Для себя, ну и кому-то может тоже будет полезно
Марьям Хайдарова: ЧТО ТАКОЕ «КРИЗИС 1,5 ЛЕТ» И ЧЕМ ОН МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗЕН РОДИТЕЛЯМ
Давайте сегодня поговорим о кризисе 1,5 лет. Что же это такое и почему его раньше не было? Как вести себя родителям в этот сложный период? И какие плюсы есть у этого периода? Как сохранить спокойствие? И как использовать этот сложный период для формирования успешного внутреннего ядра ребенка? А в конце, я как обычно дам полезное упражнение для родителей. Итак, начинаем. Пост содержит многобуков и очень большой объем полезной информации. Информация, которая расположена ниже – может перевернуть ваш мир и ваше восприятие ребенка. Вы готовы к этому? Начну с того, что кризис 1,5 лет появился относительно недавно. Изначально психологи считали, что это просто раннее проявление кризиса 3 лет. Однако мои собственные наблюдения, и работа с родителями и детьми этого возраста, показывают, что у современных детей его лучше выделить в отдельный кризисный этап. И если кризис 3 лет проходит под девизом «Я МОГУ!», то кризис 1,5 лет проходит под лозунгом «Я ХОЧУ!». Таким образом, если по какой-то причине в 1,5 года малыш не смог отстоять свои желания, то в 3-летнем возрасте кризис пройдет с удвоенной силой. Давайте облегчим жизнь родителям и попробуем принять желания 1,5-годовалого малыша.ЧТО ПРОИСХОДИТ С РЕБЕНКОМ В 1,5 ГОДА? До 1,5 лет малыш жил-жил, никого не трогал, наслаждался своим единением с мамой и делал то, что она говорила. Нет, конечно, порой сопротивление бывало: но отсутствие словарного запаса, и то, что малыш еще не умеет прямо ходить, а значит и полная зависимость от родителей – делало его неспособным осознать свои желания в полной мере. И вот, в 1,5 года он: 1. Начинает твердо держаться на ногах, а значит видеть этот мир, как видим его мы. 2. Начинает развиваться речь и образное мышление 3. Начинает выстраивать первые логические цепочки. Вот тут хочу немного объяснить: именно раннее развитие, занятия с малышами и обучение большому объему информации и стали тем толчком, который послужил разложению кризиса 3 лет на два равноценных кризиса. Я не говорю, что раннее развитие – плохая вещь. Это очень хорошо. Но именно благодаря ему, данныйкризисный период у малышей протекает гораздо сложнее, чем, например, у нашего поколения. Так вот, малыш уже умеет что-то говорить, и связывать новые объекты в своей голове и видит мир, как видят его взрослые. И вдруг он понимает, что мама не всегда делает так, как ему хочется. Да и вообще, ему хочется чего-то другого. А вот как донести до мамы это что-то другое, если в твоем словарном запасе 20 слов (или 50, кому как везет)?? Это сложная задача… Вот попробуйте сейчас выйти на улицу, найти иностранца и, зная 20 слов из его языка, объяснить ему, что вы хотите поесть печенек и запить все это соком? Вот и ребенок так же. Он осознает, чего он хочет, но как донести до мамы не знает. А даже если может донести, то мама не всегда считается с его желаниями, потому что…. А ВОТ ТУТ МЫ ПОГОВОРИМ О МАМЕ… Маме на протяжении первых 1,5 лет было очень комфортно со своим ребенком. Она с ним на одной волне: чувствует его плач, понимает, когда и что он хочет, а если вдруг расплакался, то всегда знает, что можно отвлечь машинкой или собакой за окном… И тут вдруг случается НЕЧТО!!! Ребенок начинает требовать что-то новое, а чего – непонятно. Мама отвлекает его привычными предметами – ребенок недоволен и продолжает требовать свое. А мама не понимает, чего же ему надо. Или даже если понимает, то не может разрешить, потому что: это опасно, это рано, это не для него и раньше он этого не хотел. И вообще, «Не пристало маме танцевать перед ребенком. Избалуется!!! Надо характер держать и показать, кто в доме главный!». (слышали такое??) Что ребенок может сделать в этом случае?? Правильно! Заплакать – ведь это всегда помогало, а если сейчас не прокатит, то закатить истерику. Как мама реагирует в этом случае? Правильно, не понимает, из-за чего ребенок плачет и выходит из себя. Она пытается успокоить ребенка так, как это делали в ее детстве: запретить плакать, наказать за слезы, или даже шлепнуть в бессилии. Знакомая ситуация? И как же быть, спросите вы. А все очень и очень просто. Просто когда в следующий раз ребенок начнет что-то требовать и плакать, вы поймите, что таким образом у ребенка проявляются его «Я ХОЧУ»… и попробуйте понять, чего же он хочет? Если получится понять, сделайте это вместе с ним. Это не подчинение ребенку – это сотрудничество. Я бы даже сказала – позитивное сотрудничество. И не бойтесь детских слез. Ведь они позволяют ребенку выплеснуть негативные эмоции. Пусть поплачет, если ему так хочется. Просто будьте рядом. В КАКИЕ МОМЕНТЫ РЕБЕНОК ЧАЩЕ ВСЕГО ПРОЯВЛЯЕТ СВОИ ЖЕЛАНИЯ? -КОГДА ЛОЖИТСЯ СПАТЬ. Многие мамы жалуются, что 1,5-годовалый малыш не ложится спать днем. Ребенок вдруг осознал, что иногда он хочет спать, а иногда спать не хочет, а мама все равно укладывает, когда ей надо (по мнению малыша). Что делать в этом случае: утомлять ребенка в первой половине дня занятиями, активными играми и общением с другими людьми. При этом можно заранее настраивать ребенка на дневной или ночной сон: «Сейчас мы соберем игрушки на площадке, пойдем домой, умоемся, переоденемся, покушаем кашу, потом почитаем книжку, а потом будем спать»… И так после каждого действия. Наша задача, чтобы у ребенка возникло ощущение сонливости именно после определенного ритуала. Он может начинать отпираться, как и прежде, но уставшего и предупрежденного ребенка гораздо легче уложить спать. — КОГДА НАЧИНАЕТ КУШАТЬ. Часто мамы говорят, что отказывается от еды, или требует ложку, чтобы покушать самостоятельно, но все только разбрасывает и размазывает по полу. Что делать: позволить ребенку играть в эти игры с едой. Можно дать ему 2 тарелки: пусть переливает из одной тарелки в другую: это лучше чем, выливать суп на пол. Можно дать в руку вилку: пусть попробует поесть ею. Можно дать ребенку самому выбрать, что он хочет кушать. Можно вместе накормить собачку/кошку/куклу. Можно просто не кормить: поест, когда захочет сам. Главное, чтобы под рукой у ребенка не было сладостей. — КОГДА ТРЕБУЕТ ЗАПРЕЩЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ. Бывает, что дети начинают требовать у родителей ножи, ножницы, иголки и прочие предметы, которые могут быть опасны для них. Что делать: стараться не показывать лишний раз то, что провоцирует ребенка на крик. А если не получается (например, нож), то объяснять до посинения, что он опасен и позволять ребенку плакать до тех пор, пока ребенок не поймет, что нож ему не дадут. — КОГДА ОТКАЗЫВАЕТСЯ ИДТИ ГУЛЯТЬ ИЛИ ВОЗВРАЩАТЬСЯ С ПРОГУЛКИ. Очень частая ситуация. Что делать: заранее предупреждать ребенка и увлекать его. «Нам скоро пора домой. Во что ты хочешь поиграть еще: в песочек или покататься с горки»… И вспоминаем речь, которую говорили, когда укладывали ребенка спать. Рассказываем, что ребенка ждет дома. Можно сказать, что по нему соскучилась любимая игрушка. Или, что суп ждет-не дождется, когда малыш придет домой и съест его. Когда надо выйти на улицу, можно сказать что там его ждут голуби, которых надо покормить. Или посмотреть на кошечек-собачек. В общем, надо ребенка увлекать. Я описала наиболее типичные случаи. Если у вас есть еще свои особенные случаи, пишите в комментариях, обязательно разберем каждый пример… В каждом случае маме очень важно сохранять внутреннее и внешнее спокойствие. Не стремиться сразу наказать малыша, а лучше понять, что можно сделать, чтобы удовлетворить желание ребенка. И самое главное правило: до 3 лет мы ребенка не наказываем, мы его отвлекаем, проще вообще не дать ребенку уйти в истерику, но если ушел, то либо отвлекаем, либо даем выплакаться. Именно такой подход покажет нашему малышу, что мы прислушиваемся к его мнению и считаемся с ним – а это и есть залог формирования позитивной личности, которая сама понимает свои потребности и желания и умеет воплотить их в жизнь.А сейчас, как и обещала, упражнение для родителей. Когда ребенок плачет или что-то требует и вы не можете понять, что… Вы можете сделать следующее: встаньте рядом с ним на колени и почувствуйте себя таким же маленьким, как и ваш ребенок. Посмотрите на мир с высоты его роста и его глазами. Почувствуйте, какой высокий стол и стул, как сложно подниматься на диван и дотянуться до кружки… Ощутите то, что чувствует ваш ребенок с высоты своего маленького роста. Может быть, вы и сами сразу поймете, что же малышу надо, а если и не поймете, то уже не сможете разозлиться и выйти из себя. Вы останетесь спокойны. Вот вкратце и все, что я хотела рассказать о кризисе 1,5 лет. Если у вас есть еще вопросы, пишите в комментариях. Если хотите обсудить что-то конкретное по этому возрасту, может написать это в комментарии, или письмо в личку. Почитаем, посмотрим, разберем. И всегда сохраняйте спокойствие и веру в себя и своего ребенка. Он делает это не назло вам. Он делает это просто потому, что не может делать это по другому… Наша задача – научить, как. Жмите «мне нравится», если пост понравился, сохраняйте пост на стену, чтобы он не потерялся, делитесь с друзьями – им тоже полезна эта информация.
А подскажите, что делать если ребенок говорит, что она жадина, причем везде, и дома, и на прогулке на детской площадке, качели ее, горка ее и тд.
Спасибо.
Ощущение, что статью писал человек, у которого нет детей.
После фразы «Маме на протяжении первых 1,5 лет было очень комфортно со своим ребенком.» прочтение этой статьи было завершено… занавес. О чём автор ещё может мне рассказать?
+100500)))
Спасибо за полезную информацию… нам 1г7м(через неделю)… малыш веселый активный эмоциональный, но я могла с ним справится и договориться… а буквально дня 2-3 как подменили… вообще как не слышит… по принципу «Я хочу, то что я хочу»… и глазик у меня задергался))))… А ваша статья хоть ясность внесла… Спасибо огромное пойду успокоительное куплю?
Добрый день, а мультики в телефоне во время еды? Ребёнок до истерик на полу требует телефон, приучили родственники пока лежала в больнице. Теперь не могу без них спокойно кормить. Сыну 1,5
Оказывается я интуитивно все делаю правильно… ну по крайней мере стараюсь) В закладочки. Спасибо))
рада что пригодилось))
А если и 20 слов нет, а только «ыыыы» на разные лады, еще сложнее :(.
У нас такого запаса словарного тоже нет))) а 50… Это вообще чтото заоблачное для нас))