Как сформировать у ребенка здоровые границы?

Часто родители беспокоятся о том, чтобы ребёнок мог постоять за себя, сохранить внутреннее достоинство, не подчиниться, сказать нет. Беспокоятся, надо ли ребенка учить давать сдачи?
Ответ прост и сложен одновременно. Ребенок сможет постоять за себя, только если получит подобный опыт дома, в отношениях с родителями.Только если родители в отношениях с собой не обезоруживают ребенка, запрещая на них злиться, да и вообще выражать злость. Только если не побеждают его раз за разом, не продавливают свою волю, так что остаётся только безоговорочно капитулировать и в одиночку переживать надломленность.Глубинное ощущение обоснованности своего существования, своего права быть правым, рождается в отношениях с близкими, которые дают опыт положительного принятия мыслей, чувств и желаний. Дают ребёнку возможность отстаивать свою точку зрения, и в случае убедительности готовы поменять свою.Но начинать, конечно, следует с СЕБЯ и начинать стоит с уважения. Это касается уважения, т.е. принятия как себя, так и других.Уважение = принятие Что важно?– уважать личную территорию, собственность, тело – свои и других;– уважать выборы – свои и других;– уважать мнение – своё и других;– уважать чувства – свои и других;– уважать время – своё и других;– уважать желания и интересы – свои и других;– уважать личностные особенности – свои и других;– уважать свою личную историю;– уважать решения – свои и других.В отношениях с другими людьми:– Спрашивать разрешения.– Чаще просить, а не требовать.– Не обесценивать действия других.– Не судить.– Не совершать насилия с благим намерением.– Не подчиняться и не подчинять других.– Не делать в ущерб себе.– Отказывать и с пониманием относиться к отказам других.– Бережно относиться к своим вещам и вещам других людей.– Не брать без спроса чужое. – Выполнять обещания. Не обещать того, что не под силу.– Просить прощения.– Договариваться.– Считать мнение лишь мнением – будь то своим или чужим. «Не биться» за единственно верное.– Высказывать свое мнение и выслушивать мнение других.– Признавать ошибки.– Защищаться, но не нападать самим.– Не терпеть неприятного обращения с нами, говорить о том, что не нравится своевременно.– Говорить о своих чувствах. – Принимать чувства других.– Уточнять у других, комфортно ли им то, как мы разговариваем с ними.– Не указывать другим, что они должны делать.– Не давать оценок.– Не стыдить.– Стараться быть честным.– Просить о помощи.– Благодарить.– Помогать другим.– Быть способным довериться и открыться перед другим.– Ценить доверие.– Прислушиваться к потребностям тела.– Осознавать свои чувства и желания.– Выражать себя и давать выражать себя другим.– Принять разность всех людей.Взять ответственность за свое благополучие на себя.Одновременно не стараться «нанести пользу» другим.Важно! Не считать ребенка продолжением себя.Ребенок – отдельный человек, а не наш проект или «недо-взрослый».Авторка: Елена Доценко, психологиня, детская психологиня, гештальт-терапевтесса


Blackkiller
Blackkiller
Kari
13 лет
Мия
6 лет
Симферополь
10184

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества