еще статейка С чего начинается чтение?

С чего начинается чтение?


И правда с чего? С картинки в букваре?

Чаще всего этот вопрос родители задают себе, непосредственно готовясь обучать чадо чтению или записывая его на подготовительные курсы к школе.

Я надеюсь, что прочитав эту статью, большая часть вздохнет с облегчением, что все делала правильно, а остальные пересмотрят принцип «пойдет в школу (сад), там и научат».

На самом деле, чтение – это одно из звеньев очень длинной цепочки, и первое звено закладывается уже в самый первый день. Ведь прежде чем научиться узнавать буквы и складывать их в слова, ребенку нужно накопить немалый лексический багаж, чтобы потом, встретив слово в книге, он понимал, что означает сочетание этих нескольких букв. А чтобы такой чемоданчик слов был как можно больше, с ребенком нужно очень много разговаривать. Вроде все просто и всем известно, но попробуйте вспомнить, о чем вы говорили сегодня со своим малышом (особенно если он еще совсем мал). Вот несколько цифр для наглядности:

В целом к трем годам ребенок прободрствовал около 15 тысяч часов! Сколько из них вы посвятили общению – не обязательно серьезным занятиям по развитию речи, а пусть даже болтовне о пустяках?

В среднем малыш к этому возрасту услышал 20 миллионов обращенных к нему слов. Дети, растущие в семьях с разговорчивыми родителями, имели возможность услышать аж 35 миллионов слов, а трехлетки с несловоохотливыми родителями меньше десяти миллионов. А сколько родители дали, столько ребенок и получил:  средний трехлетка знает около 700 слов, словоохотливый – 1100, а дитя родителей-молчунов только 500!

Чувствуете разницу? Никакой воспитатель в саду не успеет выговорить вашему чаду то, на что вы не нашли время или желания в первые три года его жизни.

Что же делать с самого начала, чтобы в будущем у ребенка не возникло проблем с чтением?

1. По мнению профессора Тодда Рисли,  главное – говорить с ребенком, и говорить очень много!

Не обязательно философствовать, просто комментировать все свои действия: « Сейчас мама будет готовить суп, что бы приготовить? Суп-пюре или лучше борщ? Давай посмотрим, что у нас есть в холодильнике. Свеклы нет, зато есть брокколи. Значит, будем готовить суп-пюре, и к нему я поджарю гренки». Можно, конечно, просто сказать: «Уже обед, вот ешь суп». Но это будет «разговор по делу», и ребенок, копируя ваше поведение, и сам вырастет с мыслью, что говорить надо только по делу, то есть мало.

2. Не стоит возлагать большие надежды на аудио и видеоматериалы, особенно в первые года полтора – ребенку нужно видеть вашу реакцию и отношение к происходящему, так он учиться понимать не только слова, но и эмоции, которые они вызывают. Он прочитывает движение ваших губ и учится правильно произносить слова. А это еще одна важная часть при подготовке к чтению и письму – произнося слово неправильно, ребенок не сможет правильно его написать.

3.  Читаем вместе. По данным исследований, в США лишь 30% семей детям до пяти лет ежедневно читают книги! Мы, конечно, когда-то были самой читающей нацией в мире, но с тех пор читать мы стали блоги, ленты друзей, он-лайн газеты и электронные книги. Не спешите погружать ребенка в мир высоких технологий – листать картонные книги с крупными картинками можно начинать очень рано. Например, мы с дочкой, которой еще нет трех месяцев, делаем это – она лежит на боку и смотрит, как я листаю книгу и комментирую картинки. Такие книги – хорошее подспорье для родителей, которым кажется, что им пока не о чем говорить с ребенком. Просто описывайте, то, что нарисовано – вот мишка, большой. И лапы у него большие, а на лапах острые когти. Мишка любит мед, и не любит пчел. Видишь, какой он грустный? Его укусила пчела…» Когда малыш подрастет, разрешите ему самому переворачивать страницы, выбирать картинки, которые ему нравятся, самому выбирать книгу, которую он хочет посмотреть.

4.  Ответственно отнеситесь к выбору первой библиотеки малыша  – подумайте, удобно ли вам будет держать такую книгу в руках, сможет ли ребенок переворачивать страницы, нет ли деталей, которые могут открепиться, насколько удачны картинки (иногда я впадаю в ступор и не могу понять, какое животное хотел нарисовать художник). Ну и конечно – текст. Пусть это будет тот самый «великий и могучий русский язык», а не вирши вроде «обезьяна Олечка вертит голой попочкой». Обычно в первую библиотеку малыша попадают книги с картинами животных, окружающих предметов, игрушек, геометрических фигур, цветов. Очень хороши книги с коротким текстом и необычными иллюстрациями – например, книги Эрика Карла («Очень голодная гусеница», «Снежный сон», «Грубиянка в крапинку»), хороши и первые сказки («Репка», «Теремок», «Колобок») – ищите ту, что понравится вам и малышу – если есть возможность, можно прийти в книжный магазин вместе с ребенком, полистать книги и посмотреть, что ему понравится больше всего.

5. Пассивный запас ребенка гораздо богаче активного, поэтому продолжайте много разговаривать с ребенком даже когда он научился говорить. Используйте синонимы, сравнения, метафоры, цитаты из просмотренных вместе мультфильмов или просмотренных книг, строчки песен – научите ребенка любить язык, экспериментировать с ним, и тогда чтение станет для него естественной потребностью, а не будет восприниматься, как обязанность, которой нельзя избежать.

6. Когда ребенок уже научился говорить,  можно начать играть с языком – придумывать слова-рифмы, или подбирать слова, начинающиеся на одинаковый звук или слог – это прекрасная тренировка перед обучением чтению.

7. Из личного опыта: иногда я читаю вслух «взрослые» книги – лучше, конечно представлять, что и о чем вы будете читать заранее. Мы, например, читали Машу Трауб «О чем говорят младенцы». Смеялись очень много. Это первый шаг к пониманию, что книги могут быть интересны и без картинок. Ну и всегда хочется быть как мама с папой – мама с папой с книгами в руках – великий стимул для ребенка взять книгу в руки. Еще из наших традиций – походы в библиотеку. Это всегда событие – там много книг, которых нет дома. И есть дети, которые, оказывается, тоже любят книги. Моя мечта – создать детский книжный клуб, собирать детей своих знакомых и читать им интересные истории, потом делать что-то своими руками по мотивам прочитанного и пить чай с плюшками. По итогам встреч можно делать «книжное обозрение» — каждый слушатель рекомендует или наоборот не рекомендует эту книгу своим знакомым: например три слушателя решили, что книга хороша, а два – что так себе. Мы все это разместили на картонном трехцветном листе, туда же затем заносим оценки следующей истории. Потом выбираем книгу сезона, устраиваем церемонию награждения – снова перечитываем историю-победительницу и новую книгу того же автора.

7. Где вдохновляться и искать дополнительную информацию? Отличный сайт, посвященный вопросам подготовки к самостоятельному чтению - 

Тут сотни статей – для родителей, для педагогов, есть видеодискуссии специалистов, работающих в смежных областях. Очень вдохновляет на то, чтобы полчаса времени провести с ребенком, листая книги.

Еще один полезный англоязычный сайт  . Он посвящен различным аспектам воспитания детей, есть здесь большой раздел об обучении чтению, с материалами для различных возрастных категорий.

Пожалуйста, поделитесь тем, что вы читаете своим детям, и о чем говорите? И конечно, вечером возьмите любимую книгу, и почитайте ее с ребенком.


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества