Десять интересных фактов о Символе веры. Часть 1
Кажется, уж что-что, а наш любимый Символ веры, который мы знаем назубок и поем за каждой Литургией, никаких секретов таить не может. Готов спорить, что десять интересных фактов о Символе веры, о которых я вам расскажу, будут для вас полезным открытием.
Но сначала напомню вам текст :
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;
Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворена, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена.
И воскресшаго в третий день по Писанием.
И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых
И жизни будущаго века.
Аминь.
1
Мы называем наш Символ Веры Никео-Цареградским (или Никео-Константинопольским).
Вот так спроси рядового прихожанина, почему такое название – и тот без запинки ответит: потому, что наш Символ веры был составлен на 1-м и 2-м Вселенских Соборах: на Никейском (325) и на Константинопольском (381).
(Все наверное знают, что на 1-м Вселенском соборе была принята та часть Символа, в которой говорилось об Отце и Сыне, на 2-м Вселенском соборе та часть в которой говорится о Духе Святом и Церкви.)
Все так, да не совсем так…
Дело в том, что еще до 1-го Вселенского собора существовал крещальный Символ веры. Его торжественно произносили оглашенные перед принятием Таинства Крещения. Если вы его прочитаете, то поразитесь, потому что он практически слово в слово соответствует Никейскому. Дело в том, что, когда отцы 1-го Вселенского Собора решили принять какую-то базовую формулу, в которой бы выражалась Православная вера, они воспользовались этим крещальным Символом веры. Изменили в нем всего несколько слов.
Почти такая же история произошла и со второй частью Символа веры, той частью, где говорится о Святом Духе. Эту часть отцы также не создавали на Соборе, а приняли сложившуюся к их времени формулу. Ученые говорят, что, скорее всего, эта формула взята из того крещального исповедания веры, которое было распространено в Иерусалиме.
Таким образом, некорректно говорить, что Символ веры был составлен на 1-м и 2-м Вселенских Соборах. Скорее следует говорить об узаконении этими Соборами сложившегося к их времени вероучения.
2
Первый Вселенский собор, воспользовавшись крещальным Символом веры, внес существенную поправку. Всего одно слово, предложенное Императором Константином Великим, но какое слово! Это слово – омоусиос, что значит единосущный. Одна из строк Символа веры стала звучать так:… Единосущна Отцу, Имже вся быша.
В применении к Иисусу Христу это слово означало выход на совершенно иной, по сравнению со всем, что было прежде, уровень богословских размышлений. Иисус – имеет такую же Божественную природу, что и Отец; Сын – единосущен Отцу!
Как замечает русский церковный историк Антон Карташев: «Ни много ни мало, только омоусиос!!! Словечко, о которое, как об адамант, разбивались головы сотен восточных богословов! Против которого восставал почти 70 лет почти весь Восток».
Конечно, не сам Император Константин придумал внести это слово в Символ веры. Ему подсказали это такие защитники Православной веры, как святители Осия Кордубский, Афанасий Александрийский и еще молодой, 27-летний, Афанасий Великий, который в то время был в сане диакона.
Утверждение на Соборе этого «словечка», как выразился А. Карташев, расставило все точки над i. Споры не прекратились, еретики не унялись, но православные люди получили четкое направление, в котором должна развиваться их вера: Иисус имеет абсолютно такую же природу, что и Отец, то есть Божественную природу.
3
Был такой еретик, Маркелл Анкирский. Он жил во времена 1-го Вселенского Собора и даже поддержал православную партию, желавшую ввести в Символ веры слово омоусиос.
А вот потом Маркелла понесло не туда… Он стал размышлять в том ключе, что когда-то был только один Бог. Потом, в один из эонов(греческое понятие эон означает какой-то период времени; у нас традиционно переводят слово эон каквек) у Отца родился Сын-Логос. Он и воплотился на земле.Но Его Воплощение, говорит Маркелл, – лишь временное явление. Наступит время, когда период Сына закончится (вспоминается шиллеровское: «Мавр сделал свое дело, мавр может уходить») и пребывание Сына во плоти на Небесах станет ненужным, Он развоплотится и сольется с Отцом. И опять будет только один Бог!
Сами понимаете, такую откровенную ересь нужно было пресечь на корню. Получается, что и Сын Божий – это никакой не Сын Божий, да и спасение человека – иллюзия, потому что, раз Иисус – не Бог, то как Он мог спасти человека? И исчезновение Воскресшего и Его развоплощение – это тоже как-то все очень странно… Полностью уничтожается учение о Троице, учение о Иисусе Христе и Спасении.
