Наш старинный регент проявлял интерес к церковному уставу только в особые «священные времена». Первое воскресенье Великого поста – один из немногих дней в году, когда он брал в руки толстенный фолиант, глубокомысленно его раскрывал на известной странице и торжественно зачитывал настоятелю:
– На трапезе же ядим варение со елеем, а не рыбы. Аще же прилучится, пием вино, уставленное во славу Божию по две чаши. Такожде и в вечер по две.
Все это читалось с ноткой отеческого укора и благочестивого негодования – вы, отец настоятель, пренебрегаете церковным уставом, как вы думаете спасти свою душу и на что вы рассчитываете, я не знаю, но никогда не поздно все исправить. Чаще всего настоятель выбирал путь спасения, и регент одаривал благодарным и покровительственным взглядом и батюшку, и старинную книгу. Книга называлась Типикон. Это и есть тот самый документ, по которому выстраивается дисциплинарная и богослужебная жизнь Русской Православной Церкви.
Типикон – это, прежде всего, устав церковной службы. Как совершать богослужение, какие петь песнопения, что читать из Апостола и Евангелия – всё там. Однако, Типикон – это книга, которая окончательно сформировалась позже всех богослужебных книг. В Русской Церкви существовало множество уставов и дисциплинарных и богослужебных, и это было нормой для церковной старины. С тех древних времен у нас и водится пословица «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». Каждая обитель имела свой устав церковной службы, свой устав поста. Сегодня нам даже трудно это представить, но так жили наши предки большую часть церковной истории. Монастыри были очагами просвещения, они могли себе позволить и писать, и записывать. Поэтому не удивительно, что до нас дошли только монашеские уставы. Типиконов приходских церквей у нас практически нет.
Книга Типикон, по которой выстраивается жизнь Русской Православной Церкви, тоже является монастырским уставом. Только это не устав какого-то конкретного монастыря, а свод правил, заимствованных из множества различных уставов, претерпевших неоднократную правку редакторов. Первый печатный Типикон был издан в России в 1610 году и потом на протяжении XVII века он переиздавался семь раз, всякий раз подвергаясь безжалостным исправлениям. Тот устав, которым пользуемся мы сегодня, приобрел свою окончательную форму в издании 1682 года. Позднейшие версии мало чем от него отличались.
Большая часть Типикона посвящена богослужению. Этот аспект устава интересен узкому кругу клиросных эрудитов. А вот дисциплинарный раздел Типикона касается каждого из нас, особенно в той части, где содержатся предписания о посте.
Откуда вы знаете, что в первую неделю поста установлено сухоядение, а рыба постом разрешается только на Вербное и в праздник Благовещения? Кто вам сказал, что в субботу Лазареву предписывается рыбная икра, а в воскресные дни дозволяется вкушать с маслом? Большинство верующих об этих тонкостях знают из церковного календаря.
А как эти предписания попали в календарь? Правильно. Из Типикона. Подозреваю, что со знакомства с этой книгой у некоторых товарищей наконец-то созрел образ личного врага.
Продолжаем разговор. А откуда эти правила попали в Типикон? Официальный ответ: от святых отцов. Почему официальный? Потому что апелляция к святым отцам сразу замораживает дальнейшее исследование и взывает к покаянию. Однако свод дисциплинарных правил – это не творение святых отцов, по крайней мере, канонизированных святых. В современный Типикон постные законы перекочевали из свода правил, составленных Никоном Черногорцем, авторитетным канонистом XI века. Если вы думаете, что Никон канонизирован, вы сильно ошибаетесь. Хотя, на самом деле, это не так уж и важно. А вот что важно, так это понять сам принцип постной дисциплины, чтобы раз и навсегда разобраться в этом вопросе и бросить винить себя в том, чего нам никто не предъявлял.
Для кого писал свои правила Никон Черногорец? Для монахов. Для монахов какого монастыря? Если вы наберетесь терпения и откроете Типикон, по которому якобы живет Русская Православная Церковь, вы найдете там массу правил, относящихся к жизни неизвестного мужского монастыря. Там, в частности, сообщается о том, когда следует отставлять жезлы на богослужении, как трудиться на общих послушаниях, где получать одежду, как себя вести на трапезе. Рядом с этими правилами находятся и предписания о посте. Вот что я хочу сказать: если вы не монах этого мужского монастыря, никто не смеет вам предъявлять строгость их постного устава.
Великий пост – общецерковное дело. Если вы православный человек, вы обязаны соблюдать Великий пост, то есть предаваться вместе со всей Церковью особым духовным упражнениям, связанным с подготовкой к Пасхе Крестной и Пасхе Воскресения. При этом никто не смеет требовать от вас соблюдения буквы Типикона. Вы должны сами найти для себя возможную меру поста. Труд по самостоятельному поиску этой самой меры – дело непростое и требует времени. Первые три поста – учебные. Хотя в моем случае оказалось, что первые двадцать пять постов были учебными, и я не могу поручиться, что освоил предмет.
Фото: Александр Хромеев /
Почему я на этом заостряю внимание? В нашей Церкви я наблюдаю явление, которое меня глубоко огорчает. Назову его так – заложники совести. Такими заложниками является большинство русских православных людей. Они не знают, им никто не рассказал, что Типикон – это, на самом деле, памятник литургической мысли и регулирует он нашу церковную жизнь весьма условно. К созданию нового современного Типикона, понятного и логичного, наша Церковь, видимо, не готова. Но многие просто и не слыхали о такой книге.
И клонят люди молчаливо головы, как овечки – положено, значит, надо выполнять. А выполнить – невозможно. Это устав для мужского монастыря, а вы – не монах, а даже если и монах, то живете в другом месте и в другое время. И этот жуткий надрыв рождает серьезные эмоциональные проблемы, так что человек начинает отождествлять свой личный и неустранимый комплекс вины с верой православной. Точно также мы путаем богомыслие с самокопанием, наглость с простотой, забитость и трусость со смирением, жестокость с благочестивой ревностью, самодурство с духовничеством.
В юности я очень любил эпиграфы, и к этому разговору у меня тоже был припасен один из Венечки Ерофеева.
Все болезни нашей церковной жизни в одном предложении: «Все должно быть медленно и неправильно, чтобы не возгордился человек, чтобы он был грустен и растерян».
Это не Православие. Православие – религия Пасхи, радости и полноты жизни. А я все чаще встречаю православных, которые признаются, что были бы счастливы никогда не слышать о Церкви. И это не из лености и небрежения, а от простого недоразумения, которое можно и нужно устранить.
Быть православным не значит быть виноватым.
Поститься не означает стать заложником совести.
Пост – это честь быть причастным всецерковному подвигу.
Как быть? Простым верующим – посмеяться над своими страхами и взять на себя труд самим «изваять» свой устав поста, ориентируясь на Типикон. Да-да, я не оговорился, Типикон – книга святая и полезная, и если он рекомендует своим типиконным монахам сухоядение, значит, и нам следует этот день как-то выделить и отметить. Может быть, и не сухоядением, но какой-то маленький подвиг по силам следует понести. Не надо обольщаться. Сегодня мы знаем о свойствах продуктов питания гораздо больше, чем наши предки. Это знание плюс самонаблюдение с ориентиром на Типикон и дают тот самый личный и законный устав поста для мирянина.
Мы себе можем это позволить. Ведь даже в, принятом в Шамбези в 2015 году, нет определения тому, что считать постными продуктами. Для каждой местности и возраста они свои. Однако церковным богословам и иерархам надо бы найти силы и пастырскую волю объясняться с людьми, может быть, издавая не только пасхальные, но и великопостные послания, разъясняющие не только высокий смысл поста, но и его недоумения. Жить и так не просто, а мы еще и накладываем на людей «бремена неудобоносимые», которых никто от нас и не требует нести.
