ЭТО «НЕПОНЯТНОЕ И НЕПРИЯТНОЕ» ПРАВОСЛАВИЕО подлинной вере, мракобесах и «попсе» Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной семинарии– Существует определенный негативный фон вокруг Православия в обществе. Православие говорит неприятные вещи: указывает на грех, рассказывает о наказании за нарушения, т. е. выступает моральным цензором. Эта роль раздражает общество. Но на самом деле Православие не ставит перед собой таких задач. Прокомментируйте, пожалуйста, и разъясните, какие глобальные цели и задачи у Православия?– Говорить о том, что Православие создает вокруг себя какой-то негативный фон – то же самое, что утверждать, что больницы и прочие медицинские учреждения – это рассадник болезней и смерти, ведь именно в них, по большей мере, болеют и умирают люди. Но ведь подобное заявление – абсурд! Православие не создает вокруг себя негатив. Оно свидетельствует лишь о том, что человечество болеет грехом и предупреждает, к каким последствиям подобная болезнь может привести. Если врач говорит нам, что у нас проблемы со здоровьем – мы же не будем его обвинять в том, что он сообщил нам нечто неприятное. Да, нам неприятно слышать о наших болезнях, но в противном случае, если мы о них не узнаем, мы не сможем их излечить.Православие – это свидетельство о том, что человек болен, но получил надежду на исцеление от той болезни, которой он заразился еще в раю, на заре своего существования. Поддавшись искушению диавола – «человекоубийцы от начала», как его называет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, человек отпал от Бога как источника Вечной жизни и, как следствие, стал умирать. По словам святителя Григория Паламы, первозданный человек умирал дважды: первый раз – духовно – в момент совершения греха, и только спустя долгие годы жизни вдали от Бога человек умер во второй раз – физически. Но несмотря на то что человек сам, по своей свободной воле покинул Творца, Бог все же идет ему навстречу. Господь проявляет милость и безмерную любовь к человеческому роду: Он Сам становится одним из нас, чтобы спасти человечество от власти греха и смерти.Исходя из этого, основная задача Православия, по словам одного современного христианского писателя, заключается в том, чтобы каждый христианин стал «маленьким Христом», смог воплотить в своей жизни тот идеал, к которому Адам был призван с момента своего сотворения – стать не только образом, но еще и подобием Божиим. А это возможно только в случае пребывания человека в Церкви Христовой, ведь только там возможно реальное воссоединение с Богом, то есть обожение. – Люди с радостью находят, за что упрекнуть Православие. Указывают на «пятна» и говорят, мол, на себя посмотрите, а потом учите. Как здесь быть? Ведь Православие – это и святые и несвятые люди.– Давайте приведем обычный жизненный пример: если человек не доверяет тому или иному врачу, он же не будет при этом отвергать значение всей медицины целиком. Подобный подход можно перенести и в церковную сферу: если нам не нравится тот или иной священник – это вовсе не повод отвергать важность Церкви и ставить под сомнение необходимость Ее существования.Митрополит Сурожский Антоний однажды сказал о себе следующие слова: «Я не хороший человек, но то, что я говорю о Боге, – правда». Если человек искренне ищет Господа – он Его обязательно найдет. Если человек приходит в Церковь, чтобы обрести в ее стенах Истину, – Истина откроется ему, потому что Истина – это Сам Христос. Если же человек пытается уловить Церковь и ее служителей в чем-то нехорошем – значит такова главная его цель, а вовсе не духовные поиски.Внешнее поведение человека – это некая лакмусовая бумажка, открывающая его внутренний мир. И потому изобилие сплетен и клеветы, обращенных в адрес Церкви, – это прежде всего свидетельство о том, что именно ложь наполняет сердце человека, ведь, по словам Священного Писания, «от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). Для православного христианина клевета никогда не была чем-то ужасающим. Один подвижник однажды сказал: «Мне совершенно не важно, что думают обо мне другие люди; для меня важно лишь то, что обо мне думает мой Бог».А относительно того представления, что Церковь, которая проповедует высокий идеал святости, и сама должна состоять только из святых людей, избегая при этом всего нечистого и порочного, известный православный богослов Л. Успенский заметил: «Православная Церковь никогда не ставила знак равенства между святостью и непогрешимостью». Церковь свята не потому, что святы ее члены, а потому, что свят ее Глава – Господь Иисус Христос. Интересную характеристику Церкви дал христианский подвижник IV века преподобный Ефрем Сирин: «Вся Церковь есть Церковь кающихся… вся она есть Церковь погибающих…»В отличие от сектантов православные никогда не утверждали, что они святы, так сказать, априори, только потому, что стали членом Церкви, а следовательно – «автоматически» избраны Богом для Вечности. Вечность не дается человеку просто так, подобно «клубной карте»: ее нужно заслужить, и дело это не из легких, ведь «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). И только Церковь может указать человеку тот путь, который приведет нас к вечной жизни во Христе. – Почему Православие не модно? Почему оно не идет в ногу со временем? Протестанты, например, ходят по квартирам, агитируют, приглашают в кафе, устраивают вечеринки… Это модно и весело. Почему Православие не может стать немного «попсовым», народ ведь тогда повалит?