Вот для того, чтобы пресечь даже такое направление в мыслях, на 2-м Вселенском Соборе в первую часть Символа веры, составленную еще на 1-м Вселенском Соборе, были внесены некоторые добавления.
К словам И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго… было добавленопрежде всех век.
В конце той части, где говорится о Сыне Божием, было добавлено: Егоже Царствию не будет конца.
Как вы понимаете, первое добавление показывало, что Сын Божий всегда есть, всегда рождается от Отца, прежде всяких там придуманных эонов. Второе добавление засвидетельствовало нашу веру в то, что Иисус Христос никогда не развоплотится и не исчезнет. Он будет всегда править с Отцом и Духом: Егоже Царствию не будет конца.
4
Похоже, мой дорогой читатель подустал от богословских экскурсов. Давайте возьмем что-нибудь полегче.
Как вы думаете, с какого времени Символ веры стал употребляться в составе Божественной литургии? Приходится слышать разные версии, но на самом деле дело обстоит так:
Чтение Символа веры на Литургии было введено в начале 6-го века. В «Церковной истории» Феодора-чтеца рассказывается о том, что патриарх Константинопольский Тимофей (511–518) приказал, чтобы «Символ 318 отцов» читался за каждым Евхаристическим богослужением. Почему патриарх Тимофей так сделал? О нем ходили сплетни, что он поддерживает еретиков и сам тайный еретик. Вот чтобы всем продемонстрировать свою приверженность Православию, патриарх и ввел такое чтение.
Сначала это было только в Константинополе. Постепенно распространилось и дальше. Во всяком случае, когда спустя какое-то время Символ веры попытались убрать из состава Литургии, народ возмутился. Так, вот уже ровно 1500 лет Символ веры читается за каждой Литургией.
На Востоке обычай читать Символ верыза богослужением распространился очень быстро. А как он попал в богослужение Западной Церкви?
В 589 году его стали читать в Испании, через 200 лет император Карл Великий повелел читать его в церквах подвластных ему земель. Причем Карл внес туда добавление, которое мы знаем под именем филиокве. (Это переводится с латинского как «и от Сына».) Такое добавление было сделано в той части, где сказано, от Кого исходит Святой Дух. В православном варианте: от Отца исходящаго, в католическом: от Отца и Сына исходящаго.)
В Риме Символ веры не читали вплоть до 11-го века, причем Римский Папа как мог противился внесению филиокве в Символ веры.
Так, Лев III (795–816), узнав, что некоторые западные монахи внесли филиокве вСимвол веры, запретил им это делать. Он писал императору Карлу, который настаивал на внесении филиокве в Символ веры, что нельзя менять то, что установлено на Соборах всей полнотой Церкви. Тогда же Папа приказал начертать Символ верыбез филиокве на серебряных пластинах и разместить их в Соборе св. Петра в Риме.
Следующие Папы также противились внесению самочинного изменения в текст Символ веры.
В конце 10-го века германское влияние в Риме усилилось. Оттон Саксонский принудил Папу короновать его императором. Давление на Папу в отношении измененияСимвола веры усилилось.
Наконец, в начале 11-го века Папа сдался. В 1014 году в Рим из Германии прибыл для коронации Генрих II. Он спросил, почему Веруюне исполняют за Литургией? Уступив новому императору, Папа Венедикт VIII включил Символ верыв состав мессы. Как вы могли догадаться, это был вариант с филиокве.
Так, самочинно, Римская Церковь исправила вероучительную формулу, принятую на Вселенских соборах.
Согласно сегодняшней практике, католики поют Символ верыне за каждой мессой, а лишь по воскресным и праздничным дням. В Православной Церкви он поется или читается за каждой Литургией.
5
Кстати, как правильно: петь или читать Символ верыза Литургией?..
… Всякий раз, когда мы поем за богослужением Символ веры, глаза прихожан оживают. Совместная молитва, активное участие, подключение к богослужению позволяет человеку пережить особое состояние: он – не зритель, он – участник священного Литургического действия.
Я очень люблю вовлекать прихожан в богослужение и, как только вижу, что в храме набрался «кворум», хотя бы из 25 человек, прошу диакона и наших псаломщиков выйти на солею и спеть эту дивную песнь.
А знаете ли вы, когда стали петь Символ верыза богослужением в Русской Православной Церкви? Пели изначально?
Нет! Более того, православные греки кривятся, когда слышат наше пение – у них Символ верытолько читается.
