Если хирургическая операция назначена врачом как единственный способ сохранить жизнь матери и ребенку все сомнения отпадают. Или инстинкт материнства настолько силен, что даже серьезные болезни (пороки сердца, когда беременность смертельно опасна) не могут остановить женщину, здесь без кесарева также не обойтись. Но в последнее время к «хирургическим родам» прибегает все большее количество женщин без патологий и осложнений: роженицы предпочитают мучительному естественному процессу анестезию и помощь хирургов, извлекающих плод через разрезы в брюшной стенке и матке.
Можно долго спорить и объяснять такие решения – и как реакцию на рассказы о родах, и как дань изменениям акушерской стратегии, и как нормальное стремление человека не испытывать боль, и даже как желание дать миру дитя с более совершенной формой головы. С другой стороны – иногда женщины, рискуя собой, отказываются от необходимой операции, полагая, что такое появление на свет может повредить психике уже горячо и беззаветно любимого малыша. Оставив хирургические подробности, давайте попробуем разобраться, чем отличаются кесарята от малышей, пришедших в мир самостоятельно...
Модный диагноз?
На кафедре педиатрии Медицинского университета им. А. А. Богомольца сказали однозначно: всем кесарятам диагноз перинатальная энцефалопатия (ПЭП) ставится автоматически. Впрочем, причин для гипоксического поражения мозга, вызывающих ПЭП, в период беременности или в первые часы после родов не меньше сотни. Найти новорожденного, которому не поставили бы этот диагноз, трудно: если захотеть, у любого найдутся отклонения. Поэтому врачи перестраховываются: все равно ПЭП к шести месяцам заканчивается, в крайнем случае – к году.
Версия психиатров
Дети, не прошедшие через родовой стресс, к новым жизненным условиям обычно адаптируются дольше: они пассивнее и замкнутей в себе. Так считает чешский психиатр Станислав Гроф – и находит этому абсолютно рациональное объяснение: ведь через 9 месяцев блаженства самое родное – матка – начинает выталкивать, сжимать ребенка, и единственный выход – бороться и искать во что бы то ни стало выход из боли к страха – на свободу. Малыш, не познавший этих сложностей, вырастает доброжелательным и неконфликтным, но в сложных ситуациях склонен уступать. Версия Грофа выглядит убедительной и логичной, но не кажется ли вам странным, что, зная о такой важности родовых мук для новорожденных, ни акушеры, ни неонатологи не могут изобрести «приемник-переходник» для них и максимально приблизить процесс рождения к естественному? На практике оказывается, что акушеры все же учитывают это и повторяют с малышами изгибы родового пути.
Явление первое
Во время родов – в первые несколько часов повышенно активной работы мозга – в багаж собственного опыта кроха собирает самые богатые сведения и впечатления о мире. Открытия, которые совершает этот гражданин, стремясь выбраться во взрослый мир через родовые пути, бесспорно, оказывают влияние на всю последующую стратегию его жизни. Младенец принимает правила игры и подстраивается под них.
Кесарята в этом смысле пьесу собственного рождения не доиграли – к ним пришла помощь извне. Хотя ошибочно думать, что теперь они обречены быть «какими-то не такими», одинокими или зависимыми: любой из нас в течение жизни способен переродиться.
… Психотерапевт Роберт Леверант увлекся изучением особенностей психологии кесарят отчасти из-за профессионального интереса, отчасти – потому что таким образом родился и он сам:
«Каждый человек по природе своей не может на сто процентов открыться миру», – считает он. – Тайна рождения кесарят на тонком уровне позволяет им существовать как бы сразу и в настоящем, и в прошлом. Отсюда, наверное, это их непоколебимое спокойствие и несуетливость, аппетит и здоровый глубокий сон. Представьте себе, что пьеса под названием «Рождение» состоит из четырех частей: зачатия (драматическая завязка), беременности (развитие событий), родов (кульминация) и собственно рождения (развязка, хэппи-энд). Мама и дитя все преодолевают вместе.
Однако эта извечная схема у кесарят и их мам на третьей стадии прерывается операцией, что ни в коем случае не должно послужить поводом для ухудшения взаимопонимания в семье или порождать комплексы неполноценности. Сами по себе кесарята – очень заботливые отзывчивые люди, а непонятные принципы и нравы родители в состоянии им растолковать. Учитывая некоторые особенности, папы и мамы могут, вернее должны, еще в раннем возрасте помочь ребенку адаптироваться к миру. Главное – не пугаться раньше времени.
Что же касается физиологии, то врачи говорят, что у кесарят нарушается кровообращение из-за некого подобия перегрузки при резком переходе из жидкости в воздух (помните, сколько времени уходят на такую адаптацию у водолазов?), но к 7-10 дню жизни по обменным процессам, гормональному статусу, дыханию и артериальному давлению они также ничем не отличаются от других детей. Знаете, если кого-то и касается эта проблема, то уже только нас – взрослых кесарят, таких как я".
Малыш с характером
Часто мамы подмечают какие-то странности у своих кесарят. Вот такой случай заставил обратиться к консультанту-психологу маму вполне благополучной пятилетней Женечки.
Однажды в присутствии родни девочка заявила: «Я буду певицей». Обрадованная намерением дочурки, мама Лена (а говорят еще, кесарята неинициативны!!!) решила записать «звездочку» на занятия к уважаемому преподавателю вокала. Женечка заниматься отказалась наотрез: «Я УЖЕ певица!» – топнул ножкой домашний кумир.
У малышки обнаружились прекрасные вокальные данные, но заниматься заставить ее не могли – девочка была уверена, что одного ее решения уже довольно для первого концерта. И «повышенные обязательства» за будущую эстрадную карьеру ребенка взвалила на себя мама – дочурка к заданиям относилась равнодушно и закатывала истерики, категорически отказываясь понимать, что все певицы сначала должны учиться петь или, как минимум, не фальшивить. После беседы с консультантом мама согласилась на эксперимент:
Втянувшись в эту несложную игру, мама была вне себя от счастья, когда ее самоуверенная дочурка вдруг сама предложила ей вместе разучить веселую песенку, услышанную по радио...
Родовые игры
Первый совет мамам кесарят – побольше общаться с младенцем и, кроме обыкновенного массажа, не забывать мягко поглаживать его головку и плечики, как бы симулируя прохождение через родовые пути. Кроха, которому удалось самому одержать первую победу рождение, на эти прикосновения отвечает расслаблением и засыпанием; кесареныш может уклоняться от маминых рук или попытаться с ними поиграть. Тем не менее на подсознательном уровне момент преодоления препятствий будет зафиксирован.
Говорят, что взрослые кесарята слабее встают на ноги в профессиональном плане потому, что не пользовались ножками во время родов. Панацея проста:
массаж и специальные упражнения с пеленок избавят от этих суеверий и родителей и самого человечка.
В более старшем возрасте массаж нетрудно заменить игрой: сверните в трубу ковер (не слишком сильно – так, чтобы малыш с усилием, но все же мог через него протиснуться) и предложите ему, как заправскому разведчику, поскорее выбраться к вам через него кроме необходимого эффекта, вещи домашней обстановки, которые вдруг стали игрушками, вызовут у малыша бурю положительных эмоций!
Когда ребенок резвится в бассейне или в море, попросите его нырнуть за вашей спиной, проплыть под ногами и вынырнуть спереди – непременно скажите ему, что такой же путь дети проделывают во время рождения.
Дети любят лазить через перекладины и кольца на детских площадках – освоение нового пространства настраивает их на будущие серьезные победы. Дома тоже можно отлично поиграть – например, пробираясь под стульями. Но кесаренышам в этой игре необходимы еще
два самых близких ему человека: став рядом на колени и опершись руками об пол, папа и мама изображают своеобразный туннель, сквозь который пробирается пыхтящий паровозик. Эта игра закрепляет уверенность малыша в себе.
В другой раз, играя в «Лови меня!», родители могут крепко, но с постепенным ослаблением обнять руками малыша – чтобы он смог сам освободиться из объятий. Вообще все занятия родителей с малышом, приносящие обоюдную радость и успех маленькому победителю, пойдут семье на пользу. Ведь получается, что кесарята больше страдают не от самого хирургического вмешательства в процесс родов, а от острого ощущения покинутости и ненужности. Поэтому опасаться или сознательно стремиться к кесареву женщине не стоит. Главное – не быть в плену у стереотипов и искренне любить свою кроху.
Трусишки кесарята?
Кесарево сечение впервые сделали не вчера и не сто лет назад – история этой операции восходит к сведениям о рождении великого римского полководца Гая Юлия Цезаря, которого уж никак нельзя назвать типом нерешительным и неинициативным. Разве что древнегреческая мифология соглашается с психиатрами в описании характера кесарят: сын Аполлона и бог медицины Асклепий (он же Эскулап у римлян), извлеченный из тела матери, был невероятно великодушен к людям, давая им чудесное исцеление и даже воскрешая из мертвых. Выходит, что кесарята уступают не из-за страха, а как раз наоборот, из-за храбрости и природной миролюбивости?
Мировая практика
Сейчас во многих странах мира кесарево:, делают под местным наркозом: после извлечения младенца кладут маме на грудь – так же, как и при обычных родах. При общем наркозе в родильную допускается отец (операционная зона отделена). Эти первые волнительные контакты мла денца с отцом и матерью решают проблему отчуждения.