Учёба_статья

Нравится мне эта статья. УЧЁБА продолжение Михаил Лабковский: Из детей, с которыми делали уроки, вырастают взрослые, которые ни за что не отвечают С известным российским психологом мы поговорили о том, как справиться с гиперактивным чадом, стоит ли наказывать за провинности и почему не надо делать с детьми уроки — Михаил, вы в своих статьях и интервью часто повторяете: с детьми уроки делать не надо. Многие возмущаются: ребенком надо заниматься! — Помогать ребенку надо только тогда, когда он тебя об этом просит. Если не просит — считайте, что у него все в порядке. Со мной уроки никто не делал, как и со многими советскими детьми. Став взрослым, я работал учителем и в начальной, и в средней школе. И оставался после уроков бесплатно делать с учениками домашнее задание — за те же 69 рублей месячной учительской зарплаты. Сидел и долбил с детьми эти уроки, а не звонил мамам и не говорил: «Вы знаете, у нас такая сложная программа!» Но с тех пор учителя испортились. Ведь домашнее задание учеников – это работа учителей, они за это зарплату получают. Отец и мать на другой работе работают. — Пока учителя с родителями спорят, кто должен, страдают интересы ребенка. — Когда родитель с ребенком делает уроки, для ребенка это засада. Ребенок снимает с себя всякую ответственность за эти уроки, не умеет распределять свое время, не учится решать проблемы, принимать решения, за себя отвечать. Оно вам надо? — Многие родители счастливы, если ребенок занят каждую минуту, думая, что свободное время – зло: дети попадают в плохие компании, учатся пить-курить и чего похлеще. — На самом деле наоборот: из-за того, что у ребенка нет свободного времени, он пытается где-то его найти. Потому и ищет компанию, где его, в отличие от родителей, нормально принимают, дают относительную свободу, ничего не хотят. Если вы дадите ему это дома – он будет расти свободным и точно будет знать, чего делать не надо. У ребенка должно быть минимум два часа в сутки, когда он ничем не занят. Они нужны ему для личностного роста. Если человека все время заорганизовывать, он никогда не поймет, чего хочет сам. В эти два часа он думает, чем ему заняться, и в этот момент он становится взрослым, сам строит свою жизнь. Когда вы его все время куда-то пихаете, он не понимает, что хочет, в чем его интерес — поэтому и делает всякие глупости. Проблема в том, что многие взрослые, которые не умеют ничего не делать, — очень жесткие невротики, им надо все время чем-то заниматься, иначе у них крыша едет. Это те люди, которые не могут на море поехать и два часа полежать на пляже, они все время должны быть чем-то заняты. Такому взрослому надо вначале разобраться со своей головой и тревожностью. «Благополучие любого человека заключается не в оценках, а в самочувствии» — Для многих родителей ориентир успешности ребенка – максимальные оценки. Вы же утверждаете, что у отличников не меньше психологических проблем, а тревожность выше, чем у двоечников. Помню, в наше время двоечников пугали: мол, вырастете пофигистами! — А пофигисты – это плохо, что ли? — А что хорошего? — Начнем с того, что родители заинтересованы в благополучии своих детей. Благополучие любого человека заключается не в оценках, а в его состоянии и самочувствии: настроении, психологии. Насколько он счастлив и доволен жизнью. Это единственный критерий для родителей, которые любят своих детей. Зачем им удачливые дети в смысле бизнеса, зарабатывания денег, карьеры, если они при этом глубоко несчастные люди? Вряд ли родители скажут, что это никак не связано. Большие деньги, карьера никакого отношения к самочувствию в хорошем смысле точно не имеют. Поэтому надо менять приоритеты. — Каждый родитель изначально мечтает о счастье ребенка: мол, я же так и хочу! — Нет, ты хочешь для себя и своего самолюбия, чтобы ребенок был не хуже, чем у других. Эта такая мещанская позиция: мы так можем и вот так умеем, и вот это сделаем. Что никакого отношения к благополучию ребенка вообще не имеет, но удовлетворяет амбиции родителей. — «А твой как учится?» — первый вопрос, который многие мамы задают при встрече. — Я плохо учился в школе, но как показала практика, это никак не повлияло на мою жизнь. Многие родители, и