Постное письмо № 14. Грех вежливости

Каждое воскресенье в девять утра всех учеников школы собирали в классах. Целый час с девяти до десяти был отведен для писем домой. Каждый ученик был обязан написать письмо. Каждый! По рядам ходил директор, учителя зорко наблюдали за мальчиками, заглядывали в листочки, помогали малышам справляться с конвертами. Это был один из многих докучных ритуалов школы святого Петра, в которой учился будущий британский писатель Роальд Даль. Его память о школьных годах пронизана болью, потому что «лучшие в мире школы» отличались жестокостью телесных наказаний и поддерживаемой учителями дедовщиной. Однако английские школы еще в начале XX века, когда там учился Даль, имели важное преимущество: здесь понимали важность привития некоторых нужнейших навыков и умели их прививать, несмотря ни на что.

Навык писать письма родным остался с Роальдом Далем на всю жизнь. Навык – это нечто искусственное, привнесенное, намеренно и сознательно поставленное, некий рефлекс и итог длительной и направленной тренировки или дрессировки. Постановка навыка невозможна без принуждения, а значит насилия, навязывания. В школе святого Петра детей заставляли писать письма, как их заставляли быть учтивыми, тактичными, почтительными к старшим, внимательными к своим обязанностям, и провинности карались очень сурово. Ни в коем случае не оправдываю жестокость и принимаю доводы критиков, которые могут предъявить целый «букет» убедительных доказательств, подтверждающих, что все эти школы и вся их вежливость были сплошным лицемерием и обязаловкой.

Однако вот такой ряд: услужливость, предупредительность, учтивость, любезность, деликатность, почтительность, тактичность. Это слова, которые почти не встречаются в нашем словаре аскетики.

Если уж быть откровенным до конца, эти слова и в нашей обыденной церковной речи не часто встретишь, а уж то, на что они указывают, и вовсе редкая и пугливая птица в наших краях. Тем не менее, они описывают свойства, которыми жизненно необходимо овладеть христианину, и я уверен, что эти понятия давно пора ввести в свод христианских добродетелей. Это положение может быть, а значит, должно быть оспорено.

– Зачем христианину быть вежливым, услужливым, предупредительным и, прости Господи, любезным? Во-первых, это всё – лицемерие, это не искренне. Уж лучше быть грубым, но честным и прямым, чем врать о себе и прикрываться личиной доброты. Это свойства внешние, поверхностные, а нас отеческие книги учат стяжать внутренние добродетели. Вежливость – это нечто душевное, а отцы нас зовут к духовному.

По поводу отеческих книг согласен полностью. Признаю. Однако эти книги написаны подвижниками высокого уровня для своих последователей. Высокий уровень добродетели не утруждает себя разговором о начальных ступенях самовоспитания. Если Евангелие ставит перед нами задачу научиться любить людей, которые находятся рядом с нами, было бы слегка самонадеянным замахиваться сразу на мистическую всепоглощающую любовь, «агапэ», любовь предельного самопожертвования и самоотречения, которой достигают немногие труженики. И стяжанию этой подлинной любви и человеколюбия служат все наши духовные упражнения, освоение смирения, кротости, послушания и молитвы.

Так думал и я в своей монашеской юности. И пытался найти богословское обоснование тому хамству, которое постоянно наблюдал в церковной среде, сам к этому хамству причастный. Были монахи, которые доказывали мне, что вежливость – это почти грех, уж по крайней мере, что-то очень лукавое и опасное. Да и сам я был хорош. Мне, например, казалось, что гораздо правильнее ко всем обращаться на «ты», будь ты хоть втрое меня старше, ведь к Богу мы в молитвах говорим «Ты». Чуть позже до меня дошло, что это особенность славянского языка, в котором просто нет обращения на «вы», как в современном английском нет настоящего «ты».

А потом неожиданно разразилась «революция стыда», которую во мне произвели две случайные фразы. Как-то раз моя мама ненароком обронила, что она безумно любит шоколад. Сказала и забыла. А я не спал всю ночь. Мне было стыдно. Я прожил почти тридцать лет и ни разу не заметил, что любит моя мама, чем она живет, что ее волнует. Почему я был таким невнимательным? Это был первый удар. Второй нанес апостол Павел. В послании к Римлянам, которое я привычно перечитывал, меня молнией пронзила заповедь: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12:10).Эти слова до сих пор не могу читать без внутреннего волнения. Братолюбие с нежностью! Апостол призывает к нежности, то есть к вниманию к другому человеку, искреннему и сердечному сочувствию, а значит уязвимости. Это невероятно! Апостол учит нежности! Более того, он ее заповедует!

