Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет


Вашему малышу исполнился один год. Он уже неплохо владеет руками. Может взять любою игрушку (предмет) рукой, пальцами или всей ладошкой. Любит бросать игрушки, сталкивать их с чем-либо. Умеет открывать и закрывать крышки коробок, банок. 

Для того чтобы движения ручки ребёнка стали ещё более совершенными, предоставьте ему возможность манипулировать со всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала поверхности (флаконы, пузырьки, камешки, крупа, фольга, полиэтилен и т. д.). 

В 1,5 – 2,5 года детям даются более сложные задания: 
– застёгивание пуговиц; 
– завязывание и развязывание узлов (хорошо использовать различные шнуровки); 
– переливание воды из ёмкости с узким горлышком в ёмкость с широким горлышком. 

Полезным и увлекательным занятием будет доставание игрушек из бассейна с крупой. Для изготовления такого бассейна надо насыпать крупу (горох, фасоль, пшеницу, перловку) в таз, на дно тазика положить различные игрушки (желательно не очень крупные) и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне. Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массируют ручку вашего малыша, развиваются его тактильные ощущения. 

Хочу предложить вашему вниманию упражнения для пальчиков. Для достижения результата выполнять упражнения необходимо ежедневно по 5-7 минут. Начинать работу лучше с упражнений, которые содержат элементы массажа. Предлагаю для занятий следующие упражнения.

* * *
    «ШАЛУН» 

    Наша Маша варила кашу 

    Кашу сварила, малышей кормила.
     

    (на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша) 

    Этому дала, этому дала, 

    Этому дала, этому дала,
     

    (на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов) 

    А этому — не дала. 

    Он много шалил, 

    Свою тарелку разбил.
     

    (со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать) 


    «БЕЛОЧКА»
    (по мотивам народной песенки) 

    Сидит белка на тележке, 

    Продаёт свои орешки; 

    Лисичке-сестричке, 

    Воробью, синичке, 

    Мишке косолапому, 

    Заиньке усатому.
     

    (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого) 


    «ДЕТКИ» 

    Раз, два, три, четыре, пять, 

    Будем пальчики считать - 

    Крепкие, дружные, 

    Все такие нужные.
     

    (поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого) 

    Тише, тише, тише, 

    Не шумите! 

    Наших деток не будите! 

    Птички станут щебетать, 

    Будут пальчики вставать.
     

    (раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы) 


    «ПО ГРИБЫ»
    (потешка) 

    Раз, два, три, четыре, пять, 

    Мы идём грибы искать! 

    Этот пальчик в лес пошёл, 

    Этот пальчик гриб нашёл. 

    Этот пальчик чистить стал. 

    Этот пальчик жарить стал, 

    Этот пальчик всё съел, 

    Оттого и потолстел.
     

    (попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца) 


    «ПАЛЬЧИКИ» 

    Раз, два, три, четыре, пять, 

    Вышли пальчики гулять! 

    Раз, два, три, четыре, пять, 

    В домик спрятались опять.
     

    (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке) 


    «ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ» 

    Раз, два, три, четыре, пять, 

    (загибать пальцы, начиная с большого) 

    Будем листья собирать. 

    (сжимать и разжимать кулачки) 

    Листья берёзы, листья рябины, 

    (загибать пальчики, начиная с большого) 

    Листья тополя, листья осины, 

    Листики дуба мы соберём.
     


    «ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ» 

    Есть игрушки у меня: 

    (хлопать в ладоши) 

    Паровоз и два коня, 

    Серебристый самолёт, 

    Три ракеты, вездеход, 

    Самосвал, 

    Подъёмный кран.
     

    (загибать поочерёдно пальчики) 


    «ПАСТУШОК» 

    Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, 

    Потерял пастух дуду.
     

    (пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе) 

    А я дудочку нашла, 

    Пастушку я отдала.
     

    (хлопки в ладоши) 

    Ну-ка, милый пастушок, 

    Ты спеши-ка на лужок, 

    Там Бурёнка лежит 

    На теляток глядит. 

    А домой не идёт, 

    Молочка не несёт. 

    Надо кашу варить, 

    Деток 
    (можно произносить имя вашего малыша) 

    Кашей кормить. 

    (указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки) 

    Упражнением «Пастушок» желательно заканчивать пальчиковую гимнастику, так как оно содержит элементы массажа.
* * *


Когда вашему малышу исполнится 2,5-3 года, начинайте разучивать упражнения без речевого сопровождения: ребёнку объясняют выполнение того или иного задания, демонстрируя действия на себе. В этом возрасте рекомендую использовать фигурки с изображаением животных, птиц, предметов. Все фигурки — с небольшим стихотворным сопровождением. 

* * *
    «ОЧКИ»

    (большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам) 

    Бабушка очки надела 

    И внучонка разглядела.
     


    «СТУЛ» 

    (левая ладонь — вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз) 

    Ножки, спинка и сиденье - 

    Вот вам стул на удивленье.



    «СТОЛ»
     

    (левая рука — в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка) 

    У стола 4 ножки 

    Сверху крышка, как ладошка.



    «ЛОДКА»
     

    (обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик) 

    Лодочка плывёт по речке, 

    Оставляя на воде колечки.



    «ПАРОХОД» 


    (обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх) 

    Пароход плывёт по речке 

    И пыхтит он, словно печка.



    «КОЗА» 


    (внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем) 

    У козы торчат рога, 

    Может забодать она.



    «ЖУК» 


    (пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими) 

    Жук летит, жук жужжит 

    И усами шевелит.
* * *

Раз, два, три, четыре, пять —

Вышли в садик погулять

Ходим-ходим мы по лугу,

Там цветы растут по кругу

Лепесточков ровно пять,

Можно взять и посчитать

Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет

1–2 строчки – пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки.

