Как и почему появляется первое слово

Прежде всего слово — это знак, т.е. заместитель предмета или явления. За каждым словом стоит его значение, и поэтому, чтобы появилось слово, необходим предмет, который ребенку надо назвать этим словом. И если такого предмета нет, если мать и ребенок до конца первого года вполне удовлетворены друг другом и ограничиваются выражением взаимной любви, первое слово может задержаться, как бы много ни разговаривала мать и как бы ни был хорош слух у ребенка.

Конечно, младенца с первых минут жизни окружает множество предметов — пеленок, бутылочек, ложечек, игрушек и пр., но как ни странно, просто наличия предметов недостаточно, чтобы ребенок обратил на них внимание и захотел их назвать. Нужно, чтобы игрушку сначала показал взрослый (подержал в руках, повертел, показал детали, в общем, привлёк к ней внимание малыша, бурно выражая свое восхищение ею). Заинтересованное отношение взрослого передается ребенку. Впрочем, после 8—9 месяцев особой необходимости в демонстрации предметов уже нет. Дети сами активно начинают хватать предметы, трясти их, махать, бросать, сосать и пр… Но без интереса и внимания взрослого, без демонстрации новых способов действия предметы быстро теряют свою привлекательность, становятся скучными и привычными.

Рождение первого слова специально исследовалось психологами. Играя с ребенком 1,5 года в игрушки, взрослый отодвигал игрушку так, чтобы малыш не мог дотянуться, что, естественно, вызывало у него активное стремление достать желанный предмет. Если он не называл игрушку, то взрослый произносил её название сам. Это повторялось до тех пор, пока ребенок не называл нужный ему предмет или отказывался от общения.

Назвав игрушку, ребенок получал ее для игры. Наблюдая поведение детей в этой ситуации, были выделены три этапа в овладении новым словом. На первом этапе все внимание ребенка устремлено на предмет (тянется к нему, кричит «дай-дай, да-да-да», выражает нетерпение, протест против действий взрослого). Но сам взрослый и произносимое им слово никакого интереса не вызывают.

На втором этапе ребенок переключается на взрослого: смотрит на него требовательно, указывает пальчиком на предмет, кричит «дай, на-ка-ля», сердится, выражает недовольство и пытается «выпросить» предмет своим лепетом.

На третьем этапе дети начинают смотреть на губы взрослого и слушать то слово, которое он произносит. Лепетное говорение прекращается, и ребенок пытается произнести новое слово. Причем это собственное произношение приносит ребенку столько радости, что дети начинают повторять его снова и снова, и через некоторое время уже предпочитают словесную игру долгожданной игрушке.

Только пройдя через эти три этапа, дети 1—1,5 года начинают активно произносить слово. Просто манипулирование предметом не ведёт к появлению слова. Ребенок может долго и с интересом заниматься с кубиками, не зная, что они называются «кубики», и никакой особой нужды в этом назывании не возникает. Если такую нужду не создаст взрослый. Цель сказать что-то ставит перед ребенком взрослый. Именно потребность в общении с ним заставляет малыша принять эту цель и сказать нужное слово.

Кстати, достаточно часто задержка речи у детей связана именно с тем, что родители удовлетворяют абсолютно все потребности детей, угадывая их желания по первому взгляду и звуку. Можно вспомнить известный анекдот про мальчика, который до 5 лет не произнес ни одного слова, и родители считали его немым, но однажды за завтраком он сказал, что «каша недостаточно сладкая». Когда удивленные родители спросили его, почему же он раньше ничего не говорил, он ответил: «Раньше все было в порядке».

В. В. Ветрова, Е. О. Смирнова


Анна
Анна
Челябинск
351151

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Ольга Артамонова
Ольга Артамонова
Жуковский

Интересно)

Пожаловаться
Катерина
Катерина
Игорь
10 лет
Краснодар

Мне кажется, что сейчас основная причина задержки речевого развития, это гипоксия или травмы в родах в родах. Всех стимулируют, куда-то торопятся, ничего хорошего от этого не ждать. Каждый третий ребенок состоит на учете у невролога.

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

У меня почему-то тоже есть такие подозрения… а ещё, возможно, в некоторых случаях, неудачно перенесённые прививки

Пожаловаться
Катерина
Катерина
Игорь
10 лет
Краснодар
Анна 

А еще, учитывая количество задаваемых вопросов беременных про выпить бокальчик вина/пива/шампанского…

Пожаловаться
Таня
Таня
Екатерина
7 лет
Саратов
Анекдот- атас!