– Известный английский писатель прошлого века Г. К. Честертон писал: «Церковь всегда как бы отстает от времени, тогда как на самом деле она – вне времени». И главная причина, почему Церковь всегда была и будет вне времени, заключается в том, что Евангелие – та Благая Весть о спасении падшего человека Богом, которую открывает каждому из нас Церковь, – не имеет границ ни временных, ни пространственных. Евангелие предназначено для каждого человека вне зависимости от места его рождения, материального или социального статуса. Если хочется что-либо изменить в Церкви, если нам в ней что-то не нравится, мы должны подумать об одной элементарной вещи: Церковь существует уже без малого две тысячи лет и в своей истории она видела уже не одну сотню подобных «реформаторов», которые пытались ее от чего-то освободить, как-то «улучшить», сделать ее более доступной для общественности. Нам следует помнить слова великого учителя Церкви, святителя Иоанна Златоуста, который в одной из своих проповедей сказал: «Человек приходит в Церковь не для того, чтобы что-то в нее привнести; человек приходит в Церковь, чтобы унести из нее с собой ни что иное и ни кого иного, как Самого Христа».Исходя из этого, главная задача Церкви – освятить человека, а через человека – и весь видимый тварный мир благодатью Святого Духа. В этом – миссия Православной Церкви, в этом – ее соль. А, по словам Христа, «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5:13).– «Православные – это мракобесы, неучи, пришельцы из X века, в общем отсталые во всех отношениях люди». Как Вы можете прокомментировать подобные высказывания в адрес православных верующих, священников?– Несмотря на подобные высказывания, Православная Церковь никогда не поощряла невежество. Святитель Московский Филарет говорил: «Вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с невежеством». Все мы хорошо знаем, что большинство великих ученых, таких как Коперник, Бэкон, Кеплер, Лейбниц, Декарт, Ньютон и многие-многие другие, всегда позиционировали себя как глубоко верующие люди. Так, например, основоположник квантовой физики, немецкий физик прошлого века М. Планк писал: «Куда бы и как далеко мы бы ни стали смотреть, мы не находим противоречий между религией и естественной наукой… Религия и естественная наука не исключают друг друга… эти две области дополняют друг друга и зависимы друг от друга».Другой вопрос: что именно современное общество подразумевает под понятием «мракобесие» православных? Под «мракобесием» верующих имеется в виду, в первую очередь, то, что православные не хотят идти на уступки современному секулярному миру. Какие уступки? Прежде всего – признать грех нормой человеческой жизни.Сегодня практически во всех средствах массовой информации превозносится то, что еще полвека тому назад считалось чем-то постыдным и противоестественным. Еще святой апостол Иоанн Богослов писал, что все ценности мира сводятся к трем основным факторам: похоти очей, похоти плоти и гордости житейской (см. 1 Ин. 2:16). Именно поэтому, по словам другого апостола, «дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак. 4:4).Следовательно, современный мир и Церковь указывают человеку на совершенно противоположные ценности: если мир требует брать от этой жизни все, стремиться к честолюбию и пороку, то Церковь, наоборот, призывает своих чад к смирению, кротости и благочестию. И вот в таком благочестии современное общество, к сожалению, и усматривает «мракобесие».– Говорят: «Православие тяжело понять. В нем все сложно и непонятно для современного человека. Все это не актуально сегодня». Скажите, пожалуйста, доступно ли православное учение среднестатистическому человеку? Как он может постичь непостижимую истину, которую философы и богословы постигали всю жизнь?– Понять Православие невозможно хотя бы только потому, что это вовсе не философская концепция. Православие можно только прочувствовать на себе, точнее, в себе. Православие – это не теория, это не сумма неких знаний или философских умозаключений. Православие – это прежде всего жизнь во Христе. И потому Его актуальность не зависит от тех или иных хронологических границ. Православие будет актуальным всегда, пока еще существует этот мир и пока человек не достигнет своей высшей цели – всеобщего воскресения мертвых и Страшного Суда Христова.В отличие от постижения той или иной философской системы, которое требует некой предварительной интеллектуальной подготовки, для восприятия Православия не важен общеобразовательный уровень, ведь Бог смотрит не на интеллект человека, а на его сердце: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).Философы языческого мира пытались постичь истину бытия, пренебрегая Творцом этого бытия. И вполне понятно, почему они никогда не могли достичь желанной цели. Ни одна философская система не могла дать человеку то, что он смог получить в Церкви, а именно – Самого Бога. Потому упомянутый уже нами выше английский писатель Г. К. Честертон и говорит, что если бы такие светочи античной философии, как Платон, Пифагор или Аристотель, постояли хоть минуту в том свете, который исходит от Христа, они бы поняли, что свет их собственных учений – полумрак.Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной семинарииБеседовала Наталья ГорошковаПравославная Жизнь


Наталия
845976

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Яна

Спасибо, очень хорошая статья!

Пожаловаться
Яна

А с новой версией как-то можно в закладки добавить, не знаешь?

Пожаловаться
Наталия
Яна 

сверху над постом красный флажок- жми на него

Пожаловаться
Яна
Наталия 

Спасибо!

Пожаловаться
Аннушка

Спаси Господи за статью! Я даже в некоторых местах прослезилась. Господи прости нас грешных!

Пожаловаться
Наталия
Аннушка 

во славу Божию!

Пожаловаться
Елена Трроянская

👼 Спасибо Наташа!

Пожаловаться
Ирина

Наташ, спасибо! Как вовремя всегда!..

Пожаловаться
Наталия
Ирина 

во славу Божию!

Пожаловаться
Отлично сказано, особенно вначале.
Пожаловаться
Наталия
Ленусик 

💐

Пожаловаться
Юлия Мевлютова

Все правильно! Спаси Господи за статью!

Пожаловаться
Наталия
Юлия Мевлютова 

во славу Божию!

Пожаловаться
Людмила

💐💐💐

Пожаловаться
Наталия
Людмила 

💋

Пожаловаться
Ксения

Правильно, православие — это свидетельство о том, что человек болен, но получил надежду на исцеление

Пожаловаться
Наталия
Ксения 

да, сообщество грешников, но с надеждой на исцеление

Пожаловаться
Женька

Хорошее сравнение с медициной, если тебе не нравится тот или иной врач, ты же не перестаешь лечиться. Везде есть плохие и хорошие люди.

Пожаловаться
Наталия
Женька 

и мне нравится

Пожаловаться
Светлана

я бы сказала, что как раз сейчас православие стало «модным». с одной стороны это хорошо — люди таким образом делают первые шаги, с другой меня вот сейчас это отталкивает: церковь сейчас очень активно через СМИ использует метод влияния по типу «нога в двери» или «начинай с малого и получишь многое». Чем больше узнаю и стараюсь делать, тем хуже себя воспринимаю. Мне лично это мешает жить. Я напрягаюсь, от сознания своей плохости и ощущения неспособности соответствовать, а напряжение у меня либо в головную боль либо в раздражительность либо в обжорство выходит. В конце концов мне это ощущение своей плохости и несоответствия мешает проявлять даже то хорошее, что во мне есть.

Пожаловаться
Violin
Светлана 

Так понравилось, как вы написали. Просто комментарий поддержки)

Пожаловаться
Наталия
Светлана 

с модой на церковь спорю. Мода на неё была 20 лет назад, когда разрешили всем верить- и ничего за это не будет. А теперь мода церковь ругать, причём за всё сразу. И за использование сми, как и за неиспользование бы, ругают с одинаковой рьяностью. Вопрос наверное не в этом. Не согласна, что церковь использует сми как рычаг влияния. Как средство информации. Православная церковь никогда не занимается прозелитизмом, в отличие от других конфессий. А вот просто так отдать человечество на съедение лукавому- преступление, поэтому современные средства нельзя не использовать. Сколько грязи в сми, и если среди этой грязи откроется православный канал- это плохо?

А насчёт твоего самоощущения- это просто результат того, что к Богу ты повернулась, но дальше не идёшь. Можно долго писать про причины и следствия, но это как рассказывать эскимосу о южных морях. Пока опытным путём не постигнешь- всего лишь разговоры. Напомню лишь о том, что у веры есть четыре столпа — участие в Таинствах, чтение Евангелия и святых отцов, дела добрые и молитва церковная и келейная. Невозможно идти к Богу, пренебрегая чем-то из этого — не получится.

Пожаловаться
Светлана
Наталия 
У вас возможно нет телеканала Спас? Там как раз о том, что я писала. Там слышишь: если есть возможность, потом, слушая того же Ткачёва " если вы христианином себя считаете то каждое воскресенье". Это лишь один пример. На исповеде то же: надо раз в неделю исповедоваться и прячащаться. Вот и идёшь домой как в воду опущенный. Понимаешь, что нереально это для меня сейчас и значит все зря и как миниаум бессмысленно, а то и вредно.
Пожаловаться
Наталия
Светлана 

но ведь это спец канал для уже православных и стремящихся ими стать. Поэтому каждое воскресенье надо и быть на Литургии- раньше за её игнорирование от церкви на два года отлучали. Про исповедь- ты что-то напутала. Рекомендуемая частота- раз в месяц, в пост, беременным, монахам можно и каждую неделю, если понесёшь.

Пожаловаться
Марина
Светлана 

Светлана вам нужно задать этот вопрос батюшке Павлу Островскому! Он на все вопросы отвечает!

Пожаловаться
Светлана
Марина 

спасибо.

Пожаловаться
Юляшка
Светлана 

Светлана, я год назад подходила к батюшке в церкви с таким же вопросом ) В общем, осознание насколько я плоха, ощущение, что с этим просто невозможно бороться. И после исповеди ощущала не облегчение, а наоборот тяжелое чувство, что обманываю Бога, вот раскаиваюсь, искренне, но в то же время понимаю, что снова совершу этот грех, например, снова буду злиться и ругаться (
И он мне очень здорово тогда ответил, дословно не помню, но смысл в том, что моей веры хватило на то, чтобы признать грехи, но не хватило на то, чтобы верить в Божью помощь, что без Бога мы действительно все слабы и не можем справиться с нашими грехами. Поэтому в любых ситуациях нужно обращаться к Нему с молитвой о помощи побороть свой грех и всей душой верить, что он поможет и постепенно наша душа станет лучше, чище...

Пожаловаться
Светлана
Юляшка 

вот про то что чище душа станет все оказывается не так прямолинейно, как Наталья выше написала. И судя по всему она права. про маловерие свое знаю. и каюсь в этом, но ведь вера эта то же дар Божий… Замкнутый круг.

Пожаловаться
МамаКатя
Хорошая статья.

