Дзэн не нов и не стар. Эта работа показывает, что искания, подобные дзэн, велись в Индии задолго до рождения Будды. И ещё долго после того, как люди забудут слова «дзэн» и «Будда», «коан» и «сатори», «Китай», «Япония» и «Америка», — ещё долго будут продолжаться эти искания, вечно тем же будет видеться дзэн в цветах и траве под солнцем.
Странствуя среди неописуемых красот в горах Кашмира, к северу от Сринагара, я набрёл на уединённую обитель Лакшманджо.
Сверху отсюда виднелись зелёные рисовые поля, сады Шалимара и Нишат багха1, обрамлённые лотосами озёра. С вершины бежали вниз потоки.
Здесь меня приветствовал высокий, крупный, сияющий Лакшманджо. Он поделился со мной этим древним учением, идущим от Вигьян-бхайравы-тантры и Сочанда-тантры, написанных около четырёх тысячелетий назад, и от Малини-виджая-тантры, старшей их, вероятно, ещё на тысячелетие.
Это древнее учение несчётно переписывалось снова и снова; Лакшманджо набросал черновик его английского варианта, ещё одиннадцать раз переписал этот текст я, чтобы получить его в том виде, который приводится здесь2.
Впервые Шива пропел это своей супруге Дэви на языке любви, которому нам ещё предстоит научиться. Здесь говорится о том, что нам изначально присуще. Это сто двенадцать способов раскрытия незримых врат сознания, Лакшманджо посвящает этой практике всю жизнь.
Возможно, какие-то из этих способов покажутся лишними, но каждый отличается от других. Возможно, какие-то из них покажутся слишком простыми, но каждый требует постоянной, благоговейной самоотдачи, даже для простой проверки.
Машины, бухгалтерские книги, танцоры, спортсмены — нуждаются в равновесии. И если равновесие усиливает разные виды мастерства, оно так же может усиливать и осознание. Попробуйте в качестве эксперимента постоять равномерно на обеих ногах, а затем представьте, как вы легонько переносите равновесие от одной ноги к другой, как будто центрируете равновесие — попробуйте.
Если мы что-то осознаём частично, то это подразумевает и более широкое осознавание. У вас есть рука? Да, — это вы, конечно, знаете. Но пока вас не спросили об этом — вы сознавали свою руку отдельно?
Люди, вдохновляющие других, — как известные всему миру, так и неизвестные никому, — все они, несомненно, делали одно и то же замечательное открытие. И Дао Лао Цзы, и Нирвана Будды, и Иегова Моисея, и Отец Иисуса, и Аллах Мухаммада — всё это свидетельствует об одном и том же опыте.
Дух невещественного — коснись его, и прояснится вся жизнь.
Сказала Дэви:
— О, Шива, что такое эта действительность?
Что такое эта полная чудес вселенная?
Что составляет семя?
Что центрирует колесо вселенной?
Что есть жизнь вне тела, все тела наполняющая?
Как войти в неё целиком, вне пространства и времени, вне родов и названий?
Пусть сомненья мои рассеются!
(Дэви была просветлённой и спрашивала для того, чтобы все на свете могли воспринять указания Шивы. Последуем же за ответом Шивы, дающим сто двенадцать путей постиженья)
Ответил Шива:
1.
О, Лучезарная, переживанье это
Между двумя дыханиями пробуждаться может.
После прихода вниз дыхания и прямо
Перед возвратом вверх его — благотворенье.
2.
Когда дыханье поворачивает снизу
Опять наверх и вновь, когда
Оно меняется обратно сверху вниз —
Ты через оба этих поворота — осознавай.
3.
Иль всякий раз, когда бы воедино
Ни слились вдох и выдох — в этот миг
Коснись не энергетического, но
Энергией наполненного центра.
4.
Или когда всё выдохнуто кверху, и
Дыханье само остановилось, либо
Когда ты всё вдохнула вниз и более
Не дышишь — в такой всеобщей паузе
Исчезнет твоё неистинное «Я».
Лишь осквернённым3 трудно это.
5.
Свою сущность ты света лучом представляй,
Что идёт в позвоночнике вверх, поднимаясь
От центра одного до другого, и так же
Восходит жизненность в тебе.
6.
Иль в промежутках между ними
Как молнию ты это ощути.
7.
В этих полных нектара средоточьях сознанья
Ты представь себе, Дэви, санскритские буквы —
Как буквы сперва, а потом утончённо, как звуки.
