Тема приучения ребенка к горшку беспокоит практически каждую маму. «Моему сыну уже 2 года, а он до сих пор не ходит на горшок», «Почему ребенок игнорирует горшок?» — пестрят вопросами форумы, на которых родители пытаются найти ответы. Переживания, как правило, подогреваются рассказами знакомых мам о довольно ранних успехах их детей в освоении «туалетного навыка».
Ранние «подвиги» других детей, а также недоумевающие взгляды бабушек («Как, ваша дочь до сих пор писает в штаны?») нередко приводят к тому, что родители начинают форсировать процесс приучения ребенка к горшку и настойчиво навязывают «пластмассового друга», дабы достичь результатов в освоении горшка к определенному возрасту. Признаюсь честно, я и сама сначала попалась в эту ловушку, слишком активно взявшись за приучение дочери к туалету. И только тщательное изучение этой темы помогло мне вовремя остановиться.
В этой статье я хочу рассказать про наш опыт освоения «горшечного навыка», про допущенные мною ошибки и их исправление, ну и, конечно, рассказать немного теории, которую лучше всего прочитать вовремя, еще до того, как горшок появится в вашем доме. В таком случае многих ошибок удастся избежать.
Когда приучать ребенка к горшку?
Если в США и странах ЕС родители даже не задумываются о горшке раньше 2-летнего возраста, то в России же наоборот принято форсировать процесс приучения. Достаточно просто посмотреть на популярность в сети статей вроде «приучить ребенка к горшку за 3 дня» или «как приучить ребенка к горшку в 1 год», как сомнений не остается.
Как ни странно, но практика показывает, что ребенок, которого начали приучать к туалету еще до года, начинает контролировать процесс мочеиспускания примерно в том же возрасте, что и ребенок, который познакомился с горшком в 1,5-2 года.
Дело в том, что контролировать свои выделения ребенок может научиться только тогда, когда его организм достигнет определенной физиологической зрелости.
И происходит это ближе к 2 годам (точные сроки у всех индивидуальны).
А как же соседский ребенок, который, по словам его мамы, начал ходить на горшок в год? Действительно, многим родителям удается добиться некоторых результатов еще до 1,5 лет. Однако каким образом это происходит? Постоянно усаживая дитя на горшок и повторяя «пись-пись», родители добиваются того, что ребенок начинает связывать опорожнение мочевого пузыря с заветными словами, иначе говоря, вырабатывается условный рефлекс. На самом деле, если повторять эти операции долго и упорно, добиться выработки такого рефлекса совсем несложно. Вопрос только в том, действительно ли это то, что нам нужно? Ведь ребенок должен научиться опорожнять мочевой пузырь вовсе не в ответ на кодовые слова, а в ответ на свое ощущение, что мочевой пузырь наполнен. Кроме этого, ему нужно еще и научиться сдерживать процесс выделения и сообщить маме о своем желании (или самостоятельно справить нужду). Чтобы это случилось, нервная система ребенка должна СОЗРЕТЬ!
Сколь бы ни были активны воспитатели, все успехи, которых они добились до 1,5 лет, будут временны. Примерно в 1,5 года дети, приученные делать «пись-пись», ни с того, ни с сего перестают беспрекословно подчиняться и начинают выгибаться при виде горшка. Дело в том, что в этом возрасте у детей начинается этап формирования того самого сознательного контроля над выделениями. Они уже не могут делать «пись-пись» по заказу! Поэтому и протестуют. Встревоженные родители изо всех сил пытаются вернуть былые успехи: силой усаживают на горшок, ругают за мокрые штанишки, но все напрасно. Взаимное раздражение нарастает, ребенок начинает негативно относиться ко всей этой «туалетной теме» и может даже специально справлять нужду не в том месте, где того требуют родственники.
Итак, с какого же возраста приучать ребенка к горшку? Принимая решение, нужно помнить, что чем раньше вы начнете, тем больше усилий будет потрачено и тем больше вероятность взаимных обид и разочарований.
