Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был умным. Малышу всего несколько дней, а мама и папа уже пристально вглядываются в его глаза, пытаясь угадать в них проблески разума. Но природа устроила так, что мышление начинает развиваться позже многих других психических функций. Сначала ребенок должен накопить какое-то количество знаний и умений, а потом уже учиться ими управлять.

0-2,5 МЕСЯЦАПсихические действияребенка в основном спонтанны, не связаны друг с другом, интеллект почти ни в чем себя не проявляет.

3-6 МЕСЯЦЕВПоведение становится целенаправленным. Например, ребенок настойчиво пытается дотянуться до интересующего его предмета, привлечь к себе внимание взрослых. Появилось ожидание многократно повторяющихся событий. Так, вид бутылочки может вызвать у ребенка уверенность, что его будут кормить, и т.д.

6-12 МЕСЯЦЕВЭто время «включения» рабочей памяти. Теперь исчезнувшие из поля зрения предметы или люди продолжают существовать для ребенка, остаются для него желанными. Поэтому одна из любимых игр — «прятки». Другое достижение — появление возможности подражать движениям и действиям взрослых. И еще одно важное событие, от которого зависит многократное повышение эффективности мышления — это начало понимания слов.

1-1,5 ГОДАБолее зрелые рабочая память, зрительное и слуховое восприятие, произвольные движения дают возможность управлять целыми процессами, состоящими из 2-3 повторяющихся действий. Дети учатся есть ложкой, строить башню из кубиков, вставлять фигурные блоки в соответствующие пазы, повторять бытовые действия с предметами и т.п. Характерно, что эта активность контролируется ребенком — после отвлечения он продолжает начатое, исправляет допущенные ошибки и неточности. В это же время появляется чувство юмора.

1,5-3 ГОДА У ребенка увеличивается количество знаний, навыков, словарный запас и объем рабочей памяти. В результате мыслительные процессы приобретают новое качество. Осознание себя и окружающих порождает ролевые игры. Например, ребенок представляет себя в роли «мамы» или «папы» и начинает что-то делать «понарошку»: готовить еду, водить машину, ходить в магазин. Успешно развивается непосредственная целенаправленная деятельность — он уже может сам одеться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), правильно использует вилку и ложку, строит сооружения из кубиков. К концу третьего года с ним можно поговорить на некоторые темы: о нем, о его близких, об игрушках. Он понимает значение нескольких предлогов, правильно относит предметы к некоторым классам (" еда ", " одежда", «животные»), имеет представление о людях разного пола, возраста и профессий. В лексике и грамматике он ориентируется настолько, что иногда сам придумывает новые слова.

Название реакции

Приблизительный возраст появления реакции

Настойчиво пытается что-либо достать.

5 мес

После отвлечения возвращает взгляд на то место, где было лицо человека или предмет

9 мес

Играет в «прятки» — либо ищет, либо прячется, ожидая реакции взрослого (реагирует, когда он нашел или его нашли).

1 год

Достает предметы из коробки.

1 год

Смотрит на предмет, на который указывает или смотрит взрослый.

1 год

Пользуется указательным жестом

1 год

Долго наблюдает за бытовыми действиями взрослых.

1 год

Находит спрятанную игрушку под одним покрывалом из трех, если она была спрятана у него на глазах.

1 год

Запоминает местонахождение предметов, которые на несколько минут были выпущены из поля зрения.

1 год

Понимает (смеется), когда взрослые ведут себя, как маленькие, или совершают странные действия.

1 год 1 мес

Кладет предмет в коробочку и смотрит в нее.

1 год 1 мес

Совершает действия с предметами (расческой, ложкой, телефоном, пультом от телевизора, машинкой и т.д.) в соответствии с их функциональным назначением.

1 год 3 мес

Находит спрятанную игрушку под одним покрывалом из четырех, если она была спрятана у него на глазах.

1 год 4 мес

Вытягивает за веревочку спрятанный предмет.

1 год 4 мес

Показывает 3-5 частей тела на себе.

1 год 4 мес

Показывает 3-5 частей тела на кукле

1 год 4 мес

Складывает все (6-8) кубики в коробочку.

1 год 5 мес

Строит башню из 3-4 кубиков

1 год 5 мес

Выполняет простые просьбы (что-то знакомое найти, выбрать, принести).

1 год 6 мес

Обращается (жестами, словом) к помощи взрослого, если что-то не получается.

1 год 6 мес

Вставляет фигурные блоки в отверстия соответствующей формы

1 год 8 мес

Воспроизводит бытовые действия с предметами по памяти, возможно, через несколько часов после наблюдения. Например, подметает пол, складывает белье в стиральную машину и т.п.

1 год 8 мес

Понимает 2 предлога расположения («в», «на», «под» или другие).

2 года

Убирает предметы на свои места.

2 года

Сортирует предметы (яблоко — морковь, машинка — мячик и т.п.). Раскладывает предметы двух видов в две разные коробочки

2 года 2 мес

Строит «мостик» из трех кубиков после показа.

2 года 2 мес

Играет в кого-либо

2 года 2 мес

По просьбе находит 2-3 картинки или предмета из 4-6, относящиеся к определенным классам («цветочки», «зверюшки» и т.д.)

2 года 2 мес

Среди 5 картинок находит одну «такую же», какую показывает взрослый.

2 года 2 мес

Выбирает из 4-6 предметов или картинок те, которые соответствуют названному признаку. Примеры вопросов: «Покажи, что можно есть?», «Покажи, у кого есть ножки?» и т.п.

2 года 2 мес

«Разговаривает» с игрушками, играет в их общение друг с другом.

2 года 4 мес

Среди 10 картинок находит одну «такую же», какую показывает взрослый.

2 года 4 мес

Выполняет сложные просьбы, состоящие из двух частей. Например: «Покорми Лялю, потом положи ее спать». Взрослый может повторить задание 2-3 раза, но во время его выполнения ребенком подсказывать не следует.

2 года 6 мес

Среди 4-5 предметов находит один, соответствующий его рисунку.

2 года 6 мес

Раскладывает предметы двух цветов в две коробочки, в каждую — одного цвета.

2 года 6 мес

Находит спрятанную игрушку под одним покрывалом из четырех после отвлечения (примерно на 10 секунд), если она была спрятана у него на глазах.

2 года 6 мес

Складывает разрезную картинку (или пазлы) из двух частей.

2 года 6 мес

Раскладывает предметы по величине (большой — маленький) или по цвету в две разные коробочки.

2 года 8 мес

Строит «домик» или другое сооружение из пяти кубиков после показа (кубики не образуют вертикальный или горизонтальный ряд).

2 года 10 мес

Среди 4-5 предметов находит один, соответствующий рисунку его характерной части.

3 года

По просьбе выбирает «один» предмет и «много»

3 года

Задает вопросы «Почему..?»

3 года и старше

Складывает разрезанную картинку из четырех частей.

3 года и старше

Понимает 4 предлога расположения («в», «на», «под», «за»).

3 года и старше

Понимает 1 предлог направления движения («к», «от» и т.п.)

3 года и старше

Складывает разрезанную на 6-7 частей картинку человека на целой картинке-образце.

3 года и старше

А.М.Казьмин, Л.В.Казьмина

«Дневник развития ребенка от рождения до трех лет». 2001 год



Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества