Прочитала статью об отношении к логопедам, думаю, будет полезно для мамочек детей дошкольного возраста.

Обидный диагноз логопеда 

Когда я оформляла карту для детского сада, логопед была в отпуске. В сад надо было идти срочно, и пришлось обойтись без её записи. В саду, конечно, бывают плановые осмотры, но ребенок то болел, то ездил к бабушке. В общем, с логопедом он повстречался в пять лет. Я, конечно, понимала, что ребенок говорит не очень хорошо. Но я его понимала, это же главное! А то, что не выговаривает «ш», «р», «л», так я слышала, что это исправляют за месяц, ну за два, в крайнем случае, за три. 

От логопеда я вышла с ребенком и… картой, в которой были три буквы: ОНР (общее недоразвитие речи). Моя первая реакция? Злость!!! К этой дуре, которая не оценила… мы сидели долго в очереди, ребёнок растерялся в необычной обстановке (и так далее, всю дорогу до дома). Родственники вспомнили бабушек, дедушек и всю седьмую воду на киселе, которые начали говорить в не раньше пяти лет, и не особо любили это вообще делать в течение жизни. Короче, на семейном совете было принято единогласное решение — наш ребёнок гениален, а логопеда мы найдем другого, хорошего, который скажет нам то, что мы хотим услышать. Подруги успокаивали, как могли, они ж его с рождения знают, какое такое недоразвитие? А рисует он зато как! Сошлись всё на том же — не надо обращать внимание. 

Я успокоилась и смогла рассуждать трезво. Ребёнку не через год, так через два в школу. Конечно, при особом желании попасть можно почти в любую, но ведь там ещё и учиться придётся. Решила я заняться выяснением, что же это нам такое «влепила» тётя в карту. ОНР, как оказалось, бывает трех степеней, у ребенка оказалось самая легкая (3). С одной стороны, вроде, полегче, а с другой подпирал новый приступ гнева — трудно ей было, что ли норму написать, она же и видела-то нас первый раз, и то совсем недолго (минут пятнадцать-двадцать с натягом). Чего ж так не повезло то? Карту испортила записью своей. 

Вот в таком примерно состоянии надо было мне решать — отдавать ли ребёнка в логопедическую группу на следующий год. Решать надо было срочно — был апрель и «набор» заканчивался. А я о существовании таких групп до этого вообще никогда не слышала. Зато слышали свекровь и двоюродная тётя, которые на очередном семейном совете убедили всех, а главное, конечно, меня, что нашему солнышку ТАМ не место, что туда ходят недоразвитые дети, которые совсем не умеют ни говорить, ни думать, ни в туалет ходить. Ужас. Я, правда, продолжила дочитывать, какую-то книжку по логопедии, чтобы выискать себе побольше фактов, что всё нормально, и что не только бабушки и дедушки так считают, но и в книжке вот то же самое умный человек написал. 

То, что мне на ухо наступил медведь, я знала с детства, а из-за этого никогда даже не утруждала себя попыткой что-то расслышать. К своему удивлению, я вдруг услышала, что ребёнок не говорит не только «р», «л» и «ш», но и «с», «щ», «ч», «ж», «з». Слова во множественном числе через одно неправильные, родительный падеж почти не существует, слова «библиотекарь» и «милиционер» в принципе не поддаются воспроизведению, даже после тренировок. 

Тётя жила далеко, свекровь срочно отправили на дачу, оттуда не так слышны были её «вопли» о бедном ребенке и желающих ему зла родителях, которые всё же решили «упечь» его в логопедическую группу. Справки собрали быстро. Быстро прошли комиссию, и уже в мае я пошла на собрание в новый сад. Сад мне понравился даже больше старого, особенно группа — так много полных комплектов игрушек — и магазин, и больница, и школа, а как много развивающих. Спокойные воспитатели обещали закалять детей, приучать их к самостоятельности. Логопед толкнула малопонятную для меня на тот момент речь о предстоящей нам всем работе. 

Свекровь за лето удалось успокоить, ребенка уговорить сходить посмотреть новый садик и первого сентября начался его первый в жизни учебный год. Он был очень трудным. И для нас родителей, и для нашего ребенка с его непослушным языком. Мы занимались через все его и наши «не могу» и «не хочу», мы старались, как могли, сделать все, что задавала логопед, а в саду этим занимались воспитатели. К концу мая мы имели хорошо говорящего ребенка и карту для школы, где в графе «логопед» была очень длинная запись — «речевое развитие соответствует возрасту». 

Для нас всё закончилось. Закончилось хорошо, но ведь весь этот год в голове был вопрос — «почему»? Разве мы не занимались? Разве не разговаривали с ним? Сколько книг мы прочитали! Мы всегда их обсуждали. Мы ходили в детские театры, он умел кататься на велосипеде и на роликах, он был так развит для своих тогдашних пяти лет. И вдруг — недоразвитие! Почему, почему… 

Правда, он никогда не учил стихи — не любил, зато он любил логические задачки. Он очень плохо рисовал карандашами, зато красками он рисовал лучше всех в саду. И так во всём, сплошные «зато»… 

Прошло время и этот вопрос — «почему» — абсолютно перестал меня интересовать. Нет на него ответа. Одни предположения, а их так много, что никакой пользы из них не извлечь. А вот на моих ошибках могу предложить поучиться всем желающим. 

Во-первых, логопеда надо было посетить в два года. И это только моя вина, что я не считала это важным и в результате не нашла времени, да и вообще, мне тогда казалось, что к логопеду надо идти перед школой. 

Во-вторых, логопеда надо посещать каждый год. Это в наших же интересах, не ждать пока направят, пригласят, напомнят, а идти самим. 

В-третьих, к логопеду надо идти с настроем выслушать и понять. 

Свой ребенок, конечно, самый лучший, все его недочеты любящие родители готовы списывать на особенности — вот такой он у нас! Мне не хватило меры, я не смогла вовремя открыть глаза и оглядеться вокруг, иначе я бы увидела, что особенности давно уже превратились в проблему. 

В-четвертых, диагноз логопеда не должен вызывать чувства вины. Большинству понятно, что если у ребенка есть проблема со здоровьем, этим надо заниматься: не пройдет сам вывих тазобедренного сустава, не рассосется пилоростеноз, с больными почками надо бежать к нефрологу, а при угрозе миопии наблюдаться у окулиста. Родственники в таких случаях, как правило, помогают и поддерживают. А вот когда речь заходит о недоразвитии речи — нам незаметно подкидывают три идеи: либо, я плохая мать, либо логопед плохой, либо ребёнок (о, ужас!) действительно недоразвит. 

Конечно, всё не так! А мысли эти очень мешают, близко их нельзя подпускать — мысли такие. 

Кроме того, я считала, что если я занимаюсь с ребенком, то проблем быть не может. Тем более что я читала книги, старалась предлагать своему малышу разнообразные занятия. Сомнений в том, что я могу определить состояние речи моего ребенка, у меня вообще не возникало. Я же с ним больше всех общаюсь, он с другими не так уж много говорит. 

Беда в том, что я не знала многих нюансов, а, положа руку на сердце, я вообще слишком мало знала, а себя зачем-то убеждала, что двух книжек по логопедии мне вполне достаточно для понимания, есть у моего ребенка проблемы, или их нет. Вполне возможно, что если бы я тогда прочитала ещё пару-тройку книг, то вообще возомнила бы себя логопедом. 

Я и не подозревала, что нерешенные логопедические проблемы могут повлечь за собой безграмотное письмо и вытекающие отсюда двойки и тройки по русскому языку в школе. 