Поэтому, если вы готовы к неспешному, постепенному привыканию, то начинать нужно где-то в диапазонеот 1 до 1,5 лет (но только в этом случае наберитесь терпения). Если хотите, чтобы процесс прошел более стремительно, то не стоит беспокоить ребенка раньше 1,5-2 лет.
Специалисты называют следующие физиологические нормы:
- Естественное формирование навыка контроля над выделениями начинается после года и постепенно совершенствуется в течение второго года жизни.
- Более-менее устойчивые навыки пользования горшком формируются примерно в 1 год 10 месяцев – 2,5 года.
- Стойкие рефлексы появляются к трем годам.
Также полезно знать следующие признаки готовности организма ребенка:
- Ребенок может оставаться сухим в течение 1,5-2 часов;
- У малыша установился относительно стабильный режим дефекации;
- Ребенку не нравится находиться в мокрых (грязных) штанишках или подгузниках;
- Кроха может сообщить родителям о своем желании сходить в туалет (любым способом – кряхтением, жестами, словами).
Как приучить ребенка к горшку? Методика
- Отказываемся от подгузников
Если до сих пор ваш малыш все время проводил в подгузниках, то теперь нужно будет от них отказаться (исключениями могут быть прогулка в холодное время года, поездка в транспорте, поход в гости, время сна). Это необходимо для того, чтобы малыш установил четкую взаимосвязь между позывами в туалет и результатом (мокрыми штанишками), а также почувствовал дискомфорт, возникающий вследствие этого.
- Знакомимся с горшком
Первое время предлагайте сходить в туалет только в моменты, когда вероятность успеха максимальна – после сна, после еды, а также когда очевидны изменения в поведении ребенка – он замирает, напрягается, кряхтит. Главное, не настаивайте и не предлагайте горшок слишком часто! Объясняйте, зачем нужен этот незнакомый предмет и подчеркивайте преимущества его использования – «Вот, и попка чистенькая осталась, и штанишки сухие».
Замечательно, если кроха будет видеть на примере старших детей или взрослых, как и куда справляется нужда. Можно также приводить в пример какого-нибудь любимого персонажа. Ведь совершенно невозможно представить в подгузниках, например, крокодила Гену.
- Хвалим и не критикуем!
Если высаживание на горшок прошло успешно, обязательно похвалите малыша. Про критику неудач нужно забыть совершенно! Да, это нелегко. По себе я отлично знаю, что это первая приходящая на ум реакция при виде очередных мокрых штанов (ведь целый день уже прошел без промахов!), но все-таки нужно постараться. Можно сказать что-то вроде «Ой, МЫ забыли, что у нас есть горшок. В следующий раз обязательно им воспользуемся». Но опять же, не стоит занудно повторять это каждый раз.
Также никогда не сравнивайте ребенка в укорительной манере с другими детьми («Вот Вася младше тебя, а уже давно в штанишки не писает»). Любое давление способствует исключительно негативному отношению малыша к этой болезненной теме, протесту с его стороны.
- Набираемся терпения
Естественно, вам хочется, чтобы малыш как можно быстрее начал сам ходить в туалет. Однако чудес не бывает. И что бы там не обещали методики вроде «Как приучить малыша к горшку за 3 дня», в столь короткие сроки научить ребенка ходить на горшок абсолютно без промахов, да чтоб он еще и сам просился, вряд ли выйдет.
После первого знакомства с горшком наступает довольно длинный этап (чем раньше вы начнете, тем длиннее он будет), когда кроха может делать свои дела то в положенное место, то мимо, и здесь самая главная задача – научиться реагировать спокойно на промахи. Просто не замечать их. Но активно хвалить за удачи.
Иногда даже кажется, что ребенок специально издевается. Например, когда сидя на диване и делая свои дела, он задумчиво сообщает всем «Я писаю!». Однако малыш делает это вовсе не из злого умысла, просто ему нужно некоторое время, чтобы научиться распознавать сигналы, которые предшествуют самому событию.
