Блуд, увлечение колдовством – что еще не считают грехом захожане? И как здесь быть священнику? Размышляет протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник».
Что ты за дура! Можно строгостью человека подвигнуть к изменению жизни, а можно – отпугнуть. И наоборот, можно помочь мягкостью и – навредить. Здесь «работает» в значительной степени опыт священника, его интуиция. И, конечно, помощь Божия, да и вообще промысел Божий об этом человеке – он священнику может подсказать, как правильно повести себя с ним.Протоиерей Максим ПервозванскийПротоиерей Максим ПервозванскийНедавно я беседовал с одной молодой женщиной, которая так бестолково строит свою жизнь, что это выглядит безумием, и я ей сказал: «Ну что ты за дура!» И она на это совершенно не обиделась, наоборот, услышала то, что хотел в итоге донести до нее. Просто так разговор складывался, что я понял – так можно и нужно ей сказать. А другому невозможно сказать подобное даже в гораздо более мягких формулировках.Но это – эксклюзивная ситуация, суперисключительный случай, и я позволил себе подобное, кажется, первый раз в жизни. В принципе, священник не имеет права так обращаться с прихожанами. Во всех остальных случаях я стараюсь вообще с людьми разговаривать только на «вы» и максимально уважительно.В той ситуации я не ошибся, а ведь мог, и в итоге сделал бы только хуже.Включиться в человекаЗдесь вообще много нюансов. Священник может глубоко вникнуть в ситуацию, у него может быть время, расположение с этим человеком поговорить. Но он также может быть сильно усталым, торопиться и ответить не глубоко. И даже непонятно иногда, что лучше.Временами бывает – случайные, поверхностно сказанные слова оказываются более нужными. Получается, священник становится орудием Божьим и Господь, помимо даже его воли, может правильно направить захожанина. «Батюшка, ваши слова перевернули мою жизнь», – иногда слышишь и не можешь вспомнить, что же ты сказал, ведь вроде бы ничего значительного, продуманного и не говорил. А бывает наоборот, ты включаешься в человека, пытаешься что-то сделать, и всё или портишь, или, по крайней мере, твои усилия ни к чему не приводят.Единственное, что может распространяться на все случаи – священник не должен отмахнуться от пришедшего к нему человека, отговориться формальной фразой. Он просто не имеет права себя вести так, как те самые легендарные бабушки за свечным ящиком из девяностых, которых все боялись и которые отпугивали захожан от храма.Фото: tatarstan-mitropolia.ruФото: tatarstan-mitropolia.ruНепростые беседыНередко захожане приносят с собой грехи, которые они и не считают таковыми. Например, блуд или мелкое колдовство – вера в приметы, гороскопы и прочее. Но никаких конфликтных ситуаций у священника здесь не возникает. Ты говоришь, объясняешь про этот грех, люди слушают, отвечают, что всё понятно.Другой вопрос, что они могут действительно начать меняться, а могут махнуть рукой: мало ли что там батюшка сказал. И это уже их дело.Чаще с вновь пришедшими серьезно разговаривать приходится именно по поводу блудных грехов. Чуть реже, но тоже не редко возникают беседы по поводу всевозможных целителей. По поводу блуда не всегда бывает легко объяснить людям, почему это грех. «Мы же никому не мешаем, Богу жалко, что ли?» – такие возражения часто слышит священник.«У него ж иконы дома, он молится, людям помогает», – обычно говорят во втором случае, с колдовством. Непростые беседы возникают, когда человек убежден, что тот, к кому он обращается (колдун, экстрасенс и так далее) – на стороне добра, он за Бога. Священнику могут процитировать и что-нибудь по поводу ответа Христа фарисеям, которые обвиняли Господа в том, что Он изгоняет бесов силой князя бесовского. Да, непростые бывают разговоры. И их лучше проводить отдельно, не на исповеди.Я вообще в своей практике стараюсь отделить исповедь от такого рода духовной беседы. И, как правило, если на исповеди вскрывается какое-то такое несогласие человека, неготовность каяться сразу, какой-то внутренний вопрос, неудовлетворенность, предлагаю поговорить отдельно, или после службы, или в какой-то другой день.Работа БогаВот мы размышляем, как священнику себя правильно вести, что делать, чтобы помочь человеку, который редко ходит в храм. Но в жизни священника бывает тот момент, о котором я уже говорил – когда ты вроде бы хочешь одно, а получаешь другое. И это не обязательно оттого, что ты плохой священник или, наоборот, хороший, а потому, что Господь действует. У человека, пришедшего в храм, – с Богом уже свои личные отношения, а священник просто где-то рядышком находится, чтобы помочь. И, бывает, эта помощь идет от батюшки помимо его мыслей о правильной помощи. В итоге, человека впечатляет именно то, что священник сказал между делом.В житии Антония Великого сказано, как он стоял в церкви и услышал слова Евангелия, что нужно оставить всё и следовать за Богом. Раньше он эти слова тоже тысячу раз слышал: в храм-то он ходил. А потом они его вдруг так поразили, что он тут же вышел из храма и больше уже никуда не заходил, всё оставил и ушел в пустыню.Поэтому точно так же, в принципе, и через священника чудеса случаются с захожанами. Причем чаще, как это ни удивительно, чем с прихожанами, регулярно подходящими к таинствам.
