Можно ли воспитать ребенка православным, если один из родителей неверующий? Что делать, если один из супругов категорически против воцерковления ребенка, считая, что это насилие над его душой и что, когда он вырастет, то сам сделает свой выбор? Как в таких обстоятельствах вести себя верующему родителю?Как помочь ребенку воцерковиться, если ты сам пришел в Церковь поздно? Каким образом можно помочь детям ощутить реальность Бога, как говорить с ними о Боге? И когда у наших детей возникают вопросы и сомнения, связанные с верой, то как на них отвечать?
На данные вопросы отвечает протоиерей Максим Козлов:
“Трудно, конечно, но при сохранении терпения верующим отцом (верующей матерью), при молитвенном устроении своей жизни и неосуждении второго супруга – можно.
– Что делать, если один из супругов категорически против воцерковления ребенка, считая, что это насилие над его душой и что, когда он вырастет, то сам сделает свой выбор?
– Во-первых, ему или ей нужно показать логический абсурд этого утверждения, заключающийся хотя бы в том, что за такого рода доводом стоит непризнание за ребенком полноценности человеческой личности, ибо его неучастие в церковной жизни – это тоже выбор, который сейчас делают за него родители, в данном случае либо отец, либо мать, считая, что если он сам с возрастом уверует, то станет христианином и начнет церковную жизнь, а пока за него решают взрослые и от нее отстраняют, так как по своим юным летам, он не может на этот счет иметь никакой вразумительной точки зрения.
Данная позиция сходна с позицией иных деятелей общественной жизни, которые утверждают, что поскольку дети не могут правильно сформировать своих воззрений по отношению к религии, то лучше никаких знаний о религии им в школе и не давать. Логическая и жизненная неосновательность такой позиции также очевидна.
Как в таких обстоятельствах вести себя верующему родителю? Несмотря ни на что, искать пути приобщения сына или дочери к церковной жизни – через рассказы о евангельских повествованиях в соответствии с возрастом ребенка, через рассказы о святых, о том, что такое Церковь.
Нет возможности часто бывать в храме, бывайте тогда, когда это получается. Но ведь и в этом случае мудрая мать или мудрый отец сможет сделать так, что редкий поход в храм, пусть несколько раз в год, может оказаться для ребенка настоящим праздником. И быть может, это ощущение встречи с Богом, как чего-то совершенно необыкновенного, запомнится ему потом на всю жизнь и никуда от него не уйдет.
Поэтому, не нужно бояться этой ситуации, но нельзя и сдаваться и слепо все принимать. И как себя вести, когда подрастающий сын будет спрашивать мать, возвращающуюся из церкви: мама, где ты была? А она будет говорить, что была на рынке? Или, когда дочка спросит: мама, а почему ты не ешь котлеты и не пьешь молока, и она ответит, что сидит на диете, вместо того, чтобы сказать, что сейчас Великий пост?
Какая же мера лукавства и фальши войдет в жизнь семьи через эту мнимую толерантность и мнимое предоставление ребенку свободы! А сколько на самом деле будет у него отниматься, даже искренность в отношениях к нему родителей. Да, нельзя заставлять одного из супругов говорить с ребенком о вере, но нельзя и другого – не говорить о ней.
– Как помочь ребенку воцерковиться, если ты сам пришел в Церковь поздно?
Протоиерей Максим Козлов- Помочь тем, чтобы самому идти по пути спасения. Слова преподобного Серафима Саровского, что вокруг спасающегося спасаются и сотни других, бесконечно верны для всех жизненных ситуаций, в том числе и семейной. Рядом с настоящим праведником, человек скорее зажжется верой и узнает, что такое свет радости христианства, чем с едва тлеющим огарком.
– Каким образом можно помочь детям ощутить реальность Бога, как говорить с ними о Боге?
– Линия нашего поведения в этих вопросах должна быть в целом такой же, как и все наше поведение в плане воспитания детей. Не нужно ставить особую воспитательную задачу, не нужно писать особые методические указания для супруга или супруги, и непременно прочитать много специальных книг.
Опыт Богообщения в определенном смысле, приобретается только человеком самим, в том числе и ребенком, никто вместо него не помолится, никто вместо него не сможет услышать слова Евангелия так, как их услышали за две тысячи лет уже миллионы православных христиан.
