Добрый вечер, сегодня хотелось бы с вами поговорить о развитии речи детей. В ваше время становится все больше детей с нарушениями речи, которым требуется помощь и коррекции со стороны специалистов. И наиболее часто задаваемые вопросы родителей при первых посещениях логопеда: как долго необходимо ходить к логопеду? Сколько занятий понадобится и когда появится результат? Дать точный ответ на эти вопрос ы не сможет ни один специалист, независимо от его уровня знаний и опыта работы. Я кратко опишу ряд факторов, от которых зависит эффективность и темп коррекционной работы.
Хочу отметить, что логопедические занятия по коррекции речи – это совместный труд логопеда, ребенка и родителей. Конечно, очень многое зависит от ребенка, от его уровня развития, от психологических и физических особенностей. У детей нередко, ввиду возрастных особенностей, наблюдается замкнутость, скованность, боязнь встречи с незнакомым человеком. В таких ситуациях логопеду потребуется больше времени, чтобы установить контакт и доверительные отношения с малышом, чтобы ребенок смог адаптироваться и ходил на занятия с интересом. Продолжительность занятия ввиду этого будет увеличена.
Второе, эффективность работы зависит от уровня развития произвольного внимания, памяти и мыслительных операций ребенка.
Третьим фактором, влияющим на эффективность работы, является регулярность посещения логопедических занятий. Иногда в разговорах с родителями я слышу о том, что они ходили к логопеду год, а в процессе выясняется, что за год они посетили всего 20 занятий. Это нерегулярное посещение и те навыки, которые ребенок получил на занятиях, просто будут утрачены. Логопедические занятия чаще всего проводятся в форме игры, для того, чтобы заинтересовать ребенка. Но в процессе игры ребенок получает новые умения, знания и навыки, помогающие в освоении речи. Если ребенок посещает занятия нерегулярно, данные навыки теряются и не получают свое развитие. Возможно ли скорректировать и подтянуть фигуру, посещая спорт зал 1 раз в неделю? Конечно, нет. Тоже самое и с логопедическими тренировками. Оптимальное число посещений 3 раза в неделю, т.е. через день. Минимальное количество – 2 раза в неделю. Ребенок может посещать логопеда 1 раз в неделю, но уже на завершающем этапе обучения – введение звука в повседневную речь.
Четвертый фактор, обеспечивающий успешность работы – участие родителей в процессе коррекции. Коррекционная работа даже с самым лучшим специалистом не принесет результата, если родители не будут регулярно заниматься с ребенком в повседневной жизни. Ведь коррекция звукопроизношения у ребенка – это формирование нового безусловного рефлекса. Здесь хочется отметить, навык говорить лучше формируется, если подкрепляется с положительными эмоциями, впечатлениями и настроением. Родителям не стоит принуждать ребенка к занятиям. От принуждения пользы не будет никакой. Все обучение должно проводиться как игра.
Пятое. Не требуйте от своего ребенка больше, чем он может. Иногда сталкиваюсь с неадекватной реакцией мам и пап на отклонения в звукопроизношении своих детей. Многих, например, беспокоит, что их трехлетний ребенок не рычит. Если среди вас есть такие родители, то спешу вас успокоить. Помимо всего прочего, звуки имеют свои этапы формирования. Первыми, в возрасте до 2 лет, формируются звуки «б», «п», «м». В 3 года начинают формироваться свистящие и шипящие звуки. И только после 4 формируется звук «р» и «л». Окончательно формируется звукопроизношение лишь к 5 годам. Хотя не стоит забывать, что каждый ребенок особенный и имеет свой план развития. Есть еще одна группа родителей, которая задается вопросом, а стоит ли вообще проводить коррекционную работу. К примеру, иногда звук «р» у ребенка имеет горловое произношение. Родители в восторге, говорят, что их ребенок разговаривает на французский манер. Уважаемые взрослые, мы с вами живем в России. Более того, вы не можете предположить, чем подобное может обернуться в будущем. В школе дети часто смеются над одноклассниками, которые имеют отклонения в звукопроизношении. А ведь каждый из нас хочет, чтобы его ребенок был самым счастливым и не подвергался насмешкам.
Шестое. Физиологические дефекты. Среди них легче всего исправить дислалию. При простой дислалии может потребоваться от нескольких до 10 занятий, при сложной дислалии, может уйти до 3-х месяцев регулярной коррекционной работы. При условии контроля со стороны родителей.
Иногда наблюдается нарушение речи вследствие нарушения фонематического слуха – ребенок не различает близкие по произношению звуки. Фонематический слух формируется до 6 лет, поэтому необходимо вовремя обратить на это внимание и провести коррекционную работу. Занятия проводятся по сроку от 4 до 6 месяцев.
Есть ряд других логопедических диагнозов, описание которых вы можете найти на просторах интернета, и каждый из них имеет свои сроки исправления при влиянии определенных факторов.
Хочу завершить статью ответом на еще один частый вопрос родителей: можно ли дома самостоятельно поставить ребенку звук без логопеда? Ответ «нет», так как иногда не специалист не может определить причину неправильного произношения, или родитель сам неверно произносит звук, артикуляция в этом случае будет нарушена. Для диагностики и коррекционной работы лучше обратиться за помощью к специалисту.
Спасибо за внимание!
Но как же сложно найти хорошего логопеда, особенно ребёнку с шилом в попе, которого сложно усадить и заставить что-то делать(((
Нам пока не везёт как-то(
Пробовали с частными заниматься, не помню уже сколько их было, все остальные отфутболивали сначала до 2-х, потом до 3-х, потом до 4-х, в итоге прошли 7 кругов Ада и получили перевод в лого сад, посмотрим, что там
Гиперактивность и зрр
????
Отличный пост ?
Конечно сложно представить себе Путина с таким р или другую публичную личность, но все же не думаю, что это прям трагедия такое р.
Могу поспорить. Из личного опыта тоже. Знаю многих девушек, кого именно такое рррр отталкивает раз и навсегда.