И, в конце концов, не пора ли дать задание нашим богословам разработать современный работающий и соответствующий церковной реальности Типикон? Не Церковь для Типикона, а Типикон для Церкви.
Не люди должны служить книге, слепо и с запретом на критическую мысль и понимание, а книга должна служить на пользу людям, должна работать. Служебная книга, даже самая уважаемая, должна служить. Типиконопоклонство, как и любой другой вид идолопоклонства, всегда требует человеческой крови, и судьбы заложников совести тому пример.
Если мы принимаем с предельной серьезностью тот факт, что пост – это дело всей Церкви, то мы никак не можем оставлять решение постных вопросов полностью на совести отдельного человека. Допустим, я, «премудрый и разумный», разобрался со своей проблемой «заложника совести», хотя мне и пришлось дорого за это заплатить. Но ведь есть люди, которые так и продолжают жить в этом режиме вечно виноватого, всем должного и обязанного, во всем ошибающегося, непрестанно оступающегося человека. Простой вопрос: как человек с этой исходной установкой будет горячо и радостно свидетельствовать об Истине Христова Благовестия? Способен ли такой христианин смело и решительно влиять на события в стране, изменять жизнь к лучшему, заражать других своим неиссякаемым жизнелюбием и любознательностью? Если у него нет сил даже на то, чтобы благословить собственную жизнь.
Архимандрит Савва (Мажуко)
Простите, что пришлось зарегистрироваться, но иначе не смог бы написать комментарий.
Типикон является богослужебным УставомПравославной Церкви. «Будучи соборным творением церкви, богослужебный устав, однако, разрабатывался по преимуществу лишь достойнейшими сынами ее… Страницысоставлявшегося ими устава не могли не оказаться политыми слезами умиления ибогожертвенною кровью исповедничества, которые не могут не чувствоваться оттудаи не сообщать книге духа особенной святости и чистоты. В этом и тайна глубокогодействия на душу православного богослужения, что участвующий в нем воспринимаетвлияние церкви всех времен в лице лучших ее сил и живет жизнью всей церкви…»(Скабалланович М. Толковый Типикон)
СвященноисповедникАфанасий (Сахаров), дни памяти: 29 января (11февраля) (Собор новомучеников российских), 15(28) октября, о Типиконе пишет: «…Важнодля православных в деле молитвы и богослужения послушание Церковному Уставу.Важно и необходимо и мельчайшие детали чинов и служб церковных сполнять именнотак, как они изложены в Уставе, ибо только тогда богослужение будет иметь тотименно смысл, какой дает ему Святая Церковь».
Перед рукоположением в диакона и священникаставленник дает присягу в которой обещает и клянется «пред Всемогущим Богом исвятым Его Крестом и Евангелием …Богослужения и Таинства совершать… починоположению церковному, ничего произвольно не изменяя». При рукоположении вепископа ставленник дает обещание святые уставы Церкви «хранити неизменно».
Согласно Уставу РПЦ (от 2013 г.), архиерейобязан следить правильным совершением богослужения» (XV. 18б), настоятелиприходов должны совершать богослужение согласно канонам Церкви и следить за«наличием всего необходимого для совершения богослужений в соответствии стребованием богослужебного Устава» (XVI, 20б).
Типикон — это непамятник литургической мысли, а Устав богослужения, по которому живет Церковь.Согласно Уставу РПЦ, он дан для всей Церкви, в том числе и для приходов, а нетолько для монастырей. Типикон дает идеал богослужения и поста. «А то, чтонаше богослужение и наша молитва так далеки от начертанного Типиконом идеала, должно возбуждать в нас чувство смиренного сознания нашего несовершенства… Наш Типикон — это вехи, прямо ведущие к цели, дорожки, протоптанные иистоптанные святыми угодниками и нашими благочестивыми предками» (Богослужебныеуказания. С.3).
Типикон — этозаписанное Предание Церкви. Но Церковь также и устно, и письменно черездуховенство говорит всем о мере поста для мирян, т.е. о том, как применятьТипикон. Люди живут не «в этом режиме вечно виноватого, всем должного иобязанного, во всем ошибающегося», а в смиренном сознании своего призванияподражать святым (поскольку мы хотим жить вместе с ними в раю) и своейслабости.
Церковь не говорит, что все обязаны строго соблюдать устав о сухоядении, но она говорит, что естьтакой идеал, что в Ее опыте и в современной жизни есть такие Ее члены, которыйживут по таким правилам. Переписать Типикон — значит заставить мирян забыть обэтом идеале, забыть о том, что в Церкви были, есть и будут такие подвижники, которые так живут.
Господь Иисус Христососновал Церковь, членами которой, по милости Божией мы являемся. Онвсегда в Ней пребывает и управляет ею. Бог управляет Церковью черезАрхиерейский Собор. По решению Архиерейских и Поместных Соборов, наша Церковьживет по богослужебному Уставу, закрепленному в Типиконе. Если кто не принимаетэтого решения, то к нему относятся слова Христа: «отвергающийся вас Меняотвергается» (Лк.10:16). Согласно единогласному мнению святых отцов, Типикон — это святыня, которая вырабатывалась лучшими сынами Церкви напротяжении более полуторатысячи лет. И такое пренебрежительное отношение кТипикону является не просто ошибкой, но и грехом.
Церковь не требует совершать богослужение по 8 часов. На Поместном Соборе 1917 г. приняты правила допустимых сокращений службы для приходов. Даже если всенощная совершается 2 часа, она совершается по порядку, определенному Типиконом. Одно дело, когда мы сокращаем службу и понимаем, что мы сокращаем, а другое — когда сокращаем и считаем, что это норма. В первом случае прихожане хранят идеал, но при этом смиренно понимают свое несоответствие ему, а во втором — они отказываются от него, чтобы не винить себя.
Люди ездят на машинах, но не знают, как работает двигатель — и это не беда. Но если вдруг они решат, что двигатель работает неправильно и начнут выступать за его переустройство, машины перестанут ездить. Также и с Типиконом. Священник совершает службу по Типикону, к чему он обязан Уставом Церкви и священнической присягой, а прихожане приходят молиться. Если же члены Церкви начнут осуждать Устав Церкви, утвержденный самой Церковью, то через это они принесут своей душе огромный вред. По историческому опыту, это заканчивается уходом в раскол. Так было во время обновленческого раскола в 20-х гг. XX века. Поэтому Церковь, зная, к чему ведут такие попытки модернизировать жизнь Церкви, бережно хранит ее от посягательства и в то же время предлагает своим членам Устав в той мере, в какой они могут ему следовать. Никто прихожан не заставляет и даже не призывает поститься по всей строгости Типикона или полностью совершать богослужение. По Уставу, на каждой утрене положено читать пророческие песни, но Церковь оставила это на усмотрение священника: можно читать, а можно сократить. Я у себя в храме попросил, чтобы их сократили. Один брат из-за этого поругался со мной, но потом сам понял свою неправоту и попросил у меня прощение. Но все члены Церкви должны с благоговением относиться к жизни и историческому опыту Церкви. Все обряды Церкви пронизаны Духом Святым и наполнены глубоким духовным, вечным смыслом. Пренебрежение к Уставу ведет к пренебрежению к заложенному в нем смыслу. Предлагаю Вам одну свою лекцию о богослужении, в которой немного приоткрывается смысл богослужения
Лекции были прочитаны несколько лет назад и немного поверхности, но и из них можно сделать вывод, какой глубокий смысл заложен в обрядах.
Из книг я узнал об опасности модернизма в Церкви, о которой я даже не подозревал. Купил брошюру архим. Рафаила (Карелина) об этом, но модернистов не встречал. Когда пне прислали ВКонтакте статью архим. Саввы о Типиконе, я в первый раз увидел модернизм, посягающий на традиции Церкви. Теперь мне стало понятно, что это такое и как это делается. Написал краткое опровержение и отправил ВКонтакте нескольким людям, у которых была вывешена эта статья. Но к удивлению обнаружил, что она выложена на десятках сайтов. Только на двух-трех сайтах была возможность дать комментарий, в том числе и на этом. Поэтому я и написал. Мне очень нравился фильм «По лезвию бритвы», смотрел несколько раз все 4 серии, советовал другим, а когда посмотрел его со своим знакомым, мне стало понятно, что это антицерковный и антироссийский фильм, но я этого не заметил. Так и многие православные, читая статьи архим. Саввы, не видят, какую опасность она несет. Поэтому я и разослал свой комментарий на нее. «Правмир» закрыт для комментариев. А Вам я отвечал потому, что, как я понял, Вы стали защищать его. Защита позиции архим. Саввы — это обвинение Церкви в том, что она «не соотносит теорию с практикой» (несмотря на то, что она благословляет современную практику православных и делает послабления там, где это возможно). Выложив эту статью, Вы вкладываете свою лепту в настраивание людей против Церкви и ее традиций, хотя и делаете это несознательно, будучи введены в заблуждение рассуждениями архим. Саввы. Но самое страшное то, что за содействие антицерковной деятельности людям придется отвечать перед Богом после смерти. Вы можете посмотреть видео иеромонаха Романа —
. Это насельник Пафнутье-Боровского монастыря, он погиб в ДТП, прошел все мытарства и воскрес. В его подробном рассказе-исповеди очень хорошо показывается, как люди отвечают за все неугодное Богу. Поэтому я хотел Вас предупредить.
Кстати, могу Вам предложить посмотреть мою видеолекцию о любви. В ЗАГСе я проводил беседы с молодоженами, также занимаюсь решением разных семейных проблем. На основе своего небольшого опыта составил лекцию об основных проблемах семейной жизни, которую прочитал студентам медицинского колледжа.
Я о таком сайте не слышал, но если там есть возможность, то было бы неплохо.
Я посмотрел сейчас этот сайт. Хороший. Этими вопросами мне как раз и приходится заниматься с женщинами и девушками, но писать туда я не смогу. Я не справляюсь со своей работой. Я проповедник епархии, должен читать и писать проповеди, а у меня на это не хватает времени и сил.
На счет нового. На своей странице ВКонтакте https://vk.com/id178128659 я выкладываю молитвы и размышления, которые помогают научиться терпеть, прощать и любить. Мы не любим других ради Христа, потому что не думаем о любви и не молимся о ней, хотя это самое важное в жизни, потому что она дана только для того, чтобы человек научился любить и вошел в Небесное Царство любви. Как советуют святые отцы, нужно иметь краткие молитвы и мысли о главных истинах, чтобы их (эти истины) часто вспоминать и о них молиться. Например:
МОЛИТВА О СОВЕРШЕНИИ ДОБРОГО ДЕЛА БЛИЖНЕМУ И ДАРОВАНИИ ЛЮБВИ (от 4 марта)
Господи, благослови послужить орудием Твоей к нему (ней) любви.Господи, научи быть причастником Твоей к нему (ней) любви. Господи, помоги быть носителем Твоей к нему (ней) любви.
РАЗМЫШЛЕНИЕ О НАШЕМ ЕДИНСТВЕ ДРУГ С ДРУГОМ (от 22 февраля)
Мы все на Небе имеем Отца —
Мы все одна большая семья. Друг друга любить мы должны, как себя, И всем от души говорить, что ты — это я.
РАЗМЫШЛЕНИЕ О НЕПРЕРЫВНО ДЕЙСТВУЮЩЕМ ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ
Господь все видит и всем управляет,
И без Его воли ничего небывает. У Бога ошибки не бывает, Лекарство для души моей принимаю.
РАЗМЫШЛЕНИЕ В СТИХАХ О СМИРЕНИИ И ЛЮБВИ К ТЕМ, КТО НАС ОСКОРБЛЯЕТ
Эта скорбь для меня — не зло,
А милость Христа моего, Очищающего сердце мое От зла, что наполняет его.
Эта скорбь – не зло для меня,
А любовь ко мне Иисуса Христа, Исцеляющего меня от греха, Для благодати Своей и добра.
А зло находится во мне,
В моей собственной душе. Оно ослепляет меня И не дает мне видеть себя.
Зло во мне только то,
Что исходит от меня самого. Зло во мне на него (нее) – Вот и есть настоящее зло.
Сколько зла в моей душе,
Сколько его пребывает во мне, Сколько чувств недобрых я питал И обиды на других в себе держал.
Сколько всех я осуждал,
Сколько зла другим желал. Сколько я на ближних злился, Сколько я превозносился.
Господи, благодарю Тебя за то,
Что Ты смирять меня послал его (ее). Благодарю, что через него (нее) Ты исцеляешь сердце мое.
Очисти, Господи, меня от зла,
Чтоб мог любить его (ее) ради Тебя. И как бы он(а) ни относился (лась) ко мне, Любовью к нему (ней) я должен служить Тебе.
Господи, благодарю Тебя за то,
Что через него Ты исцеляешь сердце мое, Выбиваешь гордость и зло из него, Для благодати Твоей и любви очищаешь его.
Господи, благодарю Тебя,
Что Ты с любовью смиряешь меня, От пагубных страстей спасаешь меня, Избавляешь меня от огня.
Прости, Господи, ошибки его, и помилуй его,
И не вмени ему из-за меня ничего, Но благодатью Твоею наставь его, Просвети, укрепи, освяти его.
Господи, благодарю Тебя,
Что Ты дал им так видеть меня, Чтобы через них смирить меня И от гордости спасти меня.
Еще. Семья — это малая Церковь, человек — это малый храм. Сердце — это алтарь, а семейная любовь — это святыня. Когда супруги создают семью, они должна знать, что Господь есть источник их взаимной любви, создатель и глава их Семьи. С Его помощью супруги вместе с детьми должны возрастать в смиренной Христовой любви. Чтобы сохранить святыню взаимной любви, надо жить свято: обращаться друг с другом только с любовью, т.е. уважительно, заботливо, нежно и терпеливо. И тогда Господь, Который есть глава Церкви-семьи, даст разум и силы побороть в себе все, что противоречит любви. Супруги без взаимной любви подобны оскверненным храмам. (от 11 февраля)
вот-вот, это про меня… Стоило мне в этот раз решить для себя четко, что для меня пост в этот раз — и этот надрывный комплекс вины перестал мне мешать поститься
Так мудро написано ?
«И этот жуткий надрыв рождает серьезные эмоциональные проблемы, так что человек начинает отождествлять свой личный и неустранимый комплекс вины с верой православной. Точно также мы путаем богомыслие с самокопанием, наглость с простотой, забитость и трусость со смирением, жестокость с благочестивой ревностью, самодурство с духовничеством....
Но ведь есть люди, которые так и продолжают жить в этом режиме вечно виноватого, всем должного и обязанного, во всем ошибающегося, непрестанно оступающегося человека. Простой вопрос: как человек с этой исходной установкой будет горячо и радостно свидетельствовать об Истине Христова Благовестия? Способен ли такой христианин смело и решительно влиять на события в стране, изменять жизнь к лучшему, заражать других своим неиссякаемым жизнелюбием и любознательностью? Если у него нет сил даже на то, чтобы благословить собственную жизнь.» это то, что я как то тебе пыталась проговорить про чувство вины...
да, безусловно. не вера чувство вины создает. но у тех, кто склонен с нему определенный способ подачи информации его провоцирует. в статье ведь то же не о том, что вера виновата, а о том как преподносят ту или иные правила.
Истинная мудрость