Но, с другой стороны, можно помочь маленькому человеку подвести его к Богу близко-близко. Для этого надо просто жить рядом православным христианином, не фальшивя и не забывая о том, что наши дети через нас могут соблазниться или же, напротив, потянуться к тому, что мы считаем главным в жизни. А все остальное — частности.
И можно, конечно, из жизнеописаний святых или из воспоминаний просто достойных людей, привести многочисленные эпизоды, как кто-то, когда-то, в детском возрасте, с помощью старших, ощутил реальность Бога. И этот частный, к конкретному человеку относящийся опыт, безусловно, очень ценен. Но главное в воспитании детей в Боге — самим жить по христиански.
– Знание Бога и знание о Боге — разные вещи. Вопросы и сомнения посещают человека с раннего возраста. Как родителям отвечать на них своим детям? И в этом смысле в их религиозное воспитание должно входить такое понятие, как домашняя катехизация?
– Безусловно, в нормальную благочестивую жизнь православной семьи входит чтение Евангелия. Если родители постоянно читают его сами и для себя, то столь же естественно будет сначала пересказывать, а потом читать Священное Писание своим детям.
Если Жития святых для нас не исторический источник, как, к примеру, для В.И. Ключевского, а, действительно, самое востребованное душой чтение, то мы без труда найдем, что прочитать ребенку, сообразно с его нынешним возрастным статусом и готовностью адекватно воспринять. Если сами взрослые стремятся сознательно участвовать в богослужении, то они и своим детям будут рассказывать о том, что происходит на Литургии.
И начав изъяснять слова молитвы Господней «Отче наш», попытаются дойти и до Символа веры, объясняя, почему они верят, во что верят, что такое Бог, в Троице славимый, как это могут быть Три Ипостаси Единого Бога, за что пострадал Господь Иисус Христос.
И год за годом, разговор за разговором, богослужение за богослужением, будет возрастать уровень сложности, уровень приближения к тому, что мы называем верой Церкви. Если таким образом подойти к домашней катехизации, то обретение собственной веры будет для ребенка естественным процессом, реальной жизнью, а не умозрительной школой, которую надо непременно одолеть за пять, семь или десять лет.
– Когда у наших детей возникают вопросы и сомнения, связанные с верой, то как на них отвечать?
– Маленький ребенок, как правило, мало подвержен сомнениям. Обычно они начинаются на первых этапах взросления, когда он входит в общение с другими детьми, неверующим или невоцерковленными, и те говорят ему какие-то клишированные, от взрослых услышанные фразы по поводу веры в Бога или Церкви.
Но здесь надо с полной степенью убежденности, взрослой уверенности, без снисходительно улыбки и юмора, найти такие слова, чтобы показать всю немощь этих обывательских софизмов, с помощью которых многие оправдывают свое агностическое мировоззрение. И уберечь своего ребенка от такого рода искусительных сомнений может всякий человек, и необязательно глубоко начитанный творений Святых отцов, а просто сознательно верующий».
сколько проблем… гораздо лучше не забивать голову ребенка этой фигней. Вообще. Максимум — пусть как сказки читает, типа как мифы древней Греции, думаю это все читали в детстве
многие взрослые сами еще не вышли из возраста отрицания и бунта, вот иногда общаешься, ну 30+ человеку уже, а он все еще мыслить какими-то крайностями и радикализмом. Например, говорит — Бога нет. Я на этот момент всегда спрашиваю — а что такое Бог? И он ответить не может, просто грит его нет. Тогда у меня следующий вопрос — а с чего взял, что ты существуешь вообще? Мейби мы все какая-то хитрая программа, которая не осознает, что она программа :) Тогда обычно у человека происходит когнитивнный диссосанс и он выдает что-то типа — не неси чушь :)
тот же вопрос, кто есть Бог? :)
Вы очень узко мыслите. Извиняюсь заранее если обидела. Но мы живем в 21 веке. Даже ученые уже не отрицают наличие Бога как высшей сущности. Я думала, люди, имеющие категоричное мнение, подобно делению на "белое и черное", уже вымерли. Банально даже теория относительности?
+100 :) есть такая интересная расшифровка — БОГ — биологически организованная гармония :)
А еще в поисковиках есть список самых знаменитых людей мира, принявших яправославие. )) там и ученые… и космонавты… вообщем, шах и мат атеистам.