Ещё больше Православие выводит невоцерковленных людей своими «глупыми» (как они считают) запретами.

По типу табу на мужские стрижки у женщин, табу на вульгарную одежду и на одежду мужского типа.

Пожаловаться
Наталия
МамаКатя 

когда человек не знает веры, обрастает суевериями и бабьими баснями

Пожаловаться
МамаКатя
Наталия 
Не совсем поняла.
Пожаловаться
Наталия
МамаКатя 

в православии вообще табу только на догматические нормы. Одежда и стрижка к ним не относятся, но когда человек мало знает суть веры, всякие околоцерковные традиции, традиции, близкие к суевериям, становятся главнее всего.

Пожаловаться
МамаКатя
Наталия 
А монахи Почаевские тоже, получается, живут в суевериях?
Пожаловаться
Наталия
МамаКатя 

Кать, во Франции женщины вообще не ходят даже в храм в юбках — так там одеваются только мусульманки. Понимаешь, это всего лишь традиция. Монастырский дресс-код — это не догмат. Это требование к прихожанам одеваться так, чтобы не отвлекать от молитвы. Но если человек не собирался в храм, ему плохо, и он по душевному порыву в неподобающем виде придёт в храм, он не нарушит никаких догматов, и даже осуждающие его перед Богом будут грешить. А вот если человек сознательно одевается, чтоб вызвать осуждение — это другой вопрос. Тут дело в мотивах, в конкретном человеке. Но это совсем не глупости запретов. Каждое требование в конкретном месте имеет конкретное значение. Для каждого человека конкретное. А вот догматы — это норма для всех.

Пожаловаться
МамаКатя
Наталия 
Я понимаю, что нельзя человека осуждать за то, в какой одежде он зашел в храм. Одно дело, если это постоянный прихожанин или прихожанка. И то, такие замечания может сделать только священник.

Но и сегодняшние отцы и св. отцы прославленные Церковью все же учичат и учили, как должна выглядеть православная Христианка.

Я не вижу ничего ужасного в том, что на людях женщина должна быть в женской одежде. Это нормалрный призыв.

В Почаеве я попала на исповедь к очень внимательному иеромонаху. Хоть я и не сторонница брючной формы одежды для женщин или же короткой стрижки. Но джинсы я могла одеть в дорогу и честно ответила сказала ему об этом.

Он в очень простой форме мне объяснил почему так делать негоже.

И зачем мне смотреть на Францию?)

Там много подвижников благочестия?)

Пожаловаться
Наталия
МамаКатя 

правильно, будем смотреть на себя- и с нас хватит💐

Пожаловаться
МамаКатя
Наталия 
Это точно)
Пожаловаться
Калинка
А патриарх Кирилл в 90е из-под полы никотином и алкоголем приторговывал. Проблема не в православии, а в людях, возомнивших о себе невесть что
Пожаловаться
Наталия
Калинка 


проблемывсегда в людях, как и их отсутствие

Пожаловаться
Елена Трроянская
Калинка 


а вы лично у него покупали?)))))чтобы утверждать))))

Пожаловаться
Калинка
Елена Трроянская 
По-моему, это всем уже известно и давно
Пожаловаться
Елена Трроянская
Калинка 

))))мне например, это неизвестно… чтобы утверждать такую информацию, нужно лично удостовериться в ней… переносить чьи то слухи-это не признак всезнания...

Пожаловаться
Наталия
Елена Трроянская 

Лен, клевета не только на Патриарха, но и на Церковь — явление очень обычное. Клеветали даже на Христа. С этим бесполезно как бороться, так и оправдываться. Но людей искренне жаль — отвечать перед Богом за клевету страшно.

Пожаловаться
Елена Трроянская
Наталия 

Наташ, незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение… Да, жаль таких людей, что всю грязь собирают по незнанию и невежеству своему и распространяют потом вокруг… ничего личного, обидеть никого не хотела..

Пожаловаться
Наталия
Елена Трроянская 

поэтому и жаль