Почему курсы подготовки к школе вредны для детей.



Почему курсы подготовки к школе вредны для детей

Психолог Катерина Дёмина — о том, что гораздо важнее вертеться и играть, чем уметь сидеть за партой

Катерина Дёмина

Мир сошёл с ума: мне убеждённо доказывают, что готовить детей к школе с трёх лет — первоочередная обязанность любого родителя. Причём под подготовкой к школе имеется в виду не чтение вслух сказок с последующим разыгрыванием сюжетов с куклами. Теперь подготовкой к школе считается «возить детей на курсы при будущей гимназии, иначе туда вообще не попасть, и его блистательная карьера не состоится». Какая карьера, о чём вы? Ему пять лет, вся его радужная перспектива сейчас выглядит как «а закину я мячик на крышу сарая или нет, и что мне за это будет?».



Возить детей на машине до курсов (или отправлять с няней и шофёром) гораздо проще, чем проделывать все эти муторные и рутинные операции: пластилин, краски, к ковру все прилипло, о конструктор папа спотыкается, для детского театра всё вытряхивается из шкафа, дети шумят, бегают, ссорятся, рыдают, требуют участия. Эти бесконечные: «Мам, давай ты будешь волком, а я Красной шапочкой». Или, что совсем непереносимо: «Не хочу ничего делать, дай мне айпад». Вот тут чувствуешь себя худшей матерью во Вселенной и… начинаешь собирать рюкзачок «на занятия». Уф. На три часа все заняты: ребёнок типа развивается, а я типа при деле.



Кадр из мультсериала «Маша и Медведь»

На этих курсах за редким исключением детей учат: сидеть за партой «правильно», не бегать, не шуметь, правильно держать карандаш, раскрашивать по шаблону, обводить строчки.

Ребёнок выходит уставшим, обесточенным, а ему ещё домашних заданий наваливают, да ещё и ругают за то, что вертелся на уроке

Не потому, что тётки злые, а потому что они по-другому не умеют, не обучены. Их самих так воспитывали, поэтому они и учительницы. Мальвины против кучи Буратин.

Хотя единственная норма для ребёнка дошкольного возраста — как раз вертеться. И совать во всё свой любопытный нос. И непрерывно спрашивать. И всё хватать. А также драться, бегать, строить куличики и отношения, сочинять и проливать на себя грязную воду на рисовании.



Кадр из мультсериала «Маша и Медведь»

Главная задача детства, неотменная и невосполнимая позже, — наиграться. Если вам нужны научные доказательства и результаты исследований, почитайте работы Выготского, Нины Гуткиной, статьи Марьяны Безруких, зарубежные публикации. В свободной неструктурированной игре формируются все необходимые функции, навыки и умения.

Поэтому я настаиваю: главной формой подготовки шестилетних детей к школе должна быть игра.

Хотите примеров? Пожалуйста.

1. Игры с мячом. Развиваем произвольное внимание, концентрацию (за мячом надо следить), координацию и ловкость (без которых потом трудно понимать геометрию, да и остальные точные науки). Если это игра с правилами, а не просто беготня, то ребёнок приучается соблюдать очередь, считаться с партнёрами, следовать жёстким правилам. Вы видите, что это всё как раз список «трудного поведения», при котором первоклашкам ставят СДВГ и сажают на транквилизаторы? Неусидчивый, выкрикивает с места, задирается, не может высидеть урок. Так он не набегался, не напрыгался, его раньше времени посадили за парту!

2. Салки, прятки, всевозможные «Штандерт-стоп» и казаки-разбойники.То же самое: подчинение правилам, умение переживать проигрыш.

3. Бесконечные лего и прочие кубики.Пространственное мышление, понимание основных законов механики, состав числа (сколько надо маленьких деталек, чтобы заменить одну длинную балку? А почему вот этой дуги не хватает, чтобы соединить два конца?). Умение вести проект, доделывать до конца, держать фокус, сотрудничать. Самое главное, на отсутствие чего потом жалуются родители: умение создать в голове образ, придумывать и сочинять.

4. Любые карточные игры, «ходилки», лото. Произвольное внимание, концентрация, предвидение, стратегия. И быстрый счёт в уме.

5. Мои любимые «Быки и коровы».Тренируем фонематический слух, правописание, быстроту реакции. Играю с шестилетней племянницей в «быка и корову». Пока букв было три, и мы играли путём переписки в скайпе, всё шло нормально. Через два месяца Дуська стала отгадывать слова буквально за семь ходов. Потом мы стали играть вживую. Решили перейти на четырехбуквенные слова. И вот тут меня и подстерегло. Дуська никак не может отгадать моё слово, хотя все буквы вроде подобрала, но сложить их вместе не удаётся. Ладно, говорит, сдаюсь. Я называю: «маяк». «Ничесна, — вопит Дуся. — Тут пять букв!». «Как пять?!» — подпрыгиваю я. Ну как же, отвечает мне грамотная, читающая, знающая всего Крылова наизусть девочка, «М-о-й-а-к». А играли бы письменно — так и не узнали.

