Для детей раннего возраста

В возрасте двух лет очень важно физическое развитие: координация и согласованность движений. Чем лучше ребенок знает свое тело, то есть может контролировать его и управлять им, тем проще ему познавать окружающий мир и осваивать новые, неизвестные для него ранее виды деятельности.

Координация движений определяется развитием большой и мелкой моторики.

Большая моторика – это все те движения, которые связаны с передвижением тела в пространстве – бег, подпрыгивание вверх, перешагивание, подъём и спуск по лестнице, удары по мячу ногой, сохранение равновесия.

Мелкая моторика – это точные и плавные движения рук, а также их координация со зрением (например, когда необходимо взять из ряда лежащих игрушек именно ту, которую хочется) рисование линий, строительство башен домов из 4- 6 кубиков, разрезание бумаги, держа ножницы одной рукой.

Основная задача на данном этапе – продолжать предоставлять ребенку свободу для тренировки координации движений и развития ловкости. Более пристальное внимание следует обратить на развитие мелкой моторики. Это связано с тем, что, в данном возрасте существует прямая взаимосвязь между развитием мелких движений рук и развитием речи. Развитие мелкой моторики ребенка, способствует развитию его речи.

Познавательное или интеллектуальное развитие рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия). Ребенок в два года реагирует на музыку или ритм, качаясь и приседая в такт; выполняет простые указания и просьбы, предполагающие два-три действия; повторяет части детских стишков или рассказывает их вместе с кем-нибудь из взрослых; стремится разобрать на части или разломать предмет, чтобы изучить его (проявление исследовательской позиции); знает 130-200 слов; объединяет слова в простые предложения и короткие фразы.

В этом возрасте речь является основным, ведущим психическим процессом, который в значительной мере влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Период от 1,5 до 3 лет самый чувствительный для активного развития речи. В этом возрасте мозговые структуры, ответственные за речь, оказываются наиболее восприимчивыми к влиянию среды, способствующей усвоению родного языка. Речь развивается сразу в нескольких направлениях: осваиваются грамматические правила построения фраз, заканчивается овладение произношением звуков речи, развивается способность связно выражать мысли в речевой форме, совершенствуется понимание речи.

Социальное развитие включает в себя умения и навыки ребенка взаимодействовать с внешним миром и общаться с другими людьми. Необходимо отметить, что в данном возрасте большое значение приобретают навыки самообслуживания. К двум годам ребенок проситься и ходит на горшок; заинтересованно относиться к процессу одевания, пытается самостоятельно одеться; моет и вытирает руки; ест самостоятельно и умеет пить из чашки; умеет самостоятельно пользоваться вилкой, ложкой; чистит зубы с помощью взрослого; имитирует поведение взрослого.

К трём годам ребёнок становится очень любознательным и самостоятельным, требует больше внимания со стороны взрослых. Это переломный момент, который можно рассматривать как итог развития ребенка от его рождения. В три года малыш уже имеет достаточно обширный круг знаний об окружающем мире – он познакомился с ним через собственную деятельность и общение, с помощью книг и мультфильмов. В этом возрасте значительные качественные изменения происходят в социальной и интеллектуальной областях развития. Что касается физического развития ребенка, то здесь в основном тренируются и совершенствуются уже имеющиеся навыки и умения.

В этом возрасте развитие ребенка, как никогда, зависит от взрослых. Освоение новых форм деятельности и поведения во многом связано с теми возможностями, которые создаются в окружении ребенка.

Интеллектуальное развитие к трем годам: ребенок знает 1200-1500 слов, не только знает и понимает слова, обозначающие реально воспринимаемые 'сейчас' предметы, но и представляет образы предметов, которые не находятся непосредственно в поле его зрения; знает 5-6 форм (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник); 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый и черный); знает такие понятия, как 'один – много', 'большой – маленький'; понимает предлоги 'на', 'под', 'за', 'перед', 'в'; может сложить по представленному образцу картинку из З-5 частей; начинает ориентироваться в пространстве (запоминает дорогу к магазину, в парк, к бабушке, в детский сад); отгадывает загадки; слушает сказки, рассказы, стихи, заучивает их; рисует, лепит, занимается аппликацией или конструированием, чаще всего с помощью взрослого.

В социальном развитии трёхлетний ребёнок продолжает развиваться и совершенствовать навыки самообслуживания, но большое значение приобретают и навыки общения и взаимодействия с другими людьми, в первую очередь со сверстниками.

Что касается навыков самообслуживания, к трем годам ребенок ест самостоятельно, соблюдая при этом гигиенические навыки и правила поведения; одевается самостоятельно: справляется с молнией, застегивает крупные пуговицы, надевает обувь; умеет попросить взрослых о помощи.

Сфера общения характеризуется следующим: ребенок начинает ощущать необходимость партнеров для совместных игр; появляется способность играть не рядом, а вместе с другими детьми, воспринимать некоторые правила и подчиняться им; ребенок называет других по имени; ребенок понимает опасность и стремится избежать опасных ситуаций.

Очевидно, что при таком количестве знаний и умений ребенка родителей все больше беспокоит, соответствует ли уровень развития их малыша возрастному идеалу. Все дети развиваются разными темпами, многое зависит от темперамента ребенка, оттого, сколько времени родители проводят с детьми, как общаются с ними. И неумение малыша сегодня выполнить какое-либо из вышеперечисленных заданий вовсе не означает, что он отстает в развитии.