Не относилась я к логопедам серьёзно. Не имела ни малейшего представления об их тяжелом труде, я думала, что они только стихи у детей спрашивают, да говорят, куда язык поставить, чтобы зарычать. На детских воспоминаниях было основано моё восприятие логопеда. К счастью, мне не потребовалось много времени, чтобы изменить своё отношение, и это очень помогло мне избежать других частых ошибок. 
Все само пройдет с возрастом, не в три, так в пять, не в пять, так в семь, не в семь, так когда-нибудь ещё. 
Не пройдет, и не надо. Ленин картавил, и ничего! 
Логопед должен всё исправить, а мы подождём, пока он добьётся результатов. 
Логопеды только о том и мечтают, чтобы «выкачать» деньги, раньше вообще без них жили. 
Мы и сами разберемся и научим хорошо говорить. 

Такие разговоры я слышу из года в год. Уже привыкла не возражать — бесполезно это. Действительно, Ленин картавил. С возрастом ребенка логопедических проблем становится меньше. Дети, которые не выговаривают всего несколько звуков, вполне могут обойтись без домашних заданий и помощи родителей. Многие логопеды дают платные уроки, а соответственно заинтересованы в клиентах. Есть очень талантливые родители и не менее талантливые дети, а есть, в конце концов, те, кому просто везёт. К тому же встречаются родители без амбиций. Но это не относится ко мне — я довольно-таки амбициозный человек и не считаю это недостатком: да, я хочу, чтобы мой ребенок хорошо учился, в хорошей школе, но я хочу, чтобы ему это было легко, а для всего этого нужна грамотная и чистая речь. 

В общем, решайте сами — идти или не идти к логопеду, обижаться на него или нет. А тем, кто уже сходил и получил какой-нибудь неприятный диагноз, я желаю не переживать, а сразу начинать действовать, и тогда всё у ваших детей будет хорошо. 

Автор — Татьяна Селезнева.


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться

Татьяна в своём комментарии описала всю гамму чувств от и до...) и спасибо Вам за это)!!! Я работаю учителем- логопедом в дошкольном учереждении. Конечно, родители не обладают достаточной информацией о проблеме нарушений речи: причины возникновения, пути решения, где и как это сделать ?!!! Однозначно: с 2 лет показаться неврологу, логопеду, дефектологу. Если ставят алалию, задержку речевого развития ( ЗРР), ОНР — срочно на занятия к логопеду 2-3 р в неделю, однозначно в логосад ( никого не слушайте, Вам там понравится !!!!!!). Ежедневные занятия с логопедом подгрупповые и индивидуальные. Конечно, что и подтверждает Татьяна, Вам и Вашему ребёнку придётся много работать, потому что это не просто группа дневного пребывания, а учереждение, куда вы пришли бороться с определенными проблемами, а результата возможно достичь лишь систематически выполняя и артикуляционную гимнастику и упражнения на автоматизацию звуков и прочее… И Ваш ребёнок пойдёт в школу полностью подготовленным, т к в этих садах очень сильная образовательная программа!!! Всем успехов!!! С уважением учитель- логопед!

Пожаловаться
Анна
Спасибо, в такой же ситуации находимся.
Пожаловаться
Ангелина

Татьяна, ВЫ ПРОСТО МОЛОДЕЦ, таких мамочек надо поискать, чтобы наперекор всему «семейному собранию», ни дождавшись действительно «необратимых» последствий вы добились результата, а именно помогли своему малышу освоить эти сложные «неподдающиеся» звуки, спасибо за эту статью!

Пожаловаться
Наташа
Спасибо, очень полезный пост.
Пожаловаться
Наталья Титова
полностью согласна с автором!!! сами прошли эти все обучения и сложности… но я изначально была настроена на контакт с логопедом и очень серьезно и доверчиво отнеслась к ее диагнозу-дизартрия…
Пожаловаться
Gulya
Так много написано — не дочитала.

а логопеда мы найдем другого, хорошего, который скажет нам то, что мы хотим услышать.

Не нужно на этом зацикливаться, а нужно заняться ребенком, или вас больше волнует эта запись?

Пожаловаться
Каринка Искорка
Спасибо, приму во внимание.
Пожаловаться
Крошка Кошка
Первая часть статьи очень странная.