Кризис 2 лет. Воспитание характера.


Нашему сыну сейчас 1 год и почти 11 месяцев, и мы уже в полной мере ощутили прелести так называемого кризиса 2 лет. В целом хочется сказать, что осознание ребенком себя как личности и проявления этой личности — процесс совершенно замечательный и необыкновенный, и наблюдать за этим очень интересно. Но одновременно мы, являясь родителями в первый раз, столкнулись с рядом важных вопросов, ответы на которые я попытаюсь сформулировать в этом посте. 


1. Что делать, когда ребенок пытается решить вопрос плачем?

Если ребенок пытается решить вопрос плачем — будь то мультики, игрушка, нежелание умываться или что-то еще -  не суетимся!  Не пытаемся его отвлечь, заболтать и так далее. Говорим: Саша (Ваня, маша и так далее), плакать бесполезно и неинтересно. Если хочешь — можешь поплакать, а я пойду заниматься интересными делами. Поплачешь — приходи ко мне, я тебя буду ждать. В таких случаях ребенок всегда приходит через несколько минут, которые нужно спокойно перетерпеть и не нервничать. Когда пришел — обнять, сказать что он молодец, что мы и не сомневались что он сам все поймет, и занять интересным делом (после проведения того с чего начался плач — умывания, переодевания и т.д.). 

При этом помним, что мы не осуждаем сам факт выражения ребенком эмоций, а осуждаем способ этого выражения — плач и истерику. Это нужно дать понять ребенку. Формируем модель — «плакать это неинтересно и бесполезно».

2. Как преодолеть негативизм и развивать бытовые навыки?

Возможно, это наша специфическая сложность, но у нас так. Научившись что-то делать сам (есть ложкой, одевать трусики и так далее), сын быстро теряет к этому интерес и отказывается это делать. Как действовать в таком случае?

Не даем ребенку понять, что нам это нужно больше чем ему. То есть — не навязываем. Вызываем  интерес и мотивацию словами «вот если бы ты был большой и сам ел ложкой, то мы могли бы с тобой — полететь на самолете, поплыть на корабле, пригласить в гости много деток, и так далее». Формируем модель — «быть большим это здорово, а чтобы быть большим нужно есть ложкой и самому одеваться»

3. Как помочь ребенку в развитии самостоятельности?

Тут главное — не мешать! Все новые навыки самостоятельности  очень поощряем и не мешаем им развиться!  Это одевание, обувание, уборка своих вещей (грязную одежду он сам уносит в стирку), уборка и мытье посуды (сам доносит до раковины, моет стоя на лесенке), уборка игрушек, кормление кошки, выбор одежды на прогулку (даем две футболки и предлагаем выбрать в какой пойдет), участие в готовке еды. Выполняя любое действие, помним, что хорошо бы дать ребенку возможность выполнить его самому или поучаствовать. 


Важно — когда ребенок что-то делает сам, мы НЕ стоим над душой, готовые в любой момент помочь. Если так делать — мы даем понять что сомневаемся в его силах. Находимся недалеко, хвалим когда справился, подбадриваем, корректируем («нет, доделай пожалуйста все аккуратно, нужно все делать хорошо!») 


И еще пара моментов, которые мы в нашей семье считаем нужным выполнять, чтобы не мешать ребенку развиваться свободно и эффективно:


Самостоятельные игры

Если ребенок играет самостоятельно один, тихо уходим и занимаемся другими делами. Самостоятельная игра  необходима  для формирования самодостаточной личности, и мы обязаны дать ребенку эту возможность. 


Игра на спорткомплексе и другие подвижные игры

У нас «Ранний старт» и сын активно на нем занимается. Однако этот пункт относится к любым подвижным играм, например, на детской площадке.  При игре на спорткомплексе -  не стоим над душой, готовые подхватить ребенка в любой момент. Если так делать, то у него во-первых есть большой соблазн баловаться и не контролировать свое положение, а во-вторых — мы ему даем понять что сомневаемся в его ловкости и силе. Находимся недалеко, но не нависаем над ребенком. В этом случае он свободно играет и развивает ловкость и координацию.

Это лишь малая часть вопросов, ведь воспитание личности — процесс многогранный и непостижимый, и по моему глубокому убеждению, это — самая увлекательная вещь в мире! :)


Буду рада вашим комментариям!


Оставить отзыв о статье можно здесь:

Сайт БиоИнстинкт



Вероника
Вероника
Андрей
12 лет
Москва
061045

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Наталья
Наталья
Ксения
14 лет
Кузнецк
да уж, этот кризис 2х лет  … заметила, как только дочка вошла в этот период, то стала такой вредной. все хочет делать сама. все время говорит «я сама!!!!» это касается ВСЕГО. мыть руки, чистить зубы, есть, наливать воду из горячего чайника, на улице лазить везде, бегать… очень тяжело, конечно, но приходиться справляться, стараюсь все объяснять, что некоторые опасные вещи делать нельзя… иногда получается. вот только думаю, что буду делать, когда родится второй ребеночек    ведь сейчас весь день посвящен дочке.. 
Пожаловаться
Светлана
Светлана
Москва
да  уж, а у нас когда истерика, я ее сразу на ручки и пытаюсь отвлечь… ну вот допустим на площадке, там кругом другие люди-дети и ее просто не оставишь! А еще я очень переживаю за горки во дворе, сейчас столько новых загогулин-горок поставили, я стараюсь ее страховать, не хочу, чтоб она упала, а она лезет без страха!!! Муж меня критикует, говорит, что не надо так, но у меня сердце обрывается… вообщем, тяжело следовать советам, ох как тяжело! :)
Пожаловаться
Вероника
Вероника
Андрей
12 лет
Москва
Да, тяжело )) я тоже бью себя буквально по рукам, когда хочется сына лишний раз подстраховать. Но — это важно для него, а излишняя забота сослужит только плохую службу, и каждый раз напоминая это себе можно постепенно научиться отпускать ситуацию.
По поводу истерик, еще есть один момент — важно дать ребенку опыт проживания этой ситуации и самостоятельного выхода из нее. А забалтывая мы искусственно их выводим, не давая прожить и понять как действовать.
Пожаловаться
AlbinaS
AlbinaS
Арсений
11 лет
Ева
7 лет
Уфа
хорошая статья
Пожаловаться
Вероника
Вероника
Андрей
12 лет
Москва
Спасибо )
Пожаловаться
Маринка
Маринка
Москва
в закладки)))