Всем привет! «Ох, какая это мука — воспитывать!» — говорила Фрекен Бок из м\ф «Малыш и Карлсон. И была абсолютно права. Воспитание — это такая категория, которую нельзя досконально изучить, освоить, его нельзя отследить, измерить. Человек (родитель, учитель) учиться воспитывать опытным путём, путём примера, путём переноса модели воспитания себя самого на воспытуемого, путём построения собственного стиля воспитания и др. К чему я завела этот разговор?? А к тому, что сегодня совершенно случайно наткнулась на один старый добрый фильм и, конечно же, не смогла не посмотреть его. Фильм называется » Большие и маленькие" (1963). В нём рассказывается о трёх стилях, моделях воспитания. Начинается фильм с родительского собрания в школе, на котором учитель рассказывает об успехах и неудачах учеников. Он говорит про каждого при всех родителях. Многие учителя не используют такой вид собрания потому, что это занимает много времени, считают его нецелесообразным. Я считаю, что ничего плохого в этом нет, особенно, если есть проблемы. Я однажды проводила похожее собрание и говорила про каждого ученика. Решилась я на него с трудом и только потому, что другие методы просто не работали. Как только проблемы конкретных детей были озвучены при всех, родителям этих учеников стало стыдно перед другими родителями и они, наконец, поняли, что у их детей реальные проблемы, сразу же были приняты меры и ситуация стала меняться. Но собрание это нам всем далось ой как не просто. Вернёмся к фильму. Там учитель говорит родителям: «Надо помогать детям. Уделять им внимание.» А один родитель заявляет: «Вы — школа, вы и воспитывайте!» А воспитание идёт из семьи… О каких же семьях речь идёт в фильме? О семьях трёх мальчиков — учеников одного класса. Семья первая — мама и сын. Мама трудится на заводе, времени на сына мало, воспитывает в строгости. Так называемый «тоталитарный» стиль воспитания. Ребёнку диктуют, что делать, что нельзя, на его желания и интересы внимания не обращают. Итог — ребёнок теряет интерес к учёбе, становится замкнутым, эмоционально закрытым, но при этом он — большой талант, замечательный художник-самородок. Он не хочет рисовать то, что задают всем, у него своё видение мира. А мама считает его увлечение глупостью, рвёт его картины, не пытается понять сына. Мальчик злится на неё из-за этого и уходит из дома. И только на собрании ей говорят, что он талантливый и каждый родитель мечтает о таком ребенке, что его увлечение нужно поощрять и поддерживать. Вторая семья — мама, папа, дочь-студенка и сын-школьник. Мама работает в библиотеке, прекрасно ладит с детьми и взрослыми, очень хорошо их понимает. Но дома у неё «либеральный» стиль воспитания, при котором всё дозволено детям. Итог — дочь выросла наглой, неприспособленной к жизни белоручкой, эгоисткой, модницей, капризулей. Она не думает о матери: «Мне нужны новые туфли… Тебе не нужно новое платье. Папа тебя не замечает. Ты уже отжила своё...» Услышав это, мне стало так жалко эту маму, которая всё для неё, а она так жестока. Но здесь на помощь маме пришёл её коллега, который поставил девушку на место и дал ей понять, что надо менять свой характер. Третья семья — мама, папа, сын и дочка. Отец ушёл из семьи, помогает материально. Ещё при совместной жизни «ездил» на жене, не занимался детьми. Мама не работала, вела хозяйство, воспитывала детей. Муж ушёл, пошла работать. Детям врала, что отец в командировке. Но папаша являлся с подарками и деньгами. Сын сначала не мог понять мать, обижался на неё. Но, узнав, что отец их бросил, ушёл к другой женщине, и они с сестрой отцу не нужны, простил маму и поддержал её. Здесь даже не знаю, что за стиль воспитания. Если все три семьи рассмотреть не с позиций воспитания, а с позиции именно семьи, то первая семья — неполная, вторая — полная, третья — в стадии распада. Авторы фильма скорее всего хотели сказать о том, что на ребёнка влияет всё: и состав семьи и поведение родителей по отношению друг другу и к ребёнку (к детям), и по отношение к другим родственникам и знакомым, и отношение к работе, и эмоциональная открытость или холодность, любовь, внимание, ласка или их отсутствие по отношению к ребёнку, правильно выбранный «стиль» воспитания, единые требования семьи, школы к ребёнку и многое многое другое. Ребёнок азы воспитания черпает из семьи, от родителей. Он бессознательно выстраивает модели своего поведения и взрослые могут только корректировать их, но не полностью менять. Не допустим тоталконтроль, полная свобода, безразличие. Должен быть баланс, всего должно быть в меру. К сожалению, чтобы это понять, нужно пройти через много проб и ошибок. P.S: Обязательно посмотрите фильм. Он заставляет о многом задуматься и возможно вовремя исправить. Любите своих детей, цените их, будьте внимательны к ним, к их интересам, способностям и талантам! Воспитывайте себя, и тогда ваши дети будут брать с вас пример!
Ой, спасибо. Надо посмотреть.
Не за что?
🙂😀😃
Эх… знать бы где упасть....)))