А потом уж как самое тонкое ощущенье.
И тогда, их оставя, — свободною стань.
8.
Вниманье меж бровей держи, и пусть
Твой разум прежде мысли будет.
А тело твоё пусть по внешней форме
Дыханья сущностью наполнится до самой
Макушки головы, и там она прольётся светом.
9.
Иль пятицветные круги хвоста павлина представь
Своими чувствами пятью в пространстве беспредельном.
И пусть теперь их красота уходит постепенно.
Так же вот в любой пространства точке иль стены —
Пока совсем не растворится точка. Вот тогда
И сбудется твоё желание иного.
10.
Закрыв глаза, рассматривай подробно
Ты бытность сокровенную свою.
Так зри свою природу.
11.
Сосредоточь своё вниманье в нерве,
Как лотосова нить тончайшем, что
Проходит средь позвоночного столба.
И в нём — преображённой будь.
12.
Все семь отверстий головы закрой руками и
Почувствуй, как пространство меж глазами — вмещает всё.
13.
Глазных яблок легонько, как пером
Прикоснувшись, из средины меж ними —
Лёгкость, свет раскрываются в сердце,
И гармония космоса входит в него.
14.
Купайся в середине звука,
Как в песне водопада непрерывной.
Иль, пальцы в уши заложив, — звук звуков слышь.
15.
Распевай протяжно: А — У — М,
Звук вольётся в полнозвучье.
Так за ним войди и ты.
16.
В начале звучания буквы любой
И в утончении звучанья постепенном — проснись.
17.
Внимая струнных инструментов звукам,
Их средний звук услышь, в нём — вездесущность.
18.
Вслух звук пропой, потом всё тише, тише, ощущая
В гармонию безмолвья погруженье.
19.
Внутри, вокруг себя, одновременно дух представляй,
Покуда вселенная не одухотворится вся.
20.
Любезная Дэви, войди в неземное присутствие это,
Что всё заполняет вокруг, и выше, и ниже тебя.
21.
Ума вещество облеки в невыразимую тонкость:
И выше, и ниже, и в сердце своём.
22.
Любую область своего теперешнего тела —
Широкой безгранично представляй.
23.
Почувствуй, как субстанцию твою —
Всю плоть и кровь и кости — всё насквозь
Космическая сущность наполняет.
24.
Своё неподвижное тело представь
Пространством пустым, отгороженным кожей — пустым.
25.
Благословенная, когда твои все чувства
Сердце поглотит — дойди до лотоса средины.
26.
Лишая ум забот, останься в середине — тогда.
27.
Средь суеты мирской удерживай вниманье меж двух
Дыханий, действуя вот так подряд немного дней —
Родись опять.
(У Лакшманджо излюбленное это.)
28.
Сосредоточься на огне, идущем вверх по телу
От пальцев ног, покуда не сгорит всё тело — но не ты.
29.
Над иллюзорным миром медитируй,
Как над сгорающим дотла,
И превращайся в суть, что выше человека.
30.
Почувствуй, как тончайшая способность созиданья
Переполняет грудь твою — изысканные формы принимая.
31.
Дыханьем еле ощутимым в центре лба, когда
В миг засыпания оно достигнет сердца,
Над нами стань владычицею и — над смертью.
32.
Как зависимо буквы слагают слова, а слова — предложенья;
Как независимо сферы слагают миры, а миры — первопринцип,
Так найди, наконец, их схождение в бытности нашей.
33.
Играй, божественная, забавляйся!
Вселенная — пустая скорлупа,
Где разум твой резвится беспредельно.
34.
Смотри на чашу, но не замечай
Ни вещества её, ни стенок.
За мгновенья — осознающей стань.
35.
Живи в условиях безмерного простора —
Там, где нет жителей, деревьев и холмов.
Ума здесь прекращается стесненье.
36.
Подумай, поразмысли, дорогая,
О знаньи и незнаньи, сущем и не-сущем,
А затем отбрось всё сразу, чтоб могла ты — быть.
37.
Смотри с любовью на какой-нибудь предмет,
Не отвлекайся, не переходи к другому.
Здесь, посреди него — благословенье.
38.
Чувствуй космос прозрачным присутствием, вечно живым.
39.
Благоговейно концентрируясь на двух
Дыханья переходах, — осознающего узнай.
40.
Созерцай, углубись в наполнение — так
Твоё переполнено тело блаженства.
41.
Когда тебя ласкают, милая царевна —
Войди в ласку эту, как в вечную жизнь.
