Стадии развития ребенка ( часть 1)

В основе этой периодизации лежит теория о том, что которой ребенок на каждой стадии решает определенные задачи развития, подготавливая переход к следующей стадии.
1. Стадия существования (от 0 до 6 месяцев)

2. Стадия действий (от 6 до 18 месяцев)

3. Стадия мышления (от 18 месяцев до 3 лет)

4. Стадия идентичности и силы (от 3 до 6 лет)

5. Стадия структуры (от 6 до 12 лет)

6. Стадия идентификации, сексуальности и отделения (от 12 до 18 лет)

Опираясь на эти стадии, существует еще идея о том, что люди в более позднем возрасте повторяют ранние стадии развития в усложненном виде. При этом они получают возможность решить свои старые проблемы и тем самым улучшить качество своей жизни. Этот процесс начинается в возрасте около 13 лет, когда подростки в определенном смысле повторяют младенческую стадию существования (от 0 до 6 месяцев).
Приблизительно в 13 у нас начинается новое рождение. Мы начинаем повторять предыдущие стадии развития до тех пор пока окончательно не повзрослеем. Мы начинаем все стадии развития заново. Мы едим все время, мы хотим, чтобы нас кормили, чтобы о нас заботились, за нас думали. У нас высокая потребность в физическом контакте и возникает масса странных желаний.
Что же это за стадии?
Есть ряд особенностей детского развития на этих стадиях.
СТАДИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ (от рождения до 6 месяцев):

На первой стадии ребенок принимает решение жить, процветать, доверять людям, звать на помощь, когда ему что-то нужно, ожидать. что его потребности будут удовлетворены, радоваться. Эти решения важно поддерживать и усиливать на протяжении всей жизни.

1. Задачи ребенка (задачи развития)
• Звать на помощь, когда ему что-то нужно
• Кричать или как-то иначе сигнализировать о потребностях
• Получать физический контакт
• Принимать заботу
• Образовывать эмоциональную связь, научиться доверять заботливым взрослым и себе
• Принять решение жить, существовать
2. Типичное поведение ребенка
• Кричит или издает звуки, чтобы узнали о его потребностях
• Ласкается
• Издает много звуков
• Смотрит и реагирует на лица, особенно на глаза
• Подражает

СТАДИЯ ДЕЙСТВИЙ (от 6 до 18 месяцев):

Это время, когда ребенок решает, что можно доверять другим, что исследовать мир безопасно и интересно, что можно доверять своим ощущениям, осознавать свои знания, быть творческим и активным и получать поддержку, делая все это.

1. Задачи ребенка (задачи развития)
• Исследовать и ощущать окружающий мир
• Развивать чувственное восприятие, используя все органы чувств
• Сигнализировать о своих потребностях; доверять другим и себе
• Продолжать формировать надежную привязанность к родителям
• Получать помощь в трудное время
• Понять, что есть выбор, и что не все проблемы легко разрешимы
• Развивать инициативу
• Продолжать решать задачи развития предыдущей стадии
2. Типичное поведение ребенка
• Использует все органы чувств, исследуя окружающий мир
• Проявляет любопытство
• Легко отвлекается
• Хочет самостоятельности, но с возможностью позвать воспитателя, когда ему нужно
• Начинает играть в “пирожки” и “ку-ку”
• Начинает использовать слова в середине и конце стадии

СТАДИЯ МЫШЛЕНИЯ (от 18 месяцев до 3 лет):

Чтобы отделиться от родителей, дети должны научиться думать и решать проблемы. Также важно, чтобы они научились выражать чувства и справляться с ними.

1. Задачи ребенка (задачи развития)
• Развить способности самостоятельного мышления
• Проверять реальность, сталкиваясь с ограничениями и противодействием других людей
• Научиться причинно-следственному мышлению и решению проблем на его основе
• Начинать выполнять простые команды для обеспечения безопасности: остановись, подойди ко мне, стой на месте, иди туда
• Выражать гнев и другие чувства
• Отделяться от родителей, не теряя их любви
• Начинать отказываться от представления. что он — центр вселенной
• Продолжать решать задачи развития предыдущих стадий
2. Типичное поведение ребенка
• Начинает развивать причинно-следственное мышление
• Начинает играть “около” других детей, но еще не с ними
• Начинает быть аккуратным, иногда даже навязчиво
• Иногда выполняет простые команды, иногда сопротивляется
• Ведет себя вызывающе: “Нет, не буду, и ты меня не заставишь”
• Может пытаться устраивать вспышки гнева (истерики)

СТАДИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ И СИЛЫ (от 3 до 6 лет):

Задачи этой стадии — установить идентичность собственной личности, обучиться необходимым в обществе навыкам и выяснить роли и власть в отношениях с другими.

