Кое-что о жадности. Наблюдения с детской площадки.
Моя дочка пока охотно делится всем своим и также охотно хватает чужое. Делиться я ее не учу, а вот разграничивать, что это чужое и надо спрашивать — разъясняю. И, когда она расстраивается, если с ней не делятся, тоже говорю — ну это же «лялино». Но, как я вижу, это все — запас на будущее, пока она искренне не понимает, что и как.
Насколько я знаю, понимаю и вижу по всем детям, то возраст играет роль.
От 0 до 2 — время бессознательной щедрости.
От 2 до 4 — время бессознательной жадности. Т.е.ребенок искренне не понимает, а почему он должен делиться.
А после 4-х он остается жадным, но уже под давлением воспитания учиться делиться.
Но это моя теория.
Я, например, считаю, что жадность — не самое плохое качество. Уж куда лучше, чем неумение отказать, когда этим пользуются все подряд. Я всегда считала, что у альтруизма должны быть границы. Ведь во взрослой жизни мы не говорим — о, классная машина, дай покататься. А поделиться, например, плюшками к чаю на работе — это нормально. Так и в детстве: делиться конфеткой или яблочком нужно. Но когда я вижу, как ребенка просят поделиться любимой игрушкой и стыдят, если он не хочет ее отдавать, я всегда на стороне ребенка. Как жа так, это его вещь, и он имеет полное право ее не давать! Другое дело, он должен быть готов, что и другой не поделится с тобой. Здесь включается принцип «ты мне — я тебе», от которого никуда не денешься.
Следующий момент — избирательность. Я, например, охотно в институте давала конспекты переписывать, но если человек мне их вовремя не возвращал, чуть ли не до экзамена, то он попадал в «черный» список.
Часто у родителей и детей разнятся представления о жадности. Я вот с детства помню два случая. Первый — бабушка отдала часть моих кубиков мальчику из Чернобыля. Кубиков было 4 коробки, она из каждой по чуть нагребла и отнесла. Я заметила. И расстроилась до слез. Дело в том, что коробки были тематические (Москва, Ленинград, Псков и Новгород). И на каждый город кубики были сделаны с учетом архитектуры города. То есть, в Москве были кубики с нарисованной кремлевской стеной, в Ленинграде — колонны, в Пскове — маковки для церквей и т.д. Из отдельных кубиков в каждом наборе складывались цельные здания. А бабушка выбрала наобум, и в итоге стало не хватать логичных кусков. Но больше всего меня поразило, что она это сделала тайком, НЕ СПРОСИВ И НЕ ПОСОВЕТОВАВШИСЬ с ребенком. То ли не придала значения, то ли боялась, что я не захочу поделиться.
А я и была против! И устроила истерику. Она мне начала рассказывать, вот, мол у мальчика беда, им пришлось бросить дом, уехать, живут у чужих людей, ни денег, ни вещей, ни игрушек. А тут ему хоть маленькая радость. И я вот четко помню свою мысль — а почему она мне все это не сказала ДО того, как отдать эти злосчастные кубики? Мне было лет 6-7, но вот с того возраста сидит мысль, что ребенок — живой человек, личность, что с ним можно и нужно ГОВОРИТЬ, ОБЪЯСНЯТЬ И СЧИТАТЬСЯ С ЕГО ИНТЕРЕСАМИ.
Второй случай из той же серии, разве что мне было уже лет десять. Я собирала (и собираю) открытки. И вот я дома, приходят студенты из педучилища с заданием от моей мамы выбрать из моих открыток 15-20 штук. Им там надо было учителей, что ли поздравлять. и почему-то купить открытки у них не вышло, и мама вспомнила про меня. И поскольку пришла не она сама, а посторонние люди, отказать я не смогла. Единственное, что я сделала — не отдала особо ценные для себя экземпляры, но все равно они забрали много хороших и, главное, невосполнимых экземпляров. Вечером тоже была истерика, мама оправдалась, что дело было срочное, а открыток у меня много. И опять меня выбило не столько сама потеря, сколько то, что мама решила ЗА МЕНЯ И БЕЗ МЕНЯ. Вот.
Так что я понимаю, что вряд ли из меня для моих детей выйдет учитель щедрости. Скорее, это будет расчетливая вежливость.