В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.
Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: «Для развития мелкой моторики рук». Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают далеко не все.Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша
.Периоды развития ребёнка в дошкольном возрасте
Известный итальянский педагог Мария Монтессори определила три периода развития детей:• развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В это время происходит два важных события. От 1 года до 2,5 лет быстро расширяется словарный запас ребёнка. В 4—4,5 года он осваивает письмо (но только при условии развитой мелкой моторики);• восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этом возрасте ребёнок любит играть с пуговицами, бусинками, палочками и т. п. При помощи таких предметов можно развивать моторику рук ребёнка. Только обязательно следите, чтобы малыш не брал их в рот;• формирование простейших навыков самообслуживания (от 1 года до 4 лет). В этом возрасте ребёнка учат самостоятельно одеваться, есть и выполнять гигиенические процедуры.
Рекомендации для родителей
1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.
2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.
3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.
5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.
6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.
7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.
9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 0 до 2 лет1.
«Сорока-белобока»
Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: «Сорока варит кашу». Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: «А этому не дала». Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: «Ты воды не носил…» и т. д.Сорока-белобокаКашу варила, Деток кормила.Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала:«Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил, Тебе нет ничего».
2. «Ладушки-хлопушки»Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.Ладушки-ладу́шки, Звонкие хлопушки.Хлопали в ладошки, Хлопали немножко. \
3. «Ладушки»Читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестамиЛадушки, ладушки!(Покажите малышу ладони.)1Где были? У бабушки.Что ели? Кашку.Что пили? Бражку.(Хлопайте в ладоши.)Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька.Попили, поели! Шу — полетели! На головку сели.(Поднимите руки вверх, поворачивая ладони вправо-влево, затем опустите их «домиком» на голову.)\
4. «Домик»Это домик.(Обе ладони приставьте друг к другу.)Это крыша.(Соедините ладони и переплетите пальцы.)А труба ещё повыше.(Поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их.) \
5. «Прятки»В прятки пальчики игра-ют-ся, Откры-ва-ют-ся,(Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)Закры-ва-ют-ся.(Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)
6. «Зайчики»Поставьте все пальцы одной руки на стол.Вышли зайки на лужок, Встали в маленький кружок.Раз зайка, два зайка, три зайка, Четыре зайка, пять…(Пересчитайте заек.)Будем лапками стучать.(Стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой.)Постучали, постучалиИ устали.Сели отдыхать.(Согните пальцы в кулак.) \
7. «Здравствуй, пальчик»Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.Здравствуй, пальчик дорогой, Вот и встретились с тобой.
8. «Сильные пальчики»Согните свои пальцы и предложите малышу сделать то же самое. Затем возьмите его за пальчики и тяните их каждый в свою сторону.
Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 0 до 2 лет
Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом.
Да, полностью согласно массаж очень помогает в детском развитии, но делать самому всё же не стоит, а пройти хотя бы элементарные курсы по детскому массажу имеет большой смысл… когда их прошла поняла, насколько они важны есть много нюансов и они проясняются на курсах. Кому интересно рекомендую академию ГРАНТ в этом случае, сама проходила там за другие не ручаюсь.