Мне пришлось отложить на время свои аскетические книги и заново переучиваться, и к этому я даже агитировал братию монастыря. Мы начали с того, что учились просто здороваться и благодарить. Это первое и важнейшее духовное упражнение. Хочешь научиться братолюбию с нежностью, следует освоить непростой навык замечать людей. Заметить человека, обрадоваться ему – это сложнейшее искусство. Оказалось, что приучить себя внятно и приветливо говорить «Доброе утро» не так уж и просто. Нужна сноровка, поставленный навык. Во-первых, человека нужно увидеть, а для этого глаза следует приучить к особого рода вниманию.

Смотреть прямо, приветливо, научить лицо улыбаться, заметить человека – это навыки духовного порядка, они требуют труда и постоянства.

Своим ученикам я даю задание каждое утро, проснувшись, подойти к зеркалу, улыбнуться и сказать, как говорю себе я:

– Савва, ты добрый и веселый!

И запомнить это настроение. Потому что улыбка, приветливый и внимательный взгляд – это и есть ваше настоящее лицо, и лицу следует напоминать о его естественном состоянии. Работая с телом, мы воздействуем на душу. Лицо может разбудить и личность. Есть тут опасность лицемерия? Непременно. Любое хорошее дело можно извратить. Люди в этом занятии большие искусники, что нимало не бросает тень на правоту идеи. Злоупотребление не отменяет употребления.

Фото: Антон Камальдинов /

После того, как вы научитесь замечать людей и приветствовать их, надо ставить навык внимания к труду человека. Приучить свое внимание замечать не только человека, но и его труд – без этого вы никогда не научитесь говорить «спасибо» и «благодарю». Замечать труд – это настоящее духовное упражнение и, если угодно, духовная брань, потому что просто этот навык не дается. Надо потратить много времени и сил на его освоение, и счастливы те, кому эти способности привили в детстве.

Заметить труд – еще не всё, надо показать, что вы его заметили. Люди очень нуждаются в ободряющем взгляде другого человека, и простое «спасибо» порой спасало человеку жизнь. Доброта и нежность должны удивлять. Потому что быть добрым, внимательным и учтивым – огромный труд, и поэтому я всегда удивляюсь и ликую, услышав обычное «спасибо».

Мама звонила Роальду Далю каждую неделю в условленный день. Однажды она позвонила в неурочный час. Они весело поговорили, обменялись нежными словами, как обычно приправленными шутками и остротами. Через несколько часов Даль узнал, что мама умерла в одной из больниц. Она звонила попрощаться, но как истинная леди, не хотела, чтобы сын запомнил ее грустной и измученной. А спустя месяц от мамы пришла посылка. В ней оказались перевязанные зеленой тесьмой шестьсот писем Роальда Даля своей маме, которые она бережно хранила все эти годы. Каждое письмо в своем конверте, со всеми марками и штампами.

Час в неделю был отведен письмам. Дети сопротивлялись, но ничего поделать не могли. Силы были неравны. Эта привычка так въелась в школьника Роальда Даля, что он уже не мог не писать письма родным. Но этот навык, навязанный школой, сблизил сына с матерью. Вежливость, услужливость и предупредительность – сближают людей, это труд единения, слияние жизней. Церковь – единый организм любви. Церковь должна сближать людей, поэтому люди верующие по определению должны быть добрыми, внимательными и вежливыми.

Религия очень удобна для оправдания эгоизма и богословски обоснованного хамства. Но если мы ищем единства взаимной любви, мы должны бежать от эгоизма и грубости, какими бы авторитетами они ни прикрывались.

И даже неискренность вежливости не должна нас отпугивать от духовного труда. «Как бы ни проповедали Христа, – писал апостол Павел, – притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться» (Флп. 1:18).

Если берешься за новое дело, позволь себе право на ошибку, не бойся ошибиться или допустить промах. Вежливость и предупредительность тоже бывают притворны и лицемерны, но даже в таком виде они стоят дороже жестокости и безразличия. И главное. Если вы принимаетесь осваивать аскетические опыты святых отцов, но упустите ступень вежливости и предупредительности, ничего из вашей аскетики не выйдет, кроме надрыва и разочарования.

Оптинские старцы говорили, что настоящий монах в общении с людьми ничем не отличается от благовоспитанного светского человека. Один старый монах рассказывал, что его монашеское образование началось с того, что старцы учили его правильно ходить, правильно смотреть, быть учтивым и сдержанным в разговоре, не опаздывать и так далее. Сам молодой послушник задавался вопросом: «А когда же будет умная молитва?» Ты можешь никогда и не получить дара непрестанной молитвы. Господь с тебя этого не спросит. Но каждый человек, опаленный твоим невниманием и жестокостью, каждый не увиденный тобой человек – свидетель против тебя на суде Бога-Человеколюбца.

Архимандрит Савва (Мажуко)


Наталия
1236494

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Надежда

Статья очень актуальная для меня, важно начинать мне учиться вежливости и учтивости сначала в своей семье, а потом уже и с другими людьми

Пожаловаться
Наталия
Надежда 
Пожаловаться
Наталья Стил

ожидала другой развязки (по названию), здорово, что ошиблась)) Сегодня как раз на эту тему думала. Выхожу из лифта: навстречу женщина с таким напряженным лицом. С ней мужчина, улыбается, глядя на коляску мою. Я сразу сделала выводы: он «хороший», она — «плохая»))))) И сама себя осекла. Потом про американский вечный смайл думала. И вот эта статья. Искренне все должно быть. А улыбаться жизни себя надо научить самому.

Пожаловаться
Наталия
Наталья Стил 
у нас в храме самые суровые внешне бабули самые добрые по факту. Надо наверное учиться улыбаться нам самим, и не требовать этого как привычки у ближних
Пожаловаться
Екатерина

Как тепло написано) Дай Бог нам всем осилить навык человечности.

Пожаловаться
Наталия
Екатерина 
Пожаловаться
Viktoria

Классно, очень полезно!

Пожаловаться
Наталия
Viktoria 
Пожаловаться
ЛенкаПенка
Спасибо
Пожаловаться
Наталия
ЛенкаПенка 
Пожаловаться
Женька

А мне всегда так казалось, что христианин должен быть вежливым, услужливым, любезным, ведь возлюби ближнего своего.

Пожаловаться
Наталия
Женька 
надо это проецировать на нашу историю- 20 век в нашей стране не располагал к любезности и приветливости, это уже самовоспитания требует
Пожаловаться
СветланаЯ

а я прочитав про мать Даля… расплакалась, тронуло очень за душу… Представляю что он ощутил… мама берегла его письма...
а у нас вот семейная привычка… знаете какая, и уже замечаю за собой… нам легче быть приветливыми, учтивыми, ласковыми… с чужими людьми… даже поговорить можем запросто… да подбодрить… и тд… Зато вот с близкими, домашними… зачем… это… можно и не звонить… можно и бурчать, срываться, язвить… Вообщем двойственность как буд то… такое замечала за мамой в детсве, на людях приветливая а дома на нас орет.., теперь и сама бываю так же… Свои все стерпят… Вот что плохо то… Нужно быть внимательным ко всем одинаково...

Пожаловаться
Наталия
СветланаЯ 
да, такое бывает, и часто. Надо бы, чтобы доброты на всех хватало
Пожаловаться
Светлана

«Во-первых, человека нужно увидеть, а для этого глаза следует приучить к особого рода вниманию.» Радуюсь. А то уже стала думать что это не полезное, а вредное, греховное умение с точки зрения православия — умение видеть человека.

Пожаловаться
Наталия
Светлана 
возлюбить ближнего- вторая заповедь. Просто у нас исторически сложилось, что у людей суровый тип мышления- и вспомнив, через что прошла страна это понятно. Простая внешняя учтивость требует большого труда над собой. Люди хмурые, что совсем не значит им плохо- просто нет надобности проявлять радость внешне
Пожаловаться
Светлана
Наталия 

Наташа, я разве про улыбчивость написала?

Пожаловаться
Наталия
Светлана 
так и я про неё не писала
Пожаловаться
Светлана
Наталия 

значит мы друг друга не поняли.

Пожаловаться
Людмила

Пожаловаться
Наталия
Людмила 
Пожаловаться
Tatiana
Хорошая статья.

Кстати, рекомендую почитать с детьми Даля. Мои дети любят его книги. )

Пожаловаться
Наталия
Tatiana 
спасибо!
Пожаловаться
Ксанна

Актуально, спасибо

Пожаловаться
Наталия
Ксанна 
Пожаловаться
Мария

Очень согласна! Как раз недавно об этом размышляла .

Пожаловаться
Наталия
Мария 
бич просто
Пожаловаться
Ольга Мануйлова
Очень полезно и актуально
Пожаловаться
Наталия
Ольга Мануйлова 
во славу Божию!
Пожаловаться
Спасибо
Пожаловаться
Наталия
БогиняПлодородия 
Пожаловаться
Лариса

Пожаловаться
Наталия
Лариса 
Пожаловаться
МамаКатя
Наталия 
Наталья, а где можно найти эти статьи? Может, когда время побольше будет, то прочту.
Пожаловаться
Наталия
МамаКатя 
Пожаловаться
МамаКатя
Наталия 
Спасибо!
Показать ещё