1. Что делать, когда ребенок пытается решить вопрос плачем?
Если ребенок пытается решить вопрос плачем — будь то мультики, игрушка, нежелание умываться или что-то еще - не суетимся! Не пытаемся его отвлечь, заболтать и так далее. Говорим: Саша (Ваня, маша и так далее), плакать бесполезно и неинтересно. Если хочешь — можешь поплакать, а я пойду заниматься интересными делами. Поплачешь — приходи ко мне, я тебя буду ждать. В таких случаях ребенок всегда приходит через несколько минут, которые нужно спокойно перетерпеть и не нервничать. Когда пришел — обнять, сказать что он молодец, что мы и не сомневались что он сам все поймет, и занять интересным делом (после проведения того с чего начался плач — умывания, переодевания и т.д.).
При этом помним, что мы не осуждаем сам факт выражения ребенком эмоций, а осуждаем способ этого выражения — плач и истерику. Это нужно дать понять ребенку. Формируем модель — «плакать это неинтересно и бесполезно».
2. Как преодолеть негативизм и развивать бытовые навыки?
Возможно, это наша специфическая сложность, но у нас так. Научившись что-то делать сам (есть ложкой, одевать трусики и так далее), сын быстро теряет к этому интерес и отказывается это делать. Как действовать в таком случае?
Не даем ребенку понять, что нам это нужно больше чем ему. То есть — не навязываем. Вызываем интерес и мотивацию словами «вот если бы ты был большой и сам ел ложкой, то мы могли бы с тобой — полететь на самолете, поплыть на корабле, пригласить в гости много деток, и так далее». Формируем модель — «быть большим это здорово, а чтобы быть большим нужно есть ложкой и самому одеваться»
3. Как помочь ребенку в развитии самостоятельности?
Тут главное — не мешать! Все новые навыки самостоятельности очень поощряем и не мешаем им развиться! Это одевание, обувание, уборка своих вещей (грязную одежду он сам уносит в стирку), уборка и мытье посуды (сам доносит до раковины, моет стоя на лесенке), уборка игрушек, кормление кошки, выбор одежды на прогулку (даем две футболки и предлагаем выбрать в какой пойдет), участие в готовке еды. Выполняя любое действие, помним, что хорошо бы дать ребенку возможность выполнить его самому или поучаствовать.
Важно — когда ребенок что-то делает сам, мы НЕ стоим над душой, готовые в любой момент помочь. Если так делать — мы даем понять что сомневаемся в его силах. Находимся недалеко, хвалим когда справился, подбадриваем, корректируем («нет, доделай пожалуйста все аккуратно, нужно все делать хорошо!»)
И еще пара моментов, которые мы в нашей семье считаем нужным выполнять, чтобы не мешать ребенку развиваться свободно и эффективно:
Самостоятельные игры
Если ребенок играет самостоятельно один, тихо уходим и занимаемся другими делами. Самостоятельная игра необходима для формирования самодостаточной личности, и мы обязаны дать ребенку эту возможность.
Игра на спорткомплексе и другие подвижные игры
У нас «Ранний старт» и сын активно на нем занимается. Однако этот пункт относится к любым подвижным играм, например, на детской площадке. При игре на спорткомплексе - не стоим над душой, готовые подхватить ребенка в любой момент. Если так делать, то у него во-первых есть большой соблазн баловаться и не контролировать свое положение, а во-вторых — мы ему даем понять что сомневаемся в его ловкости и силе. Находимся недалеко, но не нависаем над ребенком. В этом случае он свободно играет и развивает ловкость и координацию.
Это лишь малая часть вопросов, ведь воспитание личности — процесс многогранный и непостижимый, и по моему глубокому убеждению, это — самая увлекательная вещь в мире! :)
Буду рада вашим комментариям!
Оставить отзыв о статье можно здесь:
Сайт БиоИнстинкт
По поводу истерик, еще есть один момент — важно дать ребенку опыт проживания этой ситуации и самостоятельного выхода из нее. А забалтывая мы искусственно их выводим, не давая прожить и понять как действовать.