На Руси Символ верытоже читался вплоть до середины 19-го века.
Обратимся к серьезным трудам по Литургии. Снимаю с полки и раскрываю фолиант Ивана Дмитриевского: «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на Божественную Литургию». Эта книга вышла в Москве в 1804 году. Иван Дмитриевский ничего не знает о пении Символа веры. Вновь и вновь он указывает, что Символ нужно читать.
А вот книга архимандрита Гавриила: «Руководство по литургике, или наука о православном богослужении», Тверь, 1886 год. Автор отмечает, что в древности на Руси Символ верыне пели, но читали. Впрочем, практика его времени уже допускала пение, поэтому он указывает: «За словами диакона двери, двери… лик поет или читает выразительно и громко Символ Веры: Верую, во Единаго Бога Отца…»
В 1880-е годы о том, петь или читать Символ веры, много спорили, поэтому церковная власть дала разъяснение. В официальном журнале Русской Православной Церкви («Церковный вестник», 1892, № 22) было разъяснено, что Символ веры следует все же петь.
Самый авторитетный дореволюционный литургист проф. С.Н. Булгаков в своей «Настольной книге священно-церковно-служителя» тоже делает на этом акцент и призывает Символ верыпеть (в издании книги 1913 года стр. 906).
В 20-м веке это стало неоспоримой традицией. А сейчас уже на Руси и забыли, что еще 150 лет назад Символ верыне пели, но читали.
… Среди православных икон есть одна очень интересная, назовем ее так: Символ веры в иллюстрациях.
Сама икона небольшая – это легко заметить, но с ювелирной тщательностью на ней выписаны разные сюжеты, которыми поясняется богословие нашего Символа веры.
Давайте познакомимся с этой иконой.(к сожалению, вместо фото копировались только ссылки)
(Икона из собрания Музея истории религии в Санкт-Петербурге)
Первая картина – комментарий к словам Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
Тут и Ангелы, относящиеся к невидимому миру, и люди – мир видимый. Надо всеми – Творец Неба и земли, Господь Бог Вседержитель.
А вот уже не Отец Небесный, а Христос Вседержитель на Троне.
Икона повествует об очень важном богословском моменте: Сын Божий существовал всегда. Он же был и при Сотворении мира, и при начале человеческой истории.
Момент Благовещения, иллюстрация слов: Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята…
И продолжение словСимвола веры: …и Марии Девы, и вочеловечшася.
Нетрудно заметить, что перед нами – миниатюрная икона Рождества Христова. Эта икона здесь подчеркивает земной аспект Вочеловечения Сына Божия.
А здесь – комментарий к словам Символа: Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребена.
Еще раз можно подивиться кропотливости работы и тщательности, с которой выписаны микроскопические детали.
И воскресшаго в третий день по Писанием.
Традиционная икона Воскресения Христова – это та икона, на которой Спаситель спускается во ад, чтобы вывести из него души праведников. Их олицетворяют Адам и Ева.
И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.
Икона, изображающая событие Вознесения. Христос восходит на Небеса. Божия Матерь и Апостолы, оставшиеся на земле, радуются Его Восхождению в славу Отца и Прославлению.
Обратите внимание на жест Ангелов. Они показывают на Небеса и на Христа.
Такое изображение имеет основание в книге Деяний Апостольских. Там сказано, что, когда Апостолы смотрели на возносящегося Христа, «… вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 10, 11).
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
Нужно помнить: Христос будет судить мир. Праведники уже перешли в Жизнь вечную. А огненная река отделяет тех, о ком Христос еще не вынес определение.
Если присмотреться (прошу прощения за не очень хорошее качество этой части снимка), то можно обратить внимание на людей в шапках. В таких шапках изображали иноплеменников (мусульман, буддистов). Они тоже ждут Суда и определения их вечной участи. Будут они спасены милостью Божией или нет – во власти только Господа.
Священник Константин Пархоменко
Спасибо.
Спасибо, Наталия, очень интересно, не знала таких подробностей. Но очень люблю эту молитву. Помню в подростковом возрасте оказалась на службе и когда все стали петь эту молитву, а я её не знала, так мне стыдно стало, нашла её и думала никогда не выучу, повесила на стену, над письменным столом и довольно быстро выучила. Очень нравится когда в храме все вместе поют, непередаваемые ощущения.
Спасибо! Очень познавательно
Спасибо Наташа очень познавательно. Я люблю эту молитву, тоже нравится петь ее в церкви со всеми.