Марина Озерова (магистр общей педагогики, специализирующийся на детской психологии и детском развитии, практикующий методист и психолог с многолетним стажем, руководитель и преподаватель творческих кружков, мать троих детей)
Образы, запечатлённые в детстве, имеют шанс стать эталонами
Считается, что 80% воспринимаемой нами (взрослыми) информации поступает через зрительный канал восприятия. Мы воспринимаем те предметы, которые попадают в поле нашего зрения, без выбора по качественным или иным характеристикам. Каждое изображение, спроецированное на сетчатку глаза, попадает для «обработки» в мозг.Что это значит? Любой образ, запечатленный ребенком, отправляется в мозг. Кроме того, восприятие опирается на прошлый опыт. То есть, в детстве создаются «сенсорные эталоны», которые потом «помогают» воспринимать предметы. Значит, те образы, которые хорошо запечатлелись в детстве, имеют шанс быть эталонами.
Образы — это очень важные элементы любой культуры.
Ребенка должны окружать положительные образы.Это, по-моему, нормально — ведь мир для ребенка должен быть дружелюбен. К тому же, я стараюсь не вносить в дом образов, несущих отрицательную энергию. И это касается любых вещей, а не только детских игрушек. Я уверена, что неспроста наши предки предавали такое огромное значение образам настоящих существ или людей, и верили, что образы несут определенную силу. Правила и законы семьи одинаковы для всех. Например, если мне или мужу кто-то захочет подарить сувенирного чертика — буду действовать по обстоятельствам, в зависимости от того, насколько я знакома с этим дарителем(сразу не возьму и объясню; возьму и вежливо поблагодарю, потом куда-нибудь сплавлю, и т.п., но в дом он не попадет). Почему детские игрушки должны быть исключением? Ребенок тоже соблюдает законы семьи.Нет, это не суеверие, это серьезное отношение к важным вещам.
Конечно, довольно неприятно, если вещь, недопустимая в вашем доме — подарок. Но если это близкие люди, и они прекрасно знают о ваших убеждениях, то разве можно поверить, что это подарок — от чистого сердца? У меня знакомая семья, ортодоксальные иудеи — я не пойду к ним в гости с беконом к столу! Это вопрос вежливости. И если человек, прекрасно зная, что вам и вашему ребенку вот это не нужно, продолжает упорно приобретать именно это — здесь, мне кажется, уместно вежливо отказаться от «подарка», поскольку подарком и вообще приятным событием это быть не может, а показывает желание человека «переспорить».
Вопрос воспитания — уметь определять свои желания, а не идти «как все»
Думать, что если мы не купим ребенку вот эту игрушку (спайдермена, братц, барби, нинзя...), то он будет лишен всего на всю жизнь — извините, но мы не можем обеспечить ребенка ВСЕМ, что существует на данный момент в мире! Опять же — существуют законы семьи. Ни я, ни муж, не скупаем всё, что видим. Почему ребенок должен просить всё, что увидел? К тому же, очень часто желание «хочу такое же, как у Пети» является не своим собственным, и бывает так, что ребёнку необходим только факт покупки вещи, как у кого-то, а сама вещь остается невостребованной, или покупается только для демонстрации этому самому Пете. Мне кажется, это вопрос воспитания — уметь определять свои желания, а не идти «как все», и начинается все с мелочей.
Позицию «дать попробовать всё» лично я не поддерживаю, мне кажется, оно может слишком далеко завести. И говорить «если он не попробует, то захочет» и «запретный плод сладок» лично я не могу, о чем-то в нашем мире лучше знать понаслышке, а не на собственном опыте, и, конечно, существуют границы. Я бы не хотела, чтобы мои дети перепробовали ВСЁ, что предлагает современный мир. Жажда не остаться обделенным и не упустить что-то — на мой взгляд, характеризует слабого человека. Я думаю, что эта позиция закладывается в раннем возрасте, а не тогда, когда человек самостоятельно выходит в общество. К тому же, многие вещи могут встречаться где угодно и как угодно, но они не входят в наш дом — опять таки, это касается как взрослых, так и детей.
«Культ ручной работы»
Разумеется, я не за то, чтобы лишить бедных детей игрушек :). И всегда возможна альтернатива. Мне очень нравится идея кукол-принцесс со множеством аксессуаров. Но не нравятся Барби :). Мне кажется, что куда лучше сделать вместе с дочкой куклу-принцессу и пошить ей умопомрачительных нарядов с кринолинами. И мама научится (я не умею :)), и дочка. Ведь если ребенок замечает «у Пети есть это, а у меня нет», ему и правда трудно. А если он замечает «моя мама делает со мной вот это, а твоя?» — это уже другой разговор.Пока ребенок маленький, я стараюсь воспитывать вкус и внедряю «культ ручной работы» :). Все дети, приходящие в гости, нападают на нашу большую корзину с музыкальными инструментами :), облепляют чудесную деревянную лошадку, и т.п. Никто ни разу не спросил, почему у нас нет спайдермена :) (впрочем, большинство наших знакомых живёт с такими же игрушками, без спайдерменов и им подобных). От взрослых зависит очень многое, ведь дети податливы. И если родители переживают — «как же, мой ребенок не проживет без „братц“, ведь они так популярны, они у всех...» — конечно, у ребенка будут комплексы.
Интересное мнение. Но я знаю одну истину — важно не какие у ребенка игрушки и прочее, а важно сколько внимания вы уделяете ребенку (сколько своего времени проводите с ним в плане прививания и развития собственного я). У меня возможно потому что и рано, незнаю, но дочке ненужны ничьи игрушки и все подаренные даже у нее и говорящие валяются и не прикасается к ним даже. Точно так же с киндер-сюрпризами. В детстве ей говорили что хочешь — купим и покупали все что хотела, однако этот интерес оч быстро пропадает, когда ребенок понимает что важнее общение, игры активные и развитие, рисование и прочее. И стали ненужными никакие разукрашки даже, никакие киндеры и игрушки в магазинах еще года в 1,5-2. Лишь очень редко когда что-то попросит и то будет не потому что у кого-то или в магазине увидит, а просто хочу велосипед — кататься и все равно какой. Хочу на коньках кататься и с детьми общаться и на развивашки ходить и на танцы, а если и игрушки требовались что оооочень редко — то это или типа конструктора какие-то магнитного или просто кубики и из них что угодно, или же вот конкретных зайцев двух попросила за все время и только с ними и играет, хотя с 1,5 до 3.5 лет прошло уже немало времени. Купает ежедневно, качает, пеленает, спать укладывает, кормит и всегда везде с собой берет! И делится ими с другими детьми без вопросов. И никакие игрушки, что у других детей не просит никогда. Даже планшет, игры на планшете и компьютере ненужны — потому что всегда это разрешалось и был доступ, посмотрела что это — стало неинтересно и куда веселее играть в мячик просто или скакалку или кататься на мяче для фитбола и строить себе домики в шкафчиках или еще где. Ну и живую игрушку попросила не какую-нибудь, а морскую свинку, ее можно брать на ручки и гладить, и ухаживает и наглаживает ее ежедневно в течение уже 2 мес, и разговаривает с ней (а морская свинка свистит отвечает))).
Аня, возьмите меня в друзья! Второй день взахлеб читаю статьи из Вашего журнала. Искала продолжение книги Озеровой и нашла Ваш журнал) Перечитала не только их, многое близко. Очень хочу получать от Вас приглашения на подобные статьи)
С удовольствием! Добро пожаловать🙂
Если честно, я не смотрела этот мультик) Но, думаю, в рамках этой статьи этот персонаж был приведён в качестве примера по поводу тенденции «у Пети есть это, а у меня нет»
Поясню. Плох тем что его нет в реальности. Это персонаж-иллюзия, он уводит из жизни в небытие.
+1 вот мне тоже почему-то так кажется — я про более удачные и гармоничные способы развития фантазии
Мы все потом отчитываемся перед Богом, как мы вырастили доверенную нам душу/души.
да, согласна,«уродских » игрушек море и мультики тоже «тупые» и агрессивные исключаются из просмотра… акцентирую внимание на наших советских)
Супер! Вот чтобы и я хотела бы написать.
У нас нет ни одного урода или робота или оружия дома. Мультики точно также проходят мою личную цензуру!
Согласна=) я всеми руками и ногами ЗА игрушки ручной работы, ну ты знаешь ;) хотя у нас дома ест и множество других, которые я часто убираю подальше и достаю через время. Хватает и не на долго, например касса, кукольная мебель, кукла говорящая и др интерактивные игрухи.