в Беларуси тоже, хотят дать ребенку лучшее образование, посылают, например, учиться в Лондон. Так вот, когда я читал в Лондоне лекции, русскоговорящие студенты сидели в первом ряду и записывали. Я – двоечник, они – отличники. Они ко мне пришли, не я к ним – как с этим-то быть? Они хорошо учились, из них выбивали оценки, дошло до того, что они даже смогли попасть в Лондонский университет, поступить и учиться. И к ним приезжает какой-то двоечник из России и читает им лекции. — Хороший пример! — А еще есть великие примеры — с Дарвином, с Нильсом Бором, с Томасом Эдисоном, которого вообще из школы выгнали. Знаменитая история: он принес маме письмо от директора школы. Мать читала, рыдала и говорила сыну, что в письме написано – ваш сын настолько гениальный, что школа не имеет возможности его учить, не хватает мощности. Объяснила, что сыну надо учиться в другом заведении, соответствующему его гению. Когда мать умерла, ставший знаменитым изобретатель прочел то письмо, где говорилось — ваш сын дебил и учиться у нас он не будет… Есть другая категория родителей, у которых оценки на первом месте. Во время экзаменов у их детей едет крыша. Начинаются непонимание, скандалы, в итоге это приведет к тому, что когда ребенок вырастет, между ним и родителем возникнет отчуждение, близких отношений не будет. Можно получить хорошую отметку, но потерять ребенка. «У исполнительных детей подавлены эмоции» — Но родителям хочется ребенка, как у соседки: чтобы без напоминаний и принуждения делал уроки, учился на отлично, убирал за собой. Как стимулировать детей? — Есть понятие «исполнительные дети». Это дети с очень подавленными эмоциями, они не креативят, они такие тупые исполнители: им говорят — они делают. Родители счастливы, окружающие восхищаются: «Умничка!» Но на выходе эти дети превращаются во взрослых, которые ничего сами не решают, никаких идей по поводу жизни у них нет, умеют только исполнять. На мой взгляд, пусть лучше у ребенка будет характер — да, с ним, возможно, будет непросто, но это будет личность. Исполнительные дети — это, как правило, подавленные люди. — Бич сегодняшней школы – гиперактивные дети, их не любят, они неудобны, на них ставят клеймо. — Гиперактивность идет от возбуждения коры головного мозга, причины разные. Нельзя сказать, что эти дети здоровые, но проблемы с нервной системой благополучно лечатся, есть препараты — от травяных до медикаментозных, в зависимости от степени тяжести и возраста ребенка. В мире этим страдает порядка 25% детей. Гиперактивность корректируется, дети становятся спокойными. — Думала, что вы скажете, что это самые гениальные дети, которых недооценивают, а вы – лечить… — Да, все верно, я сам такой (улыбается). Но лечить надо обязательно, гиперактивные дети глубоко несчастны и страдают от этого. Они не могут сидеть на месте, не могут доделать до конца, переживают и не понимают почему. Про них обычно говорят: «Такой умный, мог бы отлично учиться, вот только ленится». Он не ленится, это просто неспособность концентрировать внимание, проблемы с волей, выдержкой. Ребенок не виноват, а страдает от этого больше, чем окружающие. — Как вести себя, когда твой ребенок повздорил с другим? Родители обычно говорят – «сам виноват» или «тресни в ответ». Как правильнее? — Вначале всегда надо занять сторону ребенка. Важно его поддерживать, иначе вы его оттолкнете. Вначале спокойно спросить: «Что случилось? Дай я тебя пожалею, где больно?» И только потом разбираться, кто прав. — В одном из интервью вы рассказываете, что лучшее наказание — отнять гаджет. Многие так и живут: месяц с планшетом, месяц — без. Ребенок привыкает, а родители негодуют: «Что-то мы упустили в его воспитании!» — У психически стабильных, уравновешенных родителей вообще нет таких проблем. Но легче все спихнуть на ребенка: «Это он такой стрёмный!» У меня дети уже взрослые, но приведу схожий пример. Я воспитываю кота, однажды пришел ветеринар, посмотрел и говорит: «Ваш кот очень уравновешенный – видно, что у него психически здоровый хозяин!» И это лучший комплимент в моей жизни (улыбается). Не только дети, но и животные перенимают манеру поведения хозяев. Если семья психов – даже животные станут психованными. Источник:


