Был у меня порыв написать про психософию относительно детей, но потом я нашла уже готовые статьи, так что просто копипаст, источник в конце :)
Итак, о чем же психософия. Она о том, какие приоритеты выставляет человек своей жизни. В ней существует 4 категории: физика (наша физическая энергия), логика (умственная энергия), эмоции (энергия эмоциональных переживаний) и воля (сила желаний или целей). Они все распределены по уровням сверху вниз по вертикали. Соответственно, чем выше уровень, тем большая приоритетность и чем ниже, тем меньше. Также можно сказать, что избыток энергии с первой функции, перетекает на второй и так до четвертого.
Если представить в виде образов, то мне нравится образ воронки. Представьте, верхняя часть широкая, в ней избыток, и она довольна жесткая в верхней части. Это 1 функция. Средняя часть поуже и уже более гибкая, это вторая, потом идет узкая часть, горлышко и помните, если начать сыпать крупу в такую воронку с избытком, она скапливается в средней части и с трудом, медленно проходит в узкую часть. Вот эта узкая часть — это третья функция. Ну и четвертая функция – это то, что вышло в итоге. Если заужение пережато или совсем узкое, то выходит совсем мало, или вообще ничего не выходит, зато сверху пересыпается через край. А если там достаточно широко, то и 4 функции кое-что достанется.
Это была небольшая вводная часть, чтобы лучше себе представить как энергия приоритетов распределяется в психике с точки зрения психософии.
Первая функция
А теперь к практике. Мы будем продвигаться постепенно, и сегодня я расскажу, как определить какая функция у ребенка первая.
Если говорить в общем, то девиз первой функции примерно такой: «Есть мое мнение и оно единственно верное. Для меня вашего мнения не существует.» Она всегда в избытке.
Первая функция — воля (царь)
Если на первом месте стоит воля, ее еще называют царь, такой ребенок точно знает, чем он хочет заняться и пытаться занять его чем-то против его воли практически невозможно. Одна из отличительных черт – упрямство. Первую волю можно только сломать. Договариваться с ней сложно, и сама она договариваться не будет, потому что первая функция монологовая.
Она мыслит примерно так: «Я решил сделать вот это. Либо вы со мной, либо я сам по себе, но буду это делать». То есть она просто идет и делает то, что ей нужно. Между решением и действием очень маленький промежуток. Еще, практически, первая воля может выражаться в том, что ребенок просто сообщает вам, что он пошел туда-то или решил сделать то-то, а вы стоите разинув рот от удивления, а почему он с вами не посоветовался. А ему это просто в голову не приходит, потому что первая воля: решил – сделал.
Первая — логика (догматик)
Если на первом месте стоит логика. А.Ю. Афанасьев называет первую логику – догматик. Один из признаков первой логики – это цепкая память. Они легко обучаются, запоминают и практически ничего не забывают.
Могут прокачивать через свой мозг гигантское количество информации и делать выводы. Также они обо всем имеют свое мнение, которое естественно взялось не с бухты барахты, а было многократно обдумано. Потому что они очень много думают.
И есть еще такой нюанс, если они о чем-то сформировали свое мнение, то изменить его сторонним рассуждением практически невозможно. Примерно как с 1 волей, только в области логики: «Вы либо согласны со мной, либо я остаюсь при своем мнении».
Первая — эмоция (романтик)
Это дети, которые легко, направо и налево расточают свои улыбки и признания в любви. Но помимо улыбок они также легко могут расточать истерические крики.
Одни из признаков — ребенок легко перескакивает с криков на улыбки и наоборот. Помню моя дочка, с первой эмоцией, сидит за столом. Входит папа, она принимает страдальческое выражение лица: «О, папа, мне дали такую ужасную кашу, есть невозможно», слезы, причем все очень натурально. Папа выходит, ребенок полностью меняет выражение лица и начинает петь веселую песенку. Заходит папа, картина с нытьем повторяется. Периодически первые эмоции могут переходит на стихотворный способ речи. У Пушкина, кстати, была 1 эмоция. И им совершенно все равно, слушают их эмоциональные излияния или нет, им важно их излить. Они умеют с выражением и очень эмоционально читать стихи.
Если им принесли подарок, они будут прыгать до потолка, танцуя и напевая. Выражение их эмоций довольно бурное. И тут тот же нюанс, им вообще все равно смотрят на них или нет, нравятся кому-то такие бурные излияния или не очень, главное, что они сами так чувствуют и сдерживать их не собираются, как первая логика не будет сдерживать свой ум, а первая воля желание действовать.
Первая — физика (собственник)
Такие дети чувствуют себя хозяевами материального мира. Весь материальный мир делится для первой физики на «моё» и «не моё». Любой конфликт ребенок с первой физикой будет решать силовыми способами.
Ему очень важно быть иметь качественные вещи, чтобы не хуже чем у всех, поскольку материальный мир играет для него большое значение. Но при этом при избытке, он легко делится своими материальными благами, и как я уже говорила, поскольку первая физика не диалоговая, она особо не спрашивает, надо ли тебе это или не надо: «Я даю и будь добр бери!» Также могут иметь место такое явление как: «Мне это понравилось. Беру!» Такие дети могут быть очень привязаны к какому-то типу продуктов, и не выносят их вынужденного отсутствия. Ну и чаще всего такой ребенок первым делом потрогает или колотнет собеседника, тут уж кому как повезет.
Интересный способ диагностики первой функции по взгляду:
первая воля смотрит в упор,
первая логика смотрит задумчиво,
первая эмоция смотрит с лучезарной улыбкой,
а первая физика не смотрит, а сразу лезет обниматься, бодаться или хотя бы просто потрогать.
Если у ребенка первая физика, ему обязательно надо заниматься спортом и вообще любыми видами физической нагрузки.
Если у него первая эмоция, то ему обязательно нужно заниматься эмоциональными видами деятельности, типа театра, танцев, пения, любые виды выступлений и т. д.
Если первая логика, то подгружать интеллектуально. Такие дети обычно рано начинают читать, поэтому следить за тем, чтобы в поле зрения всегда были новые книги и была почва для изучения и раздумий…
Если первая воля, то не мешать ему осуществлять свои желания.
Источник:

1. https://forum.baby.ru/blogs/post/760147947-164413220/
2. https://www.baby.ru/
3. https://www.baby.ru/
4. https://www.baby.ru/