1. Задачи ребенка (задачи развития)
• Утверждать себя как отдельную личность
• Собирать информацию о мире, о самом себе, о своем теле, о своей роли. связанной с полом
• Понять, что поведение имеет последствия
• Исследовать свое влияние на других и свое место в группе
• Научиться проявлять силу, чтобы повлиять на взаимоотношения
• Научиться приемлемому в обществе поведению
• Отделять фантазии от реальности
• Понять над чем он имеет власть и над чем не имеет
• Продолжать решать задачи развития предыдущих стадий
2. Типичное поведение ребенка
• Устраивает игры — фантазии, возможно с воображаемыми партнерами
• Собирает информацию: как, почему, когда, как долго и т.д.
• Пробует различные роли в ролевых играх
• Начинает учиться отношениям власти, наблюдая и устраивая борьбу за власть
• Предпринимает действия для определения роли, связанной с полом
• Начинает совместные игры
• Учится приемлемому в обществе поведению
• Начинает интересоваться играми по правилам

СТАДИЯ СТРУКТУРЫ (от 6 до 12 лет):

В течение этой стадии дети узнают больше о структуре и вырабатывают свою собственную внутреннюю структуру. Это включает понимание необходимости правил, свободы, которую дают полезные правила, и адекватности правил. Важна проверка ценностей, на которых основаны правила. Другая главная задача этой стадии — приобретение навыков во многих областях.

1. Задачи ребенка (задачи развития)
• Обучаться навыкам, учиться на ошибках и решить быть успешным
• Учиться слушать, чтобы получать информацию, и думать об услышанном
• Думать и действовать
• Думать о своих желаниях и потребностях
• Выяснять правила в семье и узнавать о правилах вне семьи
• Понимать адекватность правил
• Испытывать последствия нарушения правил
• Не соглашаться с другими и при этом оставаться любимым
• Проверять идеалы и ценности и узнавать о вариантах ценностей вне семьи
• Развивать внутренний контроль
• Понять за что отвечает он, а за что — другие
• Понять, когда надо убегать, когда плыть по течению, а когда твердо стоять на своем
• Развивать способности к кооперации
• Проверять свои способности, сравнивая со способностями других
• Идентифицироваться с собственным полом
• Продолжать решать задачи развития предыдущих стадий
2. Типичное поведение ребенка
• Задает вопросы и собирает информацию
• Учится и осваивает новые навыки
• Входит в группу одного с ним пола
• Сравнивает правила, проверяет границы, не соглашается, устанавливает свои правила, нарушает и испытывает последствия нарушения правил
• Бросает вызов родительским ценностям, спорит и доказывает
• Может быть открытым и сочувствующим, сварливым или погруженным в себя, а также переходить от одного состояния к другому

СТАДИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ, СЕКСУАЛЬНОСТИ И ОТДЕЛЕНИЯ (от 12 до 19 лет):

Задачи этой стадии связаны с определением собственной идентичности, отделением от родителей, сексуальностью и ростом компетентности.
1. Задачи подростка (задачи развития)
• Сделать дальнейшие шаги к независимости
• Достигнуть большего эмоционального отделения от семьи
• Постепенно сформироваться в отдельную, независимую личность с собственной идентичностью и ценностями
• Быть компетентным и отвечать за собственные потребности, чувства и поведение
• Связать сексуальность с задачами развития ранних стадий
2. Типичное поведение подростка
Подростки предпринимают часть действий для своей идентификации и отделения, повторяя задачи предыдущих стадий — существования, действий, мышления, идентичности и силы, структуры — с новой информацией и иногда со смущающим давлением их проявляющейся сексуальности. Следовательно, подростки могу вести себя очень по-взрослому в одних ситуациях и незрело в других. Возраста, которые они обычно повторяют, следующие:
Начало созревания, приблизительно около 13 лет — повторение стадий существования и действий (исследований) в младенчестве:
• Иногда ведут себя независимо, а иногда хотят, чтобы их кормили и о них заботились
• Исследуют новое, не обязательно заботясь о соответствии стандартам и завершении дел
В 14 лет повторяют двухлетний возраст с поисками независимости мышления:
• Иногда логичны и компетентны наряду с приступами бунтующего поведения
В возрасте 15-17 лет повторяют возраста с 3 до 5 лет с поисками идентичности и силы:
• Задают вопросы “зачем” и “почему”. Идентифицируются с новыми ролями в отношениях со своим и противоположным полом, со сверстниками и взрослыми. Учатся решать сложные проблемы
В возрасте от 16 до 19 лет повторяют возраста от 6 до 12 с поисками структуры:
• Ведут себя ответственно и по-взрослому с внезапными кратковременными возвратами к поведению по проверке правил
• Могут нарушать правила как часть процесса отделения от родителей


Оксана
Оксана
Владимир
7 лет
Запорожье
919533

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Анна Мамашка
Анна Мамашка
Тимофей
6 лет
Запорожье

Очень полезно, на многие аспекты поведения взглянула по новому!)

Пожаловаться
UmmMuhammad
UmmMuhammad
Спринг-Вэлли

Спасибо за столь полезный пост!!! Очень помогают ваши посты!!! читаю не пропуская!