42.
Затвори двери чувств, ощущая
Как ползёт муравей. И — тогда.
43.
В начале полового единенья
Держи вниманье на огне в истоке.
Это продолжая, избегай
Чуть тлеющих углей в конце.
44.
Когда в таком объятьи твои чувства
Как листья задрожат — войди в дрожанье это.
45.
И даже вспомнив единенье, без объятий — преобразись.
46.
Когда ты радостно встречаешь
Давно уехавшего друга —
Пусть радость эта всю тебя проникнет.
47.
Когда ты ешь иль пьёшь — стань вкусом
Еды или питья и будь наполненною ими.
48.
Лотосоглазая, чьи сладостны касанья!
Когда поёшь ты, смотришь иль вкушаешь —
Себя осознавая, — бессмертье открывай.
49.
Где и в каком бы деле ни сыскалось
Удовлетворенье — осуществи его.
50.
На грани засыпания, пока
Не навалился сон, а бодрость
Внешняя уходит, — открыта суть.
(Второе из любимых Лакшманджо.)
51.
Когда ты летом видишь всё небо чистым
Бесконечно — войди в такую чистоту.
52.
Как мёртвая лежи. А разъяришься гневом, — такою
Оставайся. Иль, не моргая, пристально смотри.
Иль, когда что-нибудь сосёшь, то — стань сосаньем этим.
53.
Сядь лишь на ягодицы, без опоры
Для рук и ног. Внезапно — равновесье.
54.
В удобной позе, постепенно, ты область
Меж подмышками великим миром наполняй.
55.
Прекрасный человек или простой
Предмет — смотри, как в первый раз.
56.
Слегка открывши рот, удерживай
Вниманье на середине языка.
Или пока дыхание беззвучно
Заходит внутрь, воспринимай звук «ХХ».
57.
На ложе или на сидении позволь
Себе стать невесомой за рамками ума.
58.
Ритмично в повозке бегущей качаясь,
Качание это осознавай.
Так же точно в недвижной повозке качайся
В незримых кругах, их гася постепенно.
59.
Глядя просто в небо голубое,
За облака, почувствуй безмятежность.
60.
Смотри же, Шакти4, на пространство, словно
Его уже в себя вобрало всё
Чело твоё в сиянии великом.
61.
Во сне, наяву и в мечтаньи глубоком —
Светом себя представляй.
62.
В дождь ночью тёмной вступи
В темноту, как в форму всех форм.
63.
Когда же нет безлунной и дождливой
Ночи, закрой глаза и темноту представь.
И вновь глаза открыв — зри темноту.
Так недостатки навсегда уходят.
64.
Едва возникнет импульс что-то делать — остановись.
65.
На «А-У-М» звуке концентрируйся —
Без «А» или без «М».
66.
Про себя нараспев проговаривай слово,
Что кончается звуками «АХ». И тогда,
В этом «Х», без усилий — спонтанность.
67.
По всем направленьям, вблизи и вдали,
Почувствуй себя — проникающей всюду.
68.
Булавкой уколи своё
Нектаром налитое тело.
И войди осторожно в прокол.
69.
Ощущай: моя мысль, моё чувство себя,
Мои органы в теле, всё это — Я.
70.
Иллюзии лгут. Цвета разделяют.
Даже делимые — неразделимы.
71.
Пришло желание — его обдумай.
Потом, внезапно — прекрати его.
72.
Прежде знания и желания прежде
Могу ли я сказать, что существую?
Обдумай это. Растворись в прекрасном.
73.
Сосредоточив всё своё сознанье в самом
Начале представленья иль желанья, ты — знай.
74.
Как ограниченно, как узко, Шакти,
Любое ощущенье или восприятье —
Во всемогуществе теряется оно.
75.
В действительности все тела неразделимы.
Так твоё тело безраздельно слито
С всепроникающей субстанцией живой.
Любое тело осознай из этого сознанья сотворённым.
76.
В состоянии предельной страсти — безмятежной будь.
77.
Вселенная так называемая эта
Обманом кажется, видений чередой.
Так зри её, чтоб быть счастливой.
78.
Возлюбленная, обращай вниманье не
На наслажденье или боль, но — между ними.
79.
Привязанность к телу отбрось, осознавая:
Я — всюду. Кто всюду, тот радостен вечно.
80.
Как и в других, живут во мне желания и цели.
Так принимай их, пусть — переведутся.
81.
И субъективное, и объективное — всё так же
Распознаёт и просветлённый и непросветлённый ум.
Но просветлённого лишь только в том величье,
Что в субъективном постоянно пребывая,
Он не теряется во внешнем никогда.
82.
Сознание любого человека,
Как собственное ты воспринимай.
И так, отбросив о себе заботу, -
Стань каждым существом.
83.
Недумание о вещественном, бездумье,
Границы снимет с ограниченного я.
84.
Верь вездесущему, всемогущему, всё наполняющему.
85.
Как волны приходят с водой,
А пламени вспышки с пожаром,
Так волны вселенной — с нами.
86.
Броди, покуда сил не исчерпаешь, и тогда,
На землю падая, — будь вся в паденьи этом.
87.
Представь себе, как постепенно
Ты знания теряешь или силу.
В момент утраты — выйди за пределы.
88.
Слушай, когда раскрывают тебе
Тайного знания первооснову.
С взглядом застывшим и не мигая,
Вдруг абсолютно свободною стань.
89.
Уши заткнув и прямую кишку подтянувши —
В звука звучанье войди.
90.
В глубины колодца смотри неотрывно,
Пока не почувствуешь — диво.
91.
И где б ни странствовал твой ум, снаружи
Иль внутри, здесь, в этом месте — Это.
92.
Что-либо живо ощущая одним из чувств, -
Не упускай, храни осознаванье.
93.
В начале чиханья, в испуге, в тревоге,
Над бездной идя, и в сражении мчась,
В начале голода, в конце его, при остром
Любопытстве, непрерывно — осознавай.
94.
Останови внимание на месте, где ты
Какое-нибудь прошлое событье видишь.
Пусть с этим даже твоё тело утратит
Нынешние свойства и — преобразится.
95.
Смотри на какой-нибудь просто предмет,
А затем, постепенно,
Свой взор отводи от предмета, и мысль
Уводи от него постепенно. Тогда.
96.
Служенья преданность — освобождает.
97.
Воспринимай предмет перед собою.
Воспринимай, что нет других — лишь он один.
Затем, отбросив напрочь восприятие предмета,
И восприятие отсутствия других — пойми.
98.
Других учений чистота для нас — что грязь. Однако,
Ты ничего не представляй ни чистым, ни нечистым.
99.
Это сознание живёт, как всё живое.
И ничего помимо него нет.
100.
С чужими и с друзьями, в чести и бесчестьи
Ты, изменяясь, — неизменной будь.
101.
Ощущая тягу к человеку или отвращенье,
Скрой это от него — безразличной останься.
102.
Предположи, что созерцаешь нечто,
Стоящее вне восприятия,
Вне постижения, вне смерти — себя.
103.
В пространство войди — безопорное, тихое, вечное.
104.
К чему б ни привлеклось твоё вниманье,
В этом самом месте, — воспринимай.
105.
Войди в своего имени звучанье, и сквозь него, — в звучание всего.
106.
«Я существую», «моё», «это так» -
Даже здесь, дорогая, познавай бесконечно.
107.
Сознанье — это дух, что каждого ведёт. Будь им.
108.
Здесь всё меняется, сплошное измененье.
Ты измененьем этим всё измененье уничтожь.
109.
Как курица заботливо цыплят растит — ты так же
Точно заботься об особенном сознаньи,
Поступках исключительных своих — на деле.
110.
На деле относительны и рабство и свобода —
Слова эти для тех, кого вселенная страшит.
Вселенная же есть проекция умов.
Смотри на рабство и освобожденье,
Как смотришь ты на много солнц в воде —
Единственного солнца отраженье.
111.
Всё постигается через познанье.
Светит в пространстве познавшее «Я».
Постигни единую суть бытия —
Познаваемого и познающего.
112.
Возлюбленная, пусть знание и ум,
Дыхание и тело вольются в этот миг.
1 Прекрасные сады вблизи Сринагара, созданные на террасированных склонах гималайских подножий ещё во времена Моголов (прим. пер.). Вернуться
2 В записанном прозой английском оригинале переводчик явственно ощущал поэзию исходного санскритского текста, что и побудило его попытку передать русский текст стихами (прим. пер.). Вернуться
3 Т.е. запятнавшим себя нарушением первоочередных моральных принципов (ямы-ниямы) (прим. пер.).Вернуться
4 Шакти (санскр.) — «сила», «мощь», воплощение творческой силы божества, особенно часто Шивы, в его супруге (прим. пер.).