жаль, что понимание приходит не сразу… Но слава Богу, что все-таки приходит!
слава Богу!
а я не знаю, стОит ли пытаться переубеждать кого-либо.
я делаю так, как я знаю и как я чувствую. эти люди, видимо, тоже… раньше меня это невежество возмущало очень, а теперь я просто улыбаюсь этому.
ты сама, Наташ, представляешь, какую «энциклопедию» суеверий можно написать, послушав просто соседей или коллег… а уж в роддоме сколько услышишь)))
мне больше всего в душу запало, что «нельзя ребёнка именем умершего человека называть»
это точно. Я как беременная постель Василиссе пошила и хвасталась — тут же коммент получила — надо только куклу в кроватку обязательно. Как будто это решит вопрос родов. Где нет веры — обязательно суеверия заполняют пространство
во славу Божию!
от маловерия вырастают суеверия- свято место пусто не бывает
да, это трудно
Спасибо.
во славу Божию!
сколько раз я получала ответы так. Нет случайностей у Бога
тебя такие уроки будут посещать до тех пор, пока не смиришься. Это упражнение такое духовное. И ни одна встреча, ни один случай не случаен- всё промыслительно у Бога. И другим людям Он позволяет обижать нас для нашего же исправления, и у святых отцов обижающие нас называются нашими благодетелями. Другое дело, что понимаем мы это далеко не сразу. Мы ведь видим лишь верхушку айсберга. И возможно та помощь была нужнее помогающему тебе больше, чем тебе самой, только это тебе не видно. Вот Бог и попустил. А ты поблагодари и прими как есть.
Да, со смирением туго. И наверно ты права. Но так сложно! Гордыня моя какая то уж очень скользкая. Вот последний раз когда на причастие ходили была такая ситуация: у батюшки четверо детей, старший видимо олигофрен, судя по поведению… девочка в хоре с мамой поёт. Благополучная девочка и третьему года два, четвёртый младенец. Старшие в храме как у себя дома. Их любят прихожане и служащие. Бабушка на прсфорках которая стоит все им эти просфорки даёт. Когда дети мои причастились, им по кусочку дали и по чашечки св. воды. Тима еще пить попросил я не решилась подойти до того бабушка суровая к нам была. Хотя мои всю службу тихо рядом со мной отстояли. Но чужие мы для нее. Видно это. Другая женщина, видно часто там бывает к этой бабушке подошла и говорит: мальчик пить просит, дайте ему. А бабушка губы поджала и салфеточкой кувшин прикрыта. Та женщина потом ещё ко мне подошла и начала рассказывать как она её просила и та почему то отказала. «И просфорку ребёнку не целую дала. А другим детям по целой и уже не первую даёт.» Я тогда не обиделась на бабушку вроде и вообще не поняла что к чему эта женщина так нами озадачилась. А недавно в маршрутке эту бабушку увидела, видно в церковь едет. Такое лицо суровое. И с таким осуждением я о ней подумала! Вот, мол, в Бога веруешь, а доброты в тебе ни на грош. Вот тебе и не обиделась! Значит сидит червь внутри да замаскировался.