Пожаловаться
Соланж
Соланж
Пепе
7 лет
Томск

Спасибо за важную информацию, Оксана. Скажите, а у всех людей подростковый возраст сопровождается бунтарством, нарушением правил и проч.? Могут ли эти периоды сдвигаться, плюс-минус год-два?

Пожаловаться
Оксана
Оксана
Владимир
7 лет
Запорожье

Вообще в периодизации пубертата границы широкие ) до 21 одного года у мужчин, до 18 у женщин… но это сроки ориентир)

Пожаловаться
Оксана
Оксана
Владимир
7 лет
Запорожье

А вот про бунтарство… негативизм есть у всех подростков, но у всех в разной степени… в любом случае если подросток ведёт себя как ребёнок это повод отвести его к психологу )

Пожаловаться
Соланж
Соланж
Пепе
7 лет
Томск
Оксана 

А, ну вот видимо, про степень выраженности негативизма я и имела в виду, т.к. у меня например этот период прошел гладко, а у сестры нет. Там чего только не натерпелись с мамой))




Пожаловаться
Ласточка
Ласточка
Саратов

Очень интересно. А вот если в поведении ребенка пяти лет четко прослеживается поведение стадии мышления это надо уже пугаться и серьезно заниматься или "израстется"? У подружки очень близкой у сына такая ерунда: играет около детей, сопротивляется часто простым командам, от родителей их вообще не воспринимает, на воспитателей и меня) реагирует через раз, и то, приходится долго объяснять правила. Не задает вопросы "почему?", "зачем?" И пр. Но, помимо этого, фантазия развита хорошо, играть больше любит около мальчиков, за власть борется. Или переход на новую стадию не исключает проживания старой?

Пожаловаться
Оксана
Оксана
Владимир
7 лет
Запорожье

У детей в развитии часто бывает регресс, этот своеобразный откат нужен для того, чтобы адапироваться и перейти новую ступень развития ) кроме Того, такое поведение может говорить о том, что ребёнок не успешно прошёл одну из стадий, и остался на ней дольше чем положено.Например повышенная агрессия ребёнка в пять лет говорит о том, что он завис на стадии между 1,5 и 3,5 годами, а это анальная стадия детского развития )

Пожаловаться
Lena
Lena
Балтимор

Спасибо, что поделились! Вроде бы очевидные вещи, но так хорошо структурированы. Я с интересом жду новых этапов! У нас всё только начинается☺️

Пожаловаться
Эlиna
Эlиna
Москва

Спасибо! Очень интересно, с у довольствием читаю, вдумываюсь и уже нервничаю))))заранее о моментах в будущем… не просто все будет… секции-самое то)

Пожаловаться
Оксана
Оксана
Владимир
7 лет
Запорожье

Меня дочь открыто предупредила: Мама, не легко тебе будет со мной подростком ))))

Пожаловаться
Эlиna
Эlиna
Москва
Оксана 

Молодец!!!!??

Пожаловаться
Xenia
Xenia
Екатерина
9 лет
Лимасол

О, Боже, что нас ожидает впереди...

Пожаловаться
Оксана
Оксана
Владимир
7 лет
Запорожье

Да, я содроганием жду подростковый возраст, так как подростки вмиг обесценивают родителей, и в комбинации с откатом назад период не простой ))

Пожаловаться
Xenia
Xenia
Екатерина
9 лет
Лимасол
Оксана 

Я тоже ((( Мои овны с горосокопом близнецов.Реагируют только на ласковое обращение.Даже, когда я безумно устала и меня всё бесит.

У меня есть план: изнурительные занятия спортом для обоих, танцами и разные хобби.Увлечённые подростки не страдают от безделия и скуки.

Пожаловаться
Оксана
Оксана
Владимир
7 лет
Запорожье
Xenia 

У меня похожий план, большое количество сексуальной и агрессивной энергии нужно направить в развитие, интеллектуальное или физическое.Сейчас моей дочери девять лет, она ходит в театрально -психологическую студию, и я вижу, как театр помогает проживать многие переживания ..)

Пожаловаться
Xenia
Xenia
Екатерина
9 лет
Лимасол
Оксана 

Мне театр тоже помогал в своё время.Но на самом деле у меня была потребность " спрятаться" от реальной жизни за чужими образами и ролями.

Пожаловаться
Оксана
Оксана
Владимир
7 лет
Запорожье
Xenia 

От реальной жизни все по разному прячутся… кто-то разными зависимостями, кто/то уходя сильно в религиозные секты… ваш способ самый продуктивный ) а вот я уходила от реальной жизни в книги )))

Пожаловаться
Xenia
Xenia
Екатерина
9 лет
Лимасол
Оксана 

Книг прочла миллион! Читала запоем… глаза испортила.

Религия пришла в мою жизнь гораздо позднее, но без фанатизма.

Долгое время я была зависима от шоколада.