Педиатры уверены, что 80% внешней информации малыш до года получает из внешнего мира через тактильные ощущения. А нежные прикосновения и объятия формируют у него «тактильное доверие» к человеку, от которого они исходят. Профессиональные воспитатели прекрасно это знают и используют в работе с детьми. Вот что рассказали нам в петербургском билингвальном детском саду CDF.
Оказывается, что маму грудничок помнит еще со времен внутриутробного развития, а с другими членами семьи знакомится в основном именно через прикосновения к нему. В недавнем советском прошлом носить ребенка на руках или тискать его в любовном порыве мамам приходилось «из-под полы». Ясли с трех месяцев, дрессировка «удобных» детей, сформировало общество эмоциональных инвалидов с кучей психологических проблем. На сегодняшний день наука реабилитировала естественное стремление родителей к нежностям по отношению к малышам, установила их пользу и необходимость.
А между прочим, сейчас доказано, что так называемые «заласканные» дети:
•имеют более стабильную психику;
•быстрее развиваются;
•лучше адаптируются в коллективе.
Для деток 2-4 лет физический контакт всё еще очень важен для установления доверительных отношений с новым человеком. Вот почему хорошие ясли и сад для ребят такого возраста – это не только развивающая среда и яркие игрушки, но и возможность в любой момент получить порцию «обнимашек». Поэтому, когда ребенок впервые попадает в незнакомое место — детский сад или ясли, одним из главных секретов его адаптации является тактильный контакт с персоналом. Все уговоры и логические доводы при утешении в этом возрасте бессмысленны, если они не сопровождаются поглаживанием или объятием.
О чем говорят «обнимашки»:
•«Я тебя люблю». Через приятные прикосновения воспитатель показывает малышу свое позитивное к нему отношение.
•«Ты в безопасности». Дети до 3 лет чувствуют себя защищенными, когда попадают в стесненные условия – слинг, норку из подушек и одеял, объятия.
•«Я здесь главный». Так называемые покровительственные ласки (поглаживания по голове, похлопывания по спине, плотные объятия) показывают ребенку младшего возраста, кого следует слушаться, у кого нужно учиться.
Даже если ребенок наказан, чтобы он услышал воспитателя и воспринял наказание правильно, разговор с ним должен сопровождаться физическим контактом (для этого достаточно взять малыша за плечи и установить контакт глазами). После окончания наказания ребенок должен быть «прощен» порцией объятий. Только в таком случае дисциплинарные воздействия будут восприниматься правильно. Конечно, любые «обнимашки» должны быть искренними: дети отлично чувствуют фальшь.
Воспитатели билингвального детского сад CDF верят в силу объятий и дают практические советы родителям:
•Каждый раз перед отправкой ребенка в группу найдите время, чтобы крепко обнять малыша, поцеловать его. Отпускайте его только после того, как почувствуете, что его мышцы расслаблены и он спокоен.
•Не бойтесь, что мальчики вырастут «хлюпиками» из-за большого количества нежностей. Тактильный контакт придает им уверенности в себе, устраняет страхи, а значит делает сильнее.
•Не ревнуйте, видя ваших детишек в объятиях других. Их любви хватит на всех.
