Закономерности запоминания и повторения

Если многократно считывать информацию с книги или монитора компьютера, это не будет являться повторением. Это лишь повторное восприятие, которое не дает гарантии надежного запоминания. Припоминание текстовой информации необходимо для ее закрепления в памяти. Несколько повторений подряд при заучивании материала малоэффективны для его запоминания. Чтобы осознанно сохранять информацию в памяти, необходимо помнить следующее.

Перечислим следующие основные закономерности запоминания:

  • После процесса запоминания длинного ряда в общей сложности по памяти хорошо воспроизводятся его начало и конец. Специалисты называют это явление «эффектом края».
  • Ассоциативная связь впечатлений и их последующее воспроизводство зависят от того, насколько эти впечатления представляют собой логически связанное целое или разрозненные части.
  • Несколько повторений подряд при заучивании материала малоэффективны для его запоминания. Лучше распределять такие повторения во времени (например, в течение нескольких часов или дней).
  • Новое повторение лучше всего содействует запоминанию выученного раньше.
  • С углублением внимания к запоминаемой информации число повторений, нужных для его заучивания наизусть, может быть уменьшено, но недостаток внимания не может быть компенсирован ростом количества повторений.
  • Без особого труда прекрасно запомнится то, что интересует человека. Особенно явственно эта закономерность обнаруживается в зрелом возрасте.
  • Лучше запоминаются исключительные, удивительные впечатления, чем обыкновенные события, с которыми мы часто сталкиваемся.
  • Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Со временем оно может видоизмениться. Вступая в ассоциативную связь с прочими впечатлениями и оказывая на них воздействие, первичное впечатление претерпевает определенные изменения.

    При запоминании материала необходимо помнить следующее:


    • Люди в среднем помнят 10% того, что читают; 20% того, что слышат; 30% того, что видят; 50% увиденного и услышанного одновременно; 70% того, что говорят; 90% рассказанного и сделанного одновременно.
    • Запоминать нужно осознанно.
    • Интересуйтесь только тем, что хотите запомнить, не стараясь удержать в памяти как можно больше.
    • Всю информацию для запоминания классифицируйте и располагайте в логическом порядке.
    • Не стоит заучивать незнакомый материал сразу полностью. Заучивая по частям, вы сэкономите время.
    • Нерешенные задачи и незавершенные дела запоминаются проще, так как незавершенные действия создают в подсознании определенное напряжение и мешают сосредоточиться на чем-то другом.
    • Совершенствованию памяти и мышления способствует хорошо развитая речь.
    • Запоминаемый материал не только читайте, но и пересказывайте.
    • Работайте в таком порядке: один раз прочитать, затем три раза пересказать. Чтение без пересказа с целью запоминания информации — часто пустая трата времени.
    • Пересказ — это и развитие речи, и тренировка памяти. При пересказе мозг активно обрабатывает информацию, а при повторном чтении сил требуется немного. Мозг «узнает» знакомый материал.
    • Хороший эффект достигается при обратном пересказе, когда клетки головного мозга работают еще активнее.
    • Сочетание визуальных и вербальных образов с записями облегчит вам процесс запоминания.
    • Услышанное вспоминается быстрее, чем увиденное, но последнее более устойчиво. А вот конкретные данные лучше фиксировать.
    • Сухие понятия отягощают процесс запоминания.
    • Превратите процесс запоминания в забавную и познавательную игру. Тогда запоминание будет прочным, а воспроизведение — несложным.
    • Беспокойное состояние человека может мешать припоминанию.
    • В идеале источник информации должен находиться со стороны правого уха, которое передает слуховые импульсы в речевые центры быстрее левого.
    • Утром (с 6 до 8 ч.) хорошо запоминаются незначительные факты, а после полудня (с 12 до 15 ч.) — не только мелкие, но и существенные.
    • Периоды отдыха при запоминании снимают усталость, повышают интерес к предмету.

      Если многократно считывать информацию с книги или монитора компьютера, это не будет являться повторением. Это лишь повторное восприятие, которое не дает гарантии того, что образованные ассоциации в последующем будут активизированы. Припоминание текстовой информации необходимо для ее закрепления в памяти.

      Усвоенную информацию можно повторять по-разному: пересказать ее кому-либо, перечитать или прослушать повторно. Но если вы однажды осмыслили содержание полученной информации и проговорили его, то можете быть уверены: информация осталась в памяти.