6. Куличики, строительство тоннелей в песочнице, взрывы в грязи и швыряние камнями в забор.Физические свойства материи, тактильные ощущения, погружение в себя, умение фантазировать. И всё это вы хотите заменить сидением за партой и рисованием квадратиков по клеточкам? Ни мозг, ни психика, ни тело ребёнка не предназначены для этого. Единственные люди, которым подготовка к школе приносит пользу — педагоги. Которым тоже надо кормить своих детей.

Нина Иосифовна Гуткина, которая преподавала мне возрастную психологию, каждому курсу повторяла как заклинание: до семи лет у детей не сформированы структуры в мозгу, отвечающие за распознавание символов, то есть за чтение и узнавание цифр. Да, конечно, можно и нужно знакомить детей с буквами, желательно — на подручных предметах, между делом, в игре и прогулке. Учиться читать по вывескам, как Маяковский. Но не требовать, чтобы к школе он сам читал толстые книги. Это всё придёт позже, в своё время.

Перестаньте читать всякие мамские сообщества и слушать своих приятельниц, у которых «мальчик в пять лет уже шпарит Бунина наизусть»

Во-первых, шпарить что-то наизусть — это не про умение читать, а про память и упорную бабушку. Во-вторых, умение читать в раннем возрасте — вообще не показатель. Ни ума, ни способности к обучению, ни тем более ваших родительских навыков.



Кадр из мультсериала «Маша и Медведь»

Так что взяли детей подмышку — и на площадку. Если самим невмочь — наймите Мальвину лет 13, пусть пасёт и реализовывает свои учительские потребности. Только не тащите бедолагу на подготовку к школе. Ему и так это счастье потом на 11 лет.


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Елена Захарова

А дома доча рисует много рисует- очень любит. Лепит, танцет, очень любит наряжаться.

Пожаловаться
Елена Захарова

Ну, вот, я не нагружаю свою дочь, все в удовольствие. Развиваю сама. Ходит в сад в старшую группу( начнут заниматься с логопедом-вся группа — будут с сентября учиться складывать слоги и читать их. Как сказала воспитательница, то к концу подготовительной группы детки будут бугло читать).

Пожаловаться
Ксения

Как говорила заслуженный педагог в нашей школе: один в 5 лет готов сесть за парту, а другой никогда готов не будет!!! Если ребенок спокойный и усидчивый, то смысла нет таскать его на подготовку к школе… в противном случае его просто необходимо готовить, иначе придется клеем к стулу приклеивать...

Пожаловаться
Ромашка

Согласна, у детей должно быть беззаботное детство, насидятся ещё за партами. У нас родственник в 1,5 года начал ходить в школу раннего развития — в неполные два года все горды его знаниями нескольких английских слов, нескольких букв и цифр, но никого не смущает что и в штаны (а не в горшок) он также управно ходит!

Пожаловаться
Людмила Ефремова
Игры это прекрасно. И это присутствует. Но, все же подготовка к школе это нужно сейчас, как ни крути. Ну, не с 5ти. С 6ти лет уже пора посещать педагога. Как в плане логопеда, если у кого-то проблемы с речью. Так и в плане именно подготовки к школе. Не у всех родителей есть время, да и даже просто терпения донести что-то до ребенка. Потом не знаешь, как лучше и с чего начать. Поэтому проще сводить раз, 2 в неделю к училке, как и сделала моя коллега. Занятие час. Объясняется материал. Дается задание. Родители с ребенком делают его. Учитель проверяет. И так по кругу. И все довольны. Ну, деньги правда… Ну, хочешь сэкономить — развивай педагогический талант. )) вообщим, делу время, а потехи час. Усидчивость и какой- то интерес к обучению тоже надо развивать. А то бегал бегал всю дорогу и тут бац на тебя по 6 уроков каждый день. + сейчас обязательные часы доп. щанятий — кружков. Это точно будет стресс для ребенка. А со второго класса еще и английский…
Пожаловаться
Ромашка
Людмила Ефремова 

Дети идут в школу, чтобы их там учили и во многих странах нет подготовки как таковой, да и система образования построена совсем иначе, где мамочки не ждут с ужасом первого сентября (или что там у них)! Но к нашим системам это не относится — постоянная погоня, кто лучше, кто больше знает...(((