детский невролог про адаптацию первоклашек к школе. спорте и гаджетах

! Девочки, сегодня утром случайно по Радио России в прямом эфире слушала доктора Агапкина с его передачей «О самом главном», так в студии был очень-очень хороший детский невролог и нейрофизиолог Соколов Павел Леонидович.
И основной темой передачи было адаптация деток (особенно первоклашек) к школе, но так же были затронуты общие вопросы режима дня, укладывания деток спать, когда делать уроки, про детей и спорт (или кружки), отказ от дневного сна, про детей-левшей, и главное (для меня) — тема «ребенок и гаджеты». Я, конечно, знала, что все планшеты-компы-телефоны негативно влияют на ребенка, но не знала чем именно. А тут подробно и понятно. Отрезвило реально, как бы ни хотелось, чтобы было иначе.
Ну в обще, много я всего полезного открыла для себя из этой беседы. Но слушала не все — дочка регулярно оттаскивала меня от радио.
Посему задалась целью найти запись передачи в сети. С трудом, но нашла. Посему делюсь с вами.
Может кому тоже будет интересно и полезно.
Мне особенно было полезно ПОНЯТь про то, как укладывать ребенка на ночной сон и что делать перед этим. Обычно все рекомендации ограничиваются сплошными «нельзя», а почему и что именно нельзя — не говорят. Вот он разжевал. И про правило «одних рук» я вообще даже не знала!!
Вообще очень полезно и доступно.
Буду стараться ловить следующий выпуск с его участием.

Запись передачи вот

Радио России 27 августа 2017 «О самом главном» от 27.08.2017 09:30 МСК
Длительность 30 минут.

Тема: «Первый раз в первый класс. Советы доктора».

1 сентября первоклассники идут в школу. Что должны знать их родители? Как первоклассники должны подготовиться к этому событию?

П. Соколов: Я считаю, что родителям надо знать, прежде всего, следующее. Первое. Что ребёнок, какие бы подготовительные курсы ни посещал, попадая в школу, он попадает в совершенно другой мир, в совершенно другую жизнь, и, наверное, с точки зрения психологии ребёнка основная отличительная черта его будущей школьной жизни – это то, что ему придётся узнать, что такое императив. То есть абсолютно простое понятное требование – требование учителя.

И второе – это узнать, что такое детский коллектив. А детский коллектив – это машина достаточно серьёзная сама по себе. Она бескомпромиссная, она очень часто может быть жестокой.

И вот адаптация школьника к условиям обучения, наверное, будет, прежде всего, перемалывать именно эти два фактора. Или стараться их перемолоть.

Но, с другой стороны, ребёнок был в детском саду, и там тоже были дети, разница в возрасте которых могла составлять лишь один год?

П. Соколов: Тем не менее, всё, что касается школьной жизни, – это всё сдобрено крепкой приправой императива. Потому что общество в детском саду более как-то демократично, поскольку требований по обучению не так много, и они не настолько жёстко регламентированы. Как бы мы ни смягчали требования в первых классах, тем не менее, они есть.

Как родители в этой ситуации могут первокласснику помочь? Что они могут сделать? Заранее начать прививать ему этот самый императив?

П. Соколов: Заранее, поскольку программа выходит 27 августа, они уже ничего не смогли сделать. То есть, каждый из них управлялся в меру собственных представлений о том, как следует жить.

Есть такое понятие, как школьная успешность. Она во многом связана с таким понятием как мотивация к учёбе. Самое главное, что должны знать родители, это то, что если у ребёнка есть мотивация, то её надо хранить как святыню, как зеницу ока, дабы не сломать.

Я не говорю о том, что надо вмешиваться со скандалами в любые школьные проблемы, но то, что за ребёнком в первые месяцы обучения в классе необходимо наблюдать, необходимо наблюдать за его настроениями, знать, что его беспокоит, и стараться (у нас у взрослых есть совершенно замечательное свойство: мы можем разрешить все их проблемы, потому мы и взрослые, потому они и дети, они полностью от нас зависят) их проблемы разрешать. Самое главное – эти проблемы вовремя увидеть. Подавленный ребёнок, он не хочет идти в школу… Как правило, все эти вещи проявляются через какие-то протестные настроения и заявления типа «я не пойду». Поэтому прежде, чем крикнуть «нет, пойдёшь», надо озадачиться вопросом, почему ребёнок так говорит. Надо с ним поговорить. Взрослые действительно очень многое могут сделать. Мы можем сделать даже так, чтобы ребёнок не пошёл сегодня в школу, и от этого мир не обвалится. Можно вывезти его куда-то на природу, разговорить, вытащить из него, а потом постараться своими взрослыми разумениями: разговорами с учителем, со школьным психологом – решить вопрос.

Сейчас школ с предметным профилем преподавания не так много. Как правило, дети попадают в руки одного преподавателя, и это достаточно действенная возможность выяснить, что же происходит с ребёнком, что ему в школе не так. То есть, прежде всего надо ребёнка уберечь, дабы сохранить мотивацию.

Сколько должен длиться ночной сон у первоклассника. Так как в школу надо будет вставать в 7 утра, в какое время надо будет его укладывать спать? И что делать теперь с дневным сном?

П. Соколов: Длительность сна первоклассника никоим образом не должна быть меньше, чем она была до школы. Это первое. Второе. Что делать с дневным сном? С дневным сном ничего не придётся делать, хотя это зависит от того, насколько в мягком графике ребёнок начинает посещать школу. Если он возвращается из школы где-нибудь в 13.00, то вопрос дневного сна просто не стоит, он будет. Если позже, то возникает два вопроса. Первый. Что делал ребёнок так долго в школе? Конечно, бывают где-то продлёнки. И каким образом компенсировать дневной сон? Придётся его компенсировать ночным.

Иногда говорят о том, что в возрасте 7 лет ребёнок в сутки должен спать порядка 10 часов. В 22 часа ложиться, и в 7 вставать.

П. Соколов: Как говорят в медицине, это средняя температура по больнице. Потому что дети разные, и длительность сна у всех разная. Почему я и сказал, что самое основное – чтобы ребёнок не спал меньше, чем он спал до того. Возможно ему потребуется ещё какой-то сверху кусочек. Почему? Потому что адаптация, утомление, в том числе и эмоциональное.

Главное – чтобы первоклассник вовремя ложился спать вечером. Укладывать спать школьника, особенно первоклассника, вовремя в школьные годы – это искусство. Существуют старые-престарые медицинские рекомендации, касающиеся сна школьника.

Первое. Как говорили неврологи старой школы, люди прежде, чем спать, должны отдохнуть. Если мы легли спать, не отдохнувши, тогда мы первую половину ночи будем отдыхать, а вторую половину ночи будем спать. К чему весь этот разговор? Все мы прекрасно знаем, что такое качество сна. То есть, качество сна в первой половине ночи будет абсолютно никудышным, если перед сном не отдохнуть.

А как отдохнуть?

П. Соколов: Когда мы работаем с детьми, которые уже надломились в школе, которые имеют проблемы, я говорю их родителям, что главное для их детей – чтобы два часа до сна было «их временем», а не временем родителей. Причём это распространяется на детей всех возрастов. Но особенно это относится к первоклашкам и старшеклассникам. Потому что первые мучительно адаптируются, а вторые работают на износ под гнётом амбиций школы, своих личных и родительских тоже.

Что такое два «моих часа»? За два часа до сна нужно забыть вообще о том, что такое уроки. В течение двух часов перед сном, если есть традиция смотреть мультики с «тётей Валей», тогда этот мультик можно посмотреть, но никакие другие нельзя. Как правило, в передачи «Спокойной ночи, малыши» мультики нарезаны очень физиологично. Вводилось это ещё под влиянием Института гигиены детей и подростков. И больше никаких видеорядов, никаких гаджетов.

Второе, что можно делать, – это играть, но не скакать. Ребёнок в это время может позаниматься любым делом, которое не связано со школой. Он же чем-то занимался в это время до того, как пошёл в школу. Дай бог, чтобы он не лазил по маминому айпаду и не занимался чем-то ещё предосудительным.

Далее для первоклашек и детей утомлённых существует такая рекомендация: родителям надо выгуливать ребёнка как собачку каждый вечер. Это должно стать ритуалом. Дети – все ритуальщики. Чем младше ребёнок, тем он более склонен к тому, чтобы формировать какие-то свои собственные ритуалы. Почему? Потому что мы формируем ритуал, когда выводим ребёнка на улицу каждый вечер за ручку. Мы в школу пойдём, если будет идти дождь? Пойдём. Если будет идти снег, пойдём? Пойдём. Одежда есть, куртки есть, капюшоны и сапожки есть. Поэтому надо с ребёнком в таком же упорядоченном режиме прогуливаться 10-15 минут каждый вечер.

Чего мы этим достигаем? Первое – выводим ребёнка из вечернего дома, когда все пришли домой, когда источников информации для него море, источников эмоций для него тоже море, причём ребёнок рано устаёт как от отрицательных, так и от положительных эмоций. Об этом тоже не стоит забывать. То есть, мы именно в этот критический период просто выводим его из дома.

Что надо делать на этой прогулке? Естественно, не скакать, не гонять на велосипеде, не заниматься подвижными играми, а просто пройтись, поговорить о пережитом, о судьбах мира, о том, что ребёнку близко, в конце концов, о школе. Это великолепная возможность узнать в тиши, в покое, тет-а-тет, де-факто, что ребёнка волнует, как он воспринимает школу, что он в ней принимает, что не принимает. И после этого, вернувшись домой, без перерыва (это самое главное) сходить в туалет, помыться, может быть, покушать (все эти действия надо сделать без перерыва, чтобы ребёнок не имел возможности опять включиться в активную жизнь семьи), и есть ещё такое правило, но это совсем для малышей, но для первоклашек оно вполне может быть использовано, это правило одних рук. А именно: ребёнок перед сном должен находиться в одних руках. Их можно менять. Это не обязательно всегда должен быть папа. Нет. Папа побыл, ему надо отойти, он передаёт ребёнка маме. Мама побыла, ей надо отойти к плите, она передала ребёнка ещё кому-то. То есть, перед ребёнком должно быть одно контактное лицо. Тогда после подобной подготовки уже начинается то, что называется отходом ко сну. Почитать, побыть с ребёнком. И в первые полгода в школе никоим образом не стоит менять те стереотипы, которые в семье уже сложились. Если раньше было принято читать ребёнку перед сном, то идите и читайте. Если принято было посидеть, пока ребёнок не уснёт, значит сидите. И никаких скидок на то, что теперь он взрослый, поэтому я с ним сидеть не буду. Потом начнутся рыдания типа «включи мне свет», «включи мне лампу», «я хочу писать», «я хочу какать», «я хочу есть». Вот этого допускать, конечно, не надо.

Когда лучше делать уроки? Сразу после школы? Или лучше дать ребёнку время на отдых? И если давать время на отдых, то сколько это должно составлять часов?

П. Соколов: Это зависит от того, сколько времени ребёнок проводит в школе. Сейчас есть школы с достаточно длительным пребывания ученика в них, когда ребёнок там обедает. А если у нас классический вариант: ребёнок отучился в школе, пришёл домой и покушал, то стоит ли его сразу же сажать за уроки? Нет. Почему? Потому что это не рационально. Надо ему дать какой-то передых, а потом усадить его за уроки таким образом, чтобы он их закончил в разумное время. Опыт показывает, что главное не в том, в какое время мы засадили ребёнка за уроки, а сколько он за этими уроками провёл. Потому что бывают дети, которые готовы за уроками провести 3-4 часа, и родители, которые точно так же готовы все эти 3-4 часа тюкать. Здесь подход должен быть достаточно рациональным. Растекаться по древу незачем. И надо знать, что, чем младше ребёнок, тем он хуже концентрирует внимание. Поэтому одно задание сделали – отдохнули. Второе задание сделали – снова немножечко передохнули или, скорее, переключились. Вот такими «перебежками» можно минимизировать время, которое ребёнок потратит на приготовление уроков, и всё будет сделано им хорошо.

Полностью беседу с гостем слушайте в аудиофайле.


Рубрика Кино
Елена
Елена
Крошка-Капитошка
6 лет
94588

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Pumpa
Pumpa
Ребенок
7 лет
Москва
Какая замечательная традиция гулять перед сном
Пожаловаться
Марина
Марина
Москва

Спасибо, послушала с удовольствием, почерпнула важную информацию

Пожаловаться
Елена
Елена
Крошка-Капитошка
6 лет

вот прямо сейчас я применяю «методику затычки» — сижу на бэбике, пишу пост, а ребенка к телеку подсадила «Споконошки» смотреть. Все. ПОшла забирать, пора готовиться ко сну и укладываться.

Пожаловаться
Маргарита
Маргарита
Ягодоша
15 лет
Белгород

спасибо, послушаю