      С течением времени нервные образования, в которых хранится вся информация, не исчезают, не уменьшаются, но ухудшается пропускная способность нервных волокон, по которым проходит сигнал во время припоминания. Это приводит к тому, что вы с трудом будете «доставать» информацию из нервных образований.

      Бороться с этим можно следующим образом:

      • повторять содержание текста;
      • обновлять взаимосвязи между отдельными мыслями и фактами текста.

        Чтобы осознанно сохранять информацию в памяти, необходимо помнить следующее:

        • чем больше времени проходит после чтения (или последнего повторения), тем меньше становится объем информации в памяти. Быстрее информация уходит из памяти именно в первые минуты после усвоения;
        • медленнее информация забывается после очередных повторений;
        • чем проще и интереснее информация, тем легче она усваивается, тем меньше времени и усилий затрачивается на повторение и восстановление информации в памяти;
        • ранее усвоенная информация быстрее восстанавливается в памяти после каждого последующего повторения;
        • с каждым повторением информация откладывается в памяти все в большем объеме;
        • чем меньше времени пройдет после последнего повторения, тем быстрее и легче восстанавливается информация.

          Оптимальными перерывами между повторениями можно назвать следующие:

          • первое повторение — через 15-20 мин после окончания работы с текстом. Причем трудный материал лучше повторить через 10-12 мин., а легкий или интересный — через 25-30 мин.;
          • второе повторение — через 6-10 ч. после первого повторения (сложный материал — через 4-5 ч., легкий — через 11-14 ч.);
          • третье повторение — через 20-30 ч. после второго (интересный материал — через 36 ч., а трудный — через 16-18 ч.).

            Если материал для запоминания большой, разбейте его на два неравных раздела и работайте с каждым из них отдельно, выбрав один из вариантов:

            • В течение двух дней: первый день — изучение и повторение частей первого раздела, второй день — изучение и повторение второго раздела.
            • В течение трех дней: первый день — изучение и повторение первого раздела, второй день — изучение и повторение второго раздела, третий день — повторение всего материала.
            • В течение пяти дней: первый день — изучение и повторение первого раздела, второй день — одно повторение первого раздела, третий день — изучение и повторение второго раздела, четвертый день — одно повторение второго раздела, пятый день — повторение всего материала.

              Чтобы сохранить полученную информацию, необходимо ее периодически повторять:

              1. Повторить сразу же после ее восприятия, так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие за восприятием. После запечатления информации припомните ее и сравните с первоисточником. Этот процесс называется контрольным припоминанием. Прежде чем закреплять определенные сведения в своей памяти, убедитесь, что они находятся там без ошибок. Если при запоминании обнаружились пропуски или неточности, поработайте лишь над той информацией, которая припомнилась с ошибками или вообще исчезла из памяти. Только при полной уверенности, что вся информация находится в памяти, можно приступать к ее закреплению.

              2.   Промежутки времени между повторениями необходимо удлинять. Если первое повторение делают сразу после запоминания, то второе — примерно через 40-60 мин., третье — в этот же день (примерно через 3-4 ч.), четвертое — на следующий день.

              Не пугайтесь большого количества повторений. Извлекать из памяти намного интереснее, чем пытаться запомнить что-то обычным методом. Мысленное повторение можно осуществлять где угодно: за обедом, на прогулке, при поездке в любом транспорте. На каждое новое повторение времени затрачивается меньше. Чтобы восстановить в памяти изученное, достаточно бывает лишь беглого взгляда.

              Принятое в средней школе бесконечное повторение отупляет: слишком часто и однообразно повторяется одно и то же. Каждое повторение должно отличаться друг от друга.

              Оптимального временного ритма повторения для всех не существует. Для того чтобы найти свой ритм, необходимо делать повторения достаточно часто, с тем чтобы ничего не забыть, но и не слишком часто, чтобы энергия не тратилась впустую. Когда вы начинаете забывать материал, наступает идеальный момент для повторения.



Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
ДобраяЗлыдня

Добавила в закладки...

Полезно!

Пожаловаться
Ирина Ннн
я несколько лет во французском словаре увидела слово «слезоточивый» и почему-то очень захотелось его запомнить… запомнила со 2го раза, не знаю, как его забыть теперь))))))) т.е. надо быть искренне заинтересованным в запоминаниии ассоциировать это с чем-то, желательно вместе с эмоциями.