Дети растут очень быстро, и каждый новый год приносит ребенку и взрослым радости открытия и типичные проблемы. Важно своевременно организовать жизнь малыша, чтобы он смог максимально использовать возможности своего возраста и резервы роста.

И здесь главную роль играют близкие ребенку люди: родители, воспитатели, няни, которые помогают ему гармонично развиваться, создают психологический и физический комфорт.

'Кризис 3-х лет' является сложным, но нормальным периодом в жизни любого ребенка. Он овладевает новыми, более взрослыми формами поведения, познает самого себя.

Главное в развитии ребенка – становление его самостоятельности. К этому возрасту он начинает осознавать свои потребности и способен стремиться к достижению целей, которые сам перед собой ставит. Ребенок начинает приобретать свое 'я'. Он не только осознает себя, но и способен физически обеспечить себе независимость в передвижении.

Кризис проявляется как бунт против авторитарного воспитания: это по сути протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте.

Негативизм и упрямство развиваются внутри отношений взрослых и ребенка. Когда ребенок начинает чувствовать себя способным действовать самостоятельно достаточно успешно, он стремится сделать 'сам'. Попытки обращаться с ребенком в рамках сложившихся прежде отношений могут привести к поддержанию негативизма и упрямства. Именно взрослый как более социализированный человек должен в каждом отдельном случае найти выход из детского противостояния, ведущего к чувству глубокого переживания ребенком своего обособления от других. Ведь настаивая на своем, ребенок не только реализует свою самостоятельность, но и впервые испытывает отторжение от других, которое провоцирует он сам, своей волей или дурным поведением.

Так, ребенок очень рано в 3 года прекрасно понимает разницу между своей активностью ('Я сам') и активностью, идущей от взрослого, направляющего и регулирующего его деятельность. В период собственной активности дети крайне отрицательно относятся к любому вмешательству со стороны взрослого, что имеет принципиальное значение для развития самостоятельности и независимости, творчества и для формирования полноценной личности с высокой самооценкой и самоуважением. Недаром дети так яростно и эмоционально отстаивают свое право на самостоятельность. Они намного выше ценят собственные достижения, чем те, которые были получены с помощью взрослого (хотя последние могут быть по своему качеству значительно выше).

При внимательном, мудром и заботливом отношении к ребенку он может не проявлять столь острые формы негативного поведения или быстро преодолевать эту фазу развития.

Необходимо осознать, что пришло время для более самостоятельного выбора ребенка, предоставления ему больших возможностей, чтобы определить, кто этот маленький человек и что ему нужно.

Взрослым необходимо всячески поддерживать активность ребенка, это поможет ему сформировать такие качества, как целеустремленность, независимость, самоуважение.

При благоприятном выходе из 'кризиса 3-х лет' ребенок вступает в качественно новые отношения с родителями. У нёго появляется гордость за свои достижения. Это выражается в определенном комплексе поведения.

  • Стремление к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируют с предметами, но настойчиво ищут нужный способ решения задачи. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного – они не меняют своих намерений и конечной цели.
  • Достигнув желаемого, дети стремятся тут же продемонстрировать свои усилия взрослому, без одобрения которого эти усилия в значительной степени теряют свою ценность (отрицательное или безразличное отношение взрослого к их результату может обидеть ребенка, даже ранить его психику).
  • Обострение чувства собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию своих достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, в баловстве и преувеличении собственных успехов.

Главное – ребенок должен быть уверен в том, что, как бы он себя не вел, его всегда будут любить, и никогда не бросят. Нужно уважать то мужество, которое требуется ребенку, переживающему первый кризис самопознания.

В помощь детям и родителям создаются группы развития при детских садах.

Именно здесь, детям помогут осознать свою самостоятельность, помогут родителям в воспитании и обучении ребенка, помогут детям и родителям наиболее безболезненно преодолеть все кризисы возраста.

А для этого в группах развития сделано все возможное: развивающая среда, квалифицированные педагоги, грамотные специалисты.

Для детей подбирают полезные и соответствующие возрасту развивающие игры, игрушки и пособия, сенсорные игры.

Цель групп развития – гармоничное и грамотное обучение, осуществление первого коммуникативного опыта и привыкания к новой среде. Работа в группах организована с учетом индивидуальных особенностей, интересов, уровня развития, кризисных периодов детей. Дети открывают свои возможности через освоение новых видов деятельности (лепка, рисование, аппликация и т. д.). В кризисный период трех лет, когда обострена тяга к самостоятельности, занятия в группах помогут раскрытию личности, творческих способностей детей. Эти группы также очень помогут детям с проблемами адаптации. Ребенок на занятиях может находиться вместе с мамой, занятия в группе длятся не долго – от трех до четырех часов, нет жестких режимных моментов, много возможностей в совместной деятельности с другими детьми.

Игровая комната оборудована с точки зрения безопасности детей. В группе большое количество разнообразных игр, проводятся развивающие занятия, занятия спортом. Дети учатся петь, танцевать, гуляют на свежем воздухе. В группе небольшое количество детей примерно одного возраста. С детьми занимаются квалифицированные педагоги, использующие современные программы и методики. Каждому ребенку уделяться много внимания. Задача взрослого гармонично развивать ребёнка, уважать его привычки и потребности, воспитать свободную, творческую личность


Орлова Наталья
Орлова Наталья
Сергей
14 лет
Воскресенск
002273

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества