Подготовка к школе. Советы психолога)


Поступление вашего ребенка в первый класс – это не только праздник в семье, но и масса непривычных проблем и забот. Безусловно, Вы хотите, чтобы  Ваш ребёнок хорошо училось и, конечно же, оставалось здоровым и веселым. Многое здесь зависит от того, насколько серьезно Вы отнесетесь к этому вопросу. «До школы еще целый год», – часто слышим мы на родительском собрание и педагоги дошкольного образования  зачастую отвечают Вам:

-До школы только один год!  И Вы должны успеть, если хотите, чтобы ребенок не только хорошо учился, но и сохранил свое здоровье.

Действительно, понимаем ли мы, взрослые, что учиться трудно? А главное – готовы ли мы к школьным трудностям и к школьным неудачам наших детей? Ну вот, скажете Вы, зачем же настраиваться на неудачи и сложности, ведь детские сады и семья делают все, чтобы подготовить ребенка к школе и надеются, что особых проблем не будет.

Всё ли?

Школьные трудности неизбежны (к этому мы должны быть готовы), кто-то пройдет их незаметно, а для кого-то они могут стать непреодолимым препятствием. Здесь многое зависит от  дошкольного образования и дошкольного воспитания,  от  нашей помощи и поддержки. Понимаем ли мы, взрослые, что учеба – серьезный труд, требующий интеллектуального, эмоционального и физического напряжения? Знаем ли мы, что начало года всегда наиболее трудно, особенно для первоклассников. Причем приспособление к школе не заканчивается через неделю-две, для этого требуется почти полтора месяца. Учитываем ли мы, что первые неудачи, помноженные на непонимание и нетерпение взрослых, могут сломать малыша и надолго отбить охоту учиться?  Подготовка к школе и школьные успехи взаимосвязаны.

Хотелось бы поговорить о нас, взрослых, о нашем отношении к школьным успехам и, что еще важнее, к неудачам. Подумать вместе, готовы ли мы детские сады и семьи воспитанников  к  тому, чтобы  свести к минимуму школьные проблемы.  Правильно ли воспринимают и, всегда ли понимают родители  первоклашек, что только их поддержка может помочь ребенку преодолеть школьные трудности. Увы, родители, чаще нетерпеливы, нестерпимы и эгоистичны, хотя оправдывают это «благими намерениями». Но какими бы ни были оправдания, раздражение, крики, выяснения отношений, наказания, все это – дополнительные стрессовые ситуации, это всегда ребячья боль от непонимания и обиды. Главное, что это  только усугубляет  трудности и создает новые проблемы. Вот еще что важно: чем больше  старания родителей до школы, чем больше внимания они уделяют детям, тем выше их родительский уровень притязаний, тем больше надежд, тем желаннее успеха, только успехи, к сожалению, желания родителей не столь уж часто совпадают с возможностями детей. Очень горьким бывает разочарование, огорчение, растерянность, когда  у нашего  солнышка, на которого Вы возлагали столько надеж, неудачи следуют одна за другой.

«Уже до школы Вася считал, читали и, хотя ему было только шесть, мы считали, что он спокойно одолеет начальную школу за три года,  да еще были уверены в отличных успехах… Сейчас он в третьем классе, моим мечтам об отличных успехах так  и не суждено было осуществиться… Почему?»

Первый год  в школе – это своего рода испытательный срок для семьи, когда четко проявляются все родительские недоработки, невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие  контакта и неумение помочь.

Порой не хватает  в семье терпения и снисходительности, спокойствия и доброты; часто из «добрых побуждений»  семья становится виновником «школьных стрессов». Почему?  Скорее всего, потому что не всегда учитывают сложность и длительность процесса. Не день, не  неделя требуются для того, чтобы  освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

Вот этот процесс приспособления ребенка к школе,  к  условиям  после дошкольного образования, соответствия новому виду деятельности ребенка и новым нагрузкам и называется адаптацией. Именно поэтому вся система обучения и воспитания в школе и дома  должна быть построена так, чтобы и учитель, и родители знали и учитывали, какую «цену» платит организм каждого ребенка за достигнутые успехи, особенно на первых порах обучения. А главное, чтобы могли сопоставить успехи и «цену».

Выделено три основных этапа, или фазы адаптации.

1 фаза – ориентировочная, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, практически вся   нервная система ребёнка отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго – 2-3 недели и только затем наступает.

2 фаза – неустойчивого приспособления,  когда детский организм ищет и находит  какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия.

3 фаза – это период относительного устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.

Продолжительность всех трех фаз адаптации приблизительно 5-6 недель, или до конца октября, а наиболее сложными являются 1-4 недели (1 и 2 фазы).

Несоответствие требований взрослых и возможностей ребенка ведут к неблагоприятным изменениям функционального состояния центральной нервной системы, к резкому снижению учебной активности, работоспособности, развитию утомления.

Если  в семье удастся разумно организовать жизнь  ребенка, это облегчит  взаимное познание, убережет от многих неприятностей в будущем и подарит часы общения с близким человеком.

Итак, некоторые практические рекомендации:

1.  Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбу и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

2.  Не торопите. Умение рассчитать время – Ваша задача, и если это плохо удается, это не вина ребенка.

3.  Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придется много поработать.

4.  Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая»: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня н было плохих отметок» и т.п. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.

5.  Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как Вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми), если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.

6.  Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.

7.  Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем происходил ребенка. Кстати, всегда не лишне выслушать «обе стороны» и не торопитесь с выводами.

8.  После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо 2-3 часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления  сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.

9.  Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки», лучше, если они будут подвижным.

10.  Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна Ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) – необходимы.

11.  В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то…», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка и Вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

12.  Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, радости и неудачи.

13.  Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.

14.  Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников (3-4 недели для учащихся 2-4 классов), конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательным к состоянию ребенка.

15.  Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы.

16.  Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим – «ты уже большой» 7-8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает сиять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.

Завтра новый день, и  семья должна сделать все, чтобы  Ваше чадо, Ваше солнышко было  спокойным, добрым и радостным. При желании можно прожить его без нервотрепки, и нотаций.

Итак, до школы осталось немного времени. Используйте его так, чтобы у вашего  солнышка было как можно меньше проблем в этот трудный для него период. Многое зависит от Вас, от Вашего терпения и организованности, от желания помочь своему ребенку. Только при этом условии Вы сохраните  и его здоровье, и интерес к учебе.

Подготовлено: педагогом-психологом Давыдовой Л.Е.


думаю могут пригодиться)

Подготовка к школе. Советы психолога)


Вера
Вера
Тольятти
181075

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Лани
Лани
Доча
12 лет
Екатеринбург
и где они?
Пожаловаться
Вера
Вера
Тольятти
сорри)) ссылку-то забыла
Пожаловаться
Лани
Лани
Доча
12 лет
Екатеринбург
а ссылку и нельзя по правилам сайта!
Пожаловаться
Вера
Вера
Тольятти
ну значит скопирую щас
Пожаловаться
Вера
Вера
Тольятти
так лучше?
Пожаловаться
Лани
Лани
Доча
12 лет
Екатеринбург
отлично, сразу в закладки!
Пожаловаться
Лани
Лани
Доча
12 лет
Екатеринбург
Хорошая информация, говорю как мать школьника
Пожаловаться
Вера
Вера
Тольятти