3–4 строчки – указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания лаодони другой.

5–6 строчки – считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их.

Затем читаем стихотворение снова и повторяем все движения на другой руке.

* * *

Поиграли – отдохните,

Ваши пальчики встряхните,

Сгибайте ваши пальчики,

Совсем как ушки зайчики

Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет

1–2 строчки – расслабляем руки и встряхиваем их.

3–4 строчки – обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу, приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз.

Стихотворение и все движения можно повторить.

Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет

* * *

Волк раскроет свою пасть,

Хочет зайчика украсть:

Щелк да щелк, и снова щелк!

Не поймает зайца волк,

Пастью щелкет напрасно —

Заяц бегает прекрасно!

Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет

1–4 строчки – указательный, средний, безымянный и мизинец на обеих руках прижимаем друг к другу, а подушечку большого пальца то прижимаем к сомкнутым четырем пальцам, то отпускаем, изображая волчью пасть. Щелкаем «пастью» на обеих руках.

5–6 строчки – расслабляем пальцы на обеих руках и «бежим» ими по столу, прикасаясь к его поверхности подушечками

Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет

* * *

В домике сидит волчок,

Он глядит на вас в глазок,

Может дверку приоткрыть

И за пальчик укусить,

Если больно, то немножко

Разотри свои ладошки!

Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет

1–2 строчки – из обеих кистей рук делаем «подзорную трубу» или «бинокль» и приставляем к глазам.

3–4 строчки – из одной ладони делаем «волчью пасть», как в предыдущей игре, а пальцы другой руки подносим к «пасти» и захватываем их ею, выполняя поглаживающие движения подушечками.

5–6 строчки – легкими движениями растираем ладони одна о другую.

Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет

* * * 

Избушка на лужочке,

Двери на замочке,

Ключик быстро подберем

И избушку отопрем.

Отряхнем ладошки,

Отдохнем немножко.

Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет

1  строчка – делаем «домик» из обеих рук, соединяя их подушечками пальцев и основаниями ладоней.

2 строчка – соединяем пальцы в замок.

3–4 строчки – выполняем вращение большими пальцами обеих рук (один вокруг другого), не размыкая замка.

5–6 строчки – размылкаем пальцы, расслабляем ладони и легкими движениями встряхиваем их.

* * *

Крылья нашей мельницы

У ветерка как пленницы —

Как ветер переменится,

Так повернется мельница.

Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет

1–4 строчки – прижимаем друг к другу ладони и выполняем растирающие вращательные движения. Пальцы при этом не соприкасаются.

Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет

* * *

Всех помощников опять

Надо быстро сосчитать:

Этот брат дрова рубил,

Этот братец щи варил,

Этот брат готовил кашу

На семью большую нашу.

Этот веником махал,

Чисто-чисто подметал,

Ну а этот маленький

Спал у нашей маменьки.

Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет

1–2 строчки – хлопаем в ладоши или растираем их одна о другую.

3–8 строчки – в соответствии с текстом стихотворения пальцами одной руки растираем пальцы второй руки, начиная с большого, так, чтобы у «маменьки» «спал» мизинец. Затем повторяем все для другой руки.

Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет


Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. 


˙·•●ღОлеся♥ღ●•·˙
˙·•●ღОлеся♥ღ●•·˙
Сочи
5147946

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Полинка Шершин
Полинка Шершин
Аня
12 лет
Тимофей
10 лет
Николушка
7 лет
Решетиловка
СПАСИБО))))
Пожаловаться
Полинка Шершин
Полинка Шершин
Аня
12 лет
Тимофей
10 лет
Николушка
7 лет
Решетиловка
Супер!!! огромное Вам спасибо. Я только недавно узнала что нужно с ребенком заниматься на счет речи, думала что сам начнет говорить, но увы, уже 2 года а кроме мама папа ляля, и т. д. он ничего не хочет говорить!!! теперь направляем все усилия чтобы он заговорил!!!! 
Пожаловаться
˙·•●ღОлеся♥ღ●•·˙
˙·•●ღОлеся♥ღ●•·˙
Сочи
Правильно, надо заниматься. У меня в Журнале много разной информации, прошу)
Пожаловаться
Мария
Мария
Свердловск
спасибо Вам!
Пожаловаться
˙·•●ღОлеся♥ღ●•·˙
˙·•●ღОлеся♥ღ●•·˙
Сочи



Пожаловаться
Mari4ka
Mari4ka
Павлоград
То, что нужно!) Спасибо!)
Пожаловаться
˙·•●ღОлеся♥ღ●•·˙
˙·•●ღОлеся♥ღ●•·˙
Сочи
Пожаловаться
TatЬyanka
TatЬyanka
жулик
13 лет
Нижний Новгород
Спасибо! В закладки
Пожаловаться
Яна
Яна
Роберт
8 лет
Курган
Очень познавательная статья! все в закладки!
Пожаловаться
Талина ИбблаГхыр
Талина ИбблаГхыр
Тюшенька
11 лет
Ростов-на-Дону
Отличная статья! В закладки!



Пожаловаться
Лурека Инесса
Лурека Инесса
Жозефин
10 лет
Ницца
Замечательная статья.Я как раз пальчиковые игры с дочкой осваиваю, стишки нужны.
Пожаловаться
Лани
Лани
Доча
13 лет
Екатеринбург
Ы закладки,  статьи  все классные
Пожаловаться
Olga
Olga
Сыночек
10 лет
Хенли-он-Темс
Супер!!! Спасибо за статью
Пожаловаться
МамаДараХаЯ
МамаДараХаЯ
Доминик
6 лет
отличная статья)
утащила в закладки, спасибо)