Всему свое время. Как это понимать? Наверное это означает, что не нужно торопить время. Дайте морковке вырасти. Не тащите ее за ботву.
Однако, это еще означает и то, что определенные действия должны быть совершены в назначенный срок. Нельзя упускать время, как с той же морковкой. Когда взошли семечки, появилась завязь, нужно проредить, иначе одна другую давить будет, кривые вырастут, урожай будет попорчен.
В воспитании детей есть эти фазы, которые сменяют друг друга в определенное время. Так, до трех лет нужно лелеять малыша, гладить, исполнять все его желания. Фазы не сменяются одномоментно. Конечно, уже в полтора годы мы не станем улыбаться ребенку, если он делает что-то неправильно. Мы уже начинаем устанавливать правила и учить ребенка. Правда, за неповиновение, мы еще пока не будем сильно ругать.
К шести годам ребенок понимает, что требования к нему возрастают. После шести уже нельзя попускать грубый тон, небрежность, неряшливость. После шести ребенок начинает учиться, как доделывать начатые дела, как стараться сделать правильно, а не абы как, ребенок учится быть взрослым.
После двенадцати родителям, и всем взрослым нужно учиться видеть в ребенке друга. У нас уже не получится просто сказать подростку как себя вести. Мы можем посоветовать, на примере показать, но уже дать ему самому решить как делать.
У Сони вторая фаза. Я учу ее, как надо.
— Соня, не бегай пожалуйста с палкой, — говорю я Соне.
— Мам, но Данила хотел у меня отнять ее. – пытается оправдаться Соня. Она, конечно знает, что с палкой бегать нельзя, но у нее была веская причина.
— Дочь, я понимаю, что он хотел отнять ее у тебя, но бегать с палкой нельзя, тем более, если кто-то хочет отнять ее. Это опасно. Ты либо объясни человеку, либо отдай палку…
Соня меня уже не слышала. Ее захлестывала обида и злость. Она чувствовала, что ее сил не хватает, чтобы убедить меня в своей правоте. Она шла ва-банк. Она хотела силой заставить меня услышать ее.
— Нет мам!
Каждая мама довольно-таки хорошо знает свое дитя. Она безошибочно ловит момент, когда ребенка уже нельзя убедить, и надо просто дать ему успокоиться. Правда, грубость спускать не следует.
— Соня, если ты будешь кричать, то я попрошу тебя пойти в комнату, чтобы успокоиться.
— Нет!!! – еще громче кричит Соня. Она пылает от негодования.
Очень спокойно и строго, я произношу:
— Соня, пожалуйста поднимись в свою комнату на пять минут.
— Я не пойду!!! – чеканит Соня слова.
— Я считаю до трех. Если ты не пойдешь, то я уже попрошу тебя пойти не на пять, а на десять минут.
Соня знает, что я сдержу слово.
— Я уже идуу-у-у! – плачет Соня.
Она ушла. Я осталась одна, сидела и думала: «Еще две минуты назад Соня была смеющейся и счастливой. Не заметь я этой палки, было бы все хорошо и мирно. Может быть надо было промолчать?»
Но потом я вспомнила, что воспитание не означает любой ценой держать мир. Воспитание – это постоянное обучение, причем не только, и не столько академическое, сколько обучение жизни, которая в мелочах. Не останови я Соню с ее грубым тоном, пусть он и был ненамеренным, я бы дала этому росточку пустить корни.
Сейчас я поправила ее, хоть это ей и не понравилось, но уже через 4-5 лет ее самолюбие не даст ей забыть эту обиду. Она будет помнить, стараться делать наоборот. Она будет мстить, даже не подозревая об этом. Деревце можно выправить, только пока ствол тоненький и гибкий. Так же и с характером. Подкорректировать сложно, но можно, на ранней стадии.
Через пять минут я зашла к Соне и позвала ее пить чай. Соня не вышла. Я оставила ее еще минут на десять. Когда снова зашла к ней, она обо всем забыла и прибирала комнату.
— Дочь, — подошла я к ней и обняла, пока она не сообразила, что ей положено обижаться, — я когда тебе говорю что-то, то ты просто скажи «я поняла, мам», ну или просто промолчи. Когда ты выкрикиваешь мне «нет», то я просто прихожу в бешенство, хоть и не показываю тебе это. Моя задача – учить тебя. Я же твоя мама. Ты в следующий раз постарайся понять меня, кивнуть, а я постараюсь понять тебя. Я понимаю, что у тебя свои причины, и ты хочешь мне объяснить. Постепенно мы научимся слышать друг друга, и научимся находить нужные слова и силы, чтобы принимать слова другого, хорошо?
Соня кивнула. Я ее чмокнула, надеясь, что кивнула она искренне, а не потому, что воспользовалась только что услышанным советом. Она улыбалась. Мы вместе пошли пить чай.
Не бегать с палкой? Катя, да вы что? Может я плохо представляю Сонину палку? Неужели так опасно? Вот с карандашом во рту нельзя бегать и баста! Но с палкой то что не так?!!! Это же универсальная игрушка. Как в мультике «палка-копалка, палка-выручалка ...» У моих это и ружья, и трансбойты какие-то, и полицейские жезлы. Порой не просто с палками бегают, а с деревьями. Я слежу чтобы вокруг никого не травмировали, на дистанции играли, если на дет.площадке. А в лес приезжаем без игрушек. Только мяч берем. Они знают, что из палок можно любую придумать игру и игрушку.
, хорошо это вы про палки рассказали, аппетитно:) Когда просто бегают, не останавливаю, но в тот момент она именно убегала потому, что Данила отнять хотел. Бежала неистово, позабыв обо всем и палка была не большая, а тонкая, страшная на вид:)
Ясно🙂
А можно вопрос: в чем именно будет заключаться месть? Немного не поняла этот момент
, месть заключается в том, что ребенок в основном знает, как правильно себя вести и знает, что делать нельзя. Когда он обижается, то чувство злости, обиды толкают его на то, чтобы сделать плохо. Не обязательно, что они хотят сделать плохо маме, но из чувства протеста они осознанно делают так, как они знают делать не надо. Это, кстати, может проявляться довольно-таки рано, лет с трех-четырех.
То есть в следующий раз она попытается сделать что-либо назло при такой же ситуации? Как же тогда поступить, чтобы не оставалось неосознанного желания мстить?
, в том-то и фокус, что ситуация может быть совершенно другой. Если случаются моменты, когда вам кажется, что поведение нелогично, то скорее всего есть эта месть. Вам еще рано об этом переживать. Это случается не раньше трех лет. А чтобы не оставлять мести, помогают разговоры. После того, как случился конфликт, когда страсти уже улеглись, нужно про похожуу ситуюцию рассказать сказку и дать ребенку самому все проговорить. Даже если детские мысли пойдут совершенно в другом направлении, дать все выговорить.
Знаю, что нам пока рановато, но стараюсь мотать на ус все, что мне поможет вооружиться в будущем. Спасибо большое вам, вы мне очень помогаете
, да, знания помогают, хотя на первом месте — это опыт. Спасибо, что читаете:)
а мой сам подходит ко мне после подобных инцидентов. подходит и обнимает, меня так это удивляет каждый раз. Помню себя, ооо,мне требовалось очень много времени в одиночестве чтоб успокоится)
, значит в папу уродился:) Я тоже помню, что мне нужно было уйму времени, чтобы справиться с обидой. А дети нет — отходчивые:)
А когда свой ребенок так вот подходит, как же это приятно. Даже слова наверное такого нет, чтобы передать. Сказать «приятно» — это все равно, что ничего не сказать:)
это да, даже иногда почему то чувствуешь себя виноватой). Не зря Христос говорил — будьте непосредственны как дети). Но сын в этом плане далеко не в папу, а жаль, была б тогда у нас гармоничная семья)
А у нас то же самое и на иди посиди и подумай такое же нет, я не могу постоянно силой тащить его в комнату.
, а надо. Именно на первых порах надо тащить и делать это без малейшего колебания, что бы это вам не стоило. Если он увидит решительность, то сам будет потом идти в комнату.
Как вы думаете, она больше никогда не станет бегать с палкой?
, думаю, что даже если и придется ей бежать с палкой, она будет это делать осознанно, помня, что это опасно. Урок, правда, был не в том, чтобы не бегать с палкой, хотя и он тоже, а в том, чтобы слушать, что говорят взрослые, мама и реагировать на слова правильно.
А мне показалось, что это урок и случился лишь потому, что вы слишком напористы, это и запомнит ребенок.
Что плохого в том что мама отстояла свои слова? Как бы поступили вы?
Я бы раз попросила не бегать и скорее всего ребенок бы послушался. Немного не понятно, как так сттуация развивалась, почему случилось, что деаочка стала повышать голос и перестала ли она юегать с палкой или продолжала? А так, мне показалось, что мама сама усилила сттуацию и довела ее до уведения в комнату. Может мне поосто повезло с детьми, мои слушаются)
Да, у вас какие-то волшебные дети, если им можно сказать один раз и они слушаются сразу и навсегда.
Нет, чаще не навсегда, я потому автора и спросила) но слушаются, да, мои дети действительно послушные.
Всегда такие были? У нас сейчас самое любимое слово «нет», по поводу и без (3 г 10 м)
Да
Не смогла пройти мимо, а знаете, что послушные дети -это хорошо пока они маленькие, для взрослых это просто удобно, но когда они повзрослеют они будут послушные со всеми. Речь не идёт конкретно о ваших детях, это в общем. Просто это факт: послушные дети -удобные дети. Сначала для родителей, а в дальнейшем и для всех окружающих.
Да, есть такое, но уж, какие достались) При этом сын очень упрямый, а дочь везде старается быть первой, хватается за все и очень многое получается.
И еще раз повторюсь, у меня хорошие дети, а с чего бы им быть другими, ведь не потому же, что я не читаю книги по психологии?
Самый лучший ребёнок есть у каждой мамы
Я вот смотрю на детей наших друзей и есть те, что мне не нравятся, а есть очень хорошие, дети это те же люди.
Все равно для мамы ( нормальной) ее чадо самое лучшее
Согласна!