с чего вы взяли вообще, что это персонаж? Вы знаете, сколько людей столько и восприятия этого понятия — Бог :)
ну это вообще распространенная практика, атеисты в своем большинстве — это люди со средним уровнем развития, имеют средний Айкью, то есть им хватает ума понять, что не все так просто и буквально, как написано в книгах, но пока что не хватает мудрости осознать, о чем писал Сократ — «я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого» :) Люди с высоким айкью понимают, что есть масса законов природы, вселенной и так далее, которые человек просто еще пока что не выяснил и не смог объяснить :)
Абсолютно согласна!!! ?? очень правильные слова! Полная Осознанность!
Искренне надеюсь, каждый обретет любовь к Богу. И соприкоснется с этой огромной и ни с чем не сравнимой Благостью!
Ни одним научным сообществом не признано существование богов даже в теории.
У вас какое-то агрессивное очень отношение к религии. Оно мешает вам оценивать обьективно вещи. И вы оцениваете субьективно. Очень жаль, у нас не получится конструктивного диалога.
да, для большинства это вполне правдивая характеристика :)
Вы как бы русскую историю с европейской не путаете? У нас никого не сжигали и инквизиция это исключительно европейское явление, на момент ее появления христианство уже раскололось на западное м восточное
Православие есть самая мирная религия ). Никто никого не сжигал в Православии. А насчет наживы. На мне никто так и не нажился). Про Православие в школе: это предмет с добровольным посещением.))) Не утрируйте уж. Никто там детей не привязывает к стульям ?
Ну что вы как маленькая). Далеко не во всех храмах какие-то большие цены. В большинстве цены минимальны. Я вот недавно заказывала за упокой в Зачатьинском монастыре (Москва). И на мой вопрос о цене мне ответили: "сколько по силам". И я дала столько, сколько сочла нужным)))). И это в столице-то. Так что не верьте в эти сказки-бредни… никто никого не обирает.
Кроме того, церковь содержит не только себя: бомжи, малоимущие, инвалиды… все ходят в церковь кушать и за вещами. А на это нужны деньги. В наши дни просто мейнстрим уже хаять РПЦ. А на деле, если у вас, не дай Бог, сгорит дом и вам нечего будет есть- вам примут именно там. И накормят. И оденут. Поэтому не торопитесь с выводами.
я кухню изнутри знаю, каждый храмик сдаёт ежемесячно дань в Москву и на свечках отличный бизнес, и на обрядах. Без налогов и проверок
Я лично иногда кормлю бомжей. И точно знаю: кому правда есть нечего, а кто из новеньких в бизнессе. И не вам судить об этих людях. )
Но если вы чешите всех под одну гребенку- "побирушек", то о чем с вами говорить вообще?..
Знаете, я тоже изнутри знаю. И знаю что у храмов ещё столько всего за что платить надо, что свечки это ни о чем.
И в конце концов, думаете в храме все бесплатно работают? Зарплату надо платить. И множество социальных проектов финансировать и у крупных храмов есть ещё так называемые приписные, строительство которых оплачивается из того же котла
Да что вы? А сколько горя церковь хлебнула от атеистов не хотите вспомнить? Гонения в 20м веке сравнимы с гонениями первых веков христианства
Вот как раз, в большинстве, это не бизнес. И если бы вы эту "кухню" знали, не говорили бы такого. Надеюсь, ваша старость будет более радостной и не заставит вас стоять на паперти с протянутой рукой. Ну, и конечно же, не стоит зарекаться о своем "неверии". Еще и не такие приходят к Богу. Люди в преклонных годах впервые крест одевают на шею. Люди пожившие, люди с опытом. Скажете что все они дураки?) И вообще, что сподвигло вас зайти в этот пост? Ежели у вас диаметрально- противоположный настрой к религии?
Массовые закрытия церквей, аресты, ссылки, расстрелы — это по вашему улучшения условий? Когда за посещение церкви могли с работы выгнать — это нормально?
Ну и коммунизм — тоталитарный режим, сродни религии был
Вы мне сейчас страуса напомниаете — голову в песок и знать ничего не знаю.
Увы, но расстреливали духовенство и ссылали в лагеря именно за религию. Да, конечно, притягивали статьи да уши. Но чаще это статья 58, кажись — неблагонадежный элемент
Надо же сколько религиозных людей