниматься дополнительно думаю с кем лучше…
это да, нам даже лень простые движения сделать… до 4-х лет с бабушкой и дедушкой жили, разбаловали жуть, теперь все наверстываю. Правда крики, оры, истерикизаниматься не хотим
Спасибо за статьювоспользуюсь вашим примером, а то мы кроме мама, папа, баба и нескольких слогов ничего не хотим говорить… но иногда, когда уже сильно что то захочет, то все скажет… лентяй в общем. Правда у нас не аутизм, а ДЦП. Но думаю и к нам эта методика должна подойти
Эх, у нас такая методика не действует
Ничего не говорит, только на своем без смысла. Слух не дался проверить, внешне все нормально. Некоторые инструкции выполняет, то есть выходит, что речь понимает
Во-во)) ты вот правильно написала, теперь голова кругом что делать с этими *Янка купается*, *Яна маленькая*… Запутала я ребенка не только с местоимением *я*… Но еще и с *да* и *нет*, в какой то момент что то пошло не так) нет у нас обозначен и да и нет, и переучить правда тяжело)
А вот с твоими советами полностью согласна… могу добавить только что с ребёнком всегда нужно говорить на равных...
Бывшую свекровь правда резко отучила слова коверкать… приходит говорит дочке: ой бабуличка Покучилась покучилась… я: покучилась это что значит? Кучу наложила?
Короче отбила у неё все желание со мной общаться)))
Сегодня говорю мужу… давай в ссубботу утрОм привезем родителям твоим ребенкак, позвоним в дв и убежим))) и телефоны отключим)))
Ты умница, что делишься опытом) Спасибо!