Alisa
919209

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Катерина

Спасибо за статью

Пожаловаться
Евгения Мамочка

Ну вот не знаю согласится или нет. Как то уж совснм оипустить мне кажется пипец будет, а учителя, как он говорит избалованные, иогут начать вызывать и к директору, почему так плохо учится ваш ребенок

Пожаловаться
Alisa
Евгения Мамочка 

Лучше постепенно отпускать, поначалу с ненавязчивым отслеживанием, потом в свободное плавание. Но самое главное не ругать, а поддержать, если будет не получаться. Любой ребенок способен учиться. Только для этого надо его хвалить. Дети тоже, как и мы, взрослые, ищут одобрения и поддержки. Они хотят, чтобы ими восхищались. Чтобы их победам радовались. Они готовы горы свернуть ради этого. А не ради оценок.

Пожаловаться
ДаюСоветыДорого

Мама делала со мной уроки первый класс. Я это плохо помню, что и как было, но помню, что она сидела со мной. Со второго класса я делала уроки сама и знала, если не сделаю, меня убьют. Хотя никогда меня не били, да и не наказывали особо?

Пожаловаться
Alisa
ДаюСоветыДорого 

???

Пожаловаться
Просто
ДаюСоветыДорого 

У меня похожая ситуация. Мне помогали только с сочинениями, геометрией и физикой «по запросу». За уроки не били и не ругали, всегда всё делала)

Пожаловаться
Просто

Как здесь можно скопировать ссылку? Я не могу(((

Пожаловаться
Alisa
Просто 

По окончании текста есть активная ссылка на статью, нажмите, перейдёт в браузер и там скопируйте.

Пожаловаться
Просто
Alisa 

С телефона не получилось( попробую с компьютера. Спасибо!

Пожаловаться
Просто

Отличный мужик Лабковский ???

Пожаловаться
Линара

Не осилила, но согласна) надеюсь, что не буду часами сидеть с детьми за уроками)

Пожаловаться
Валерия

Очень хорошая статья?Ставлю❤- пусть побольше матерей прочитают:)

Пожаловаться
Валерия 

А мне кажется статья заказная… чтобы поменьше занимались с детьми, а потом бежали к дорогущим репетиторам… а у детей уже все запущено…

Пожаловаться

И вот опять… все таки в советское время сидели с отстающими, занимались! Мой ребёнок не подойдёт ко мне, не попросит, а будет просто плакать над двойками и злиться на школу… наши дети сейчас никому не нужны… если хотите, не занимайтесь с детьми, а я буду… нет, не стоять за спиной, а проверять уроки, спрашивать… Старшему уже 16, и что то я не заметила, что он не умеет распределять время, очень много занимались с ним, голова у него очень светлая… идёт на медаль, сам копается, учится, приятно на него смотреть… У него все данные учёного… жаль, что никому в нашей стране они не нужны ...

Пожаловаться
БрысьКа
Наталья 

занимались такие же дети, как и отстающий, либо старшее звено, так называемые вожатые. Репетиторов мало кто нанимал, разе что элита.

Пожаловаться
Марина
Наталья 

Если все получится пускай дерзант за границу))

Пожаловаться
Марина 

Сейчас санкции, неохотно наших берут ?

Пожаловаться
Марина
Наталья 

Учёных это не касается насколько я знаю )) "там их любят)))

Пожаловаться
Ольга

Благодаря Михаилу, моя жизнь кардинально изменилась. Обожаю его)