проблема в том, что в храм мы идём к Богу, но за людьми его не видим. А в церкви те же люди, что и везде, с теми же проблемами и характерами. И бабушки эти есть везде, и у нас их полно. Разные- как и девушки, как и женщины. А я их полюбила сразу- и суровых, и ласковых. И со временем они меня тоже полюбили, и детей моих тоже. И когда мне в храм нельзя было после родов, дети сами ходили, и я не волновалась- бабули присмотрят. Ну что сделать, если каждый человек имеет свою меру любви и свою форму её проявления. Ходи постоянно- и тебя примут и полюбят.Это ведь просто люди
Свет, так считают все, кто не знает принципов духовной жизни. Вот возьмём баптистов. Не пьют, не курят, все такие любящие — вот настоящие христиане и только. И они для этого особых усилий и не прикладывают, и ставят себя в пример. Протоиерей Олег Стеняев, который достал из сект и реабилитировал сотни людей, говорит, что целомудрие христианских сектантов охраняют сами бесы. Челоек не испытывает их нападок, и усилий для борьбы с чревоугодием например, ему и проявлять особо не надо — его не мучают. А когда человек выходит изсекты, возвращается в православие, этот самый бес ополчается на него, и человека начинает бросать во все тяжкие — тут тебе и пьянство, тут тебе и блуд, и что хочешь — они не научены духовной борьбе со страстями, они ведь все «спасшиеся» в сектах.
Похожий принцип и в церкви вообще. Когда человек начинает бороться за себя, на него сразу ополчаются — куда??? Ты наш! И человека борют страсти. И чтобы стать лучше и побороть это, требуется вся жизнь в молитве и покаянии. Поэтому не надо удивляться грешным православным. Надо смотреть на себя, и всё. Когда ты начнёшь по-настоящему каяться, причащаться регулярно — ты поймёшь, что вдруг из тебя попёрло всё г… но, спрятавшееся внутри. Особенно в пост. Но каяться, каяться, и со временем Бог откроет те грехи, которые на данный момент мы в себе не видим, и поможет, и укрепит. Помоги Бог!
Свет, оно в каждом поёт. Просто ты пока не можешь понять, как в одном человеке можно принять и его потенциальную святость, и г… но. А так и есть. Мы созданы для святости. Мы- образ Божий, призванные стать подобием. За это надо себя уважать и в хорошем смысле любить, и надеяться на спасение. И каждого человека за это уважать. А вот г… но — это следствие испорченной природы от грехопадения. Это надо в себе ненавидеть. Но не ненавистью, которая заставляет не любить себя, а ненавистью, направленной на грех. Ненавидеть в себе чревоугодие, гордость, но не себя. Это сложно. Но нужно научиться.В этом покаяние — возненавидеть грех так, чтоб отказаться от него. И в других людях — надо понимать, что они и рады бы стать аки ангелы, да такие же немощные, как и мы с тобой.
Спасибо. Я поняла, теперь надо осознать.🌹
помоги Бог!
оооооо, Наталья как ты все точно описала… Я в одно время тоже удивлялась и что это мне легче то не становиться когда я воцерковлоялась… яж все делаю, хожу… каюсь… а видать так эти… ополчились против меня… Вот и счас… они почувствовали что я их стала по новой… и с удвоенной силой не хотят упускать… через мои слабости действуют… Не могу я ни как восстановиться после родов, вес наела огромный, больная стала… апатия то и дело… и мысли о смерти и что все мне хана… и жалость к себе… Где уж тут типа до церкви… лень одна от такого состояния тела… а этим… только этого и надо, чтоб я дорогу в церковь забыла… а я в душе то сопротивляюсь знаешь как… Вообщем чувствую, если Бог не поможет точно хана...
помоги Бог, Светонька. Да, надо за себя бороться- просить Бога помощи
🌹
🍁
я вот счас и стала как " захожанка" Попала на исповедь два раза к одному и тому же священнику наверно за месяц… и он мне кое что сказал… вот и думаю от Бога ли это или от него лично… Все таки склоняюсь к первому...
на исповеди не бывает не от Бога наверное- Таинство Дух Святый творит
я некоторые слова батюшки смогла понять и главное, принять их правоту, — через год-другой. И принять разочарование от того, что исповедь, которая была так нужна оказалась как будто полуформальной или общей. Потом понимаешь, что так нужно было.
да, очень многое понимаем только потом, спустя время
Да, все правильно. Так нередко бывает, когда действительно включаешься в человека… А у талантливых батюшек или, точнее, наделенных от Бога даром слышать и даром любви, у них, действительно, часто приходит озарение относительно пришедшего к ним человека.
я не раз на себе это испытывала
Спасибо, Наташа, очень актуально!!!
во славу Божию!
Да, мне вот недавно одна женщина начала советовать такую целительницу стоя в очереди перед причастием. я ей ответила, что не хожу по таким, о она мне — вы что, это действительно верующая женщина и уже собралась мне приводить свои доводы. Благо, что иные причастники попросили ее разговаривать и она отошла в другую сторону
И еще поездки к «старцам» мне кажется тоже из этой области.
даже не удивлена
да, я в газете нашей прочла, и даже поискать решила на правмире специально для поста
спасибо
💐