Бывают случаи, когда у ребенка, который вроде бы совсем уже обучился горшечной науке, случаются «аварии». Как правило, это происходит когда малыш болеет, находится в чужой обстановке / в гостях, стесняется попроситься при незнакомых людях или просто слишком увлекается игрой. Расстраивается как обычно не стоит, это совершенно нормальная ситуация, число подобных «аварий» будет постепенно сокращаться, пока, наконец, не сойдет на «нет».
То же самое касается и ночного сна. Малыш, научившийся пользоваться горшком в течение дня, может еще некоторое время писаться в постель. Освоение ночного горшка происходит несколько позже.
Возможные трудности
К сожалению, иногда случается так, что освоение туалетной науки превращается в настоящую войну. Малыш начинает изо всех сил сопротивляться, выгибаться при виде горшка, а порой даже доходит до того, что он намеренно начинает сдерживать выделения и справлять нужду в неположенном месте. У всего этого может быть только одна причина и, как бы ни было неприятно это осознавать, эта причина не в ребенке. Корень проблемы кроется в излишнем давлении, которое оказывают родители на ребенка. Насильственное усаживание, постоянные укоры за промахи – все это крайне отрицательно сказывается на отношении малыша к горшку. А так как акты выделения – одна из первых сфер, которые становятся подконтрольны малышу, то при нарушенных отношениях с родителями он использует эту власть как средство борьбы.
Еще более опасная ошибка, которой следует избегать – эксплуатация чувства стыда ребенка. Некоторые родители начинают публично стыдить малыша, выставлять напоказ его промахи. Но поскольку навыки контроля над выделениями приобретаются только при определенной физиологической зрелости организма, то и повлиять на них с помощью публичных унижений маленького человека нельзя! А вот нанести малышу психологическую травму можно. Психологи утверждают, что если часто и грубо провоцировать у ребенка переживания стыда, то впоследствии, уже став взрослым, такой человек будет склонен к болезненной застенчивости, страху публичных действий, страху демонстрировать себя вообще.
Во всех этих ситуациях только один выход – отстать от ребенка, забыть о горшке на 1-2 месяца. Ну а, вновь вернувшись к нему, забыть о какой-либо критике!
Еще несколько советов
- По нашему опыту я заметила, что если обращать внимание на все действия, сопутствующие посещению горшка, то это делает процесс гораздо более интересным для малыша. Так, если уделять внимание тому, где стоит горшок, как его открыть, как закрыть, как снять и надеть трусики, куда вылить содержимое горшка, как поставить его на место, то все это мероприятие превратится в настоящую игру. Ну а если унитаз разрешить сдернуть, так это вообще счастье
- Для первоначального привлечения интереса к новому «пластмассовому другу» можно сажать на него любимую игрушку малыша. А еще игрушка может как-то смешно и неправильно использовать горшок, тогда мама с малышом объяснят ему, как надо. Также можно завести какую-то яркую красивую книжку специально для походов в туалет. Однако во всем должна быть мера, поэтому не стоит подолгу сидеть на горшке, устраивая спектакли и перечитывая весь запас литературы. Мы частенько смотрели на горшке, стоило только пару раз показать их дочери, как при последующих посещениях она стала сама требовать показов.
- Горшок не должен быть холодным, слишком высоким или слишком широким, чтобы не вызывать неприятных ощущений у маленького пользователя.
- Поставьте горшок так, чтобы он был в пределах досягаемости малыша. Он будет очень горд собой, если сможет самостоятельно с ним справиться.
- Знакомить малыша с горшком стоит днем, когда он в сознании и силах. И отставить туалетного друга подальше, если ребенок болен или возбужден, испытывает какой-то стресс.
Наш опыт
Хоть я и стараюсь, прежде чем что-то делать с ребенком, хорошенько изучить вопрос, с горшком у нас почему-то все вышло несколько иначе. Вероятно, понадеявшись на естественность самого процесса, первоначально я несколько халатно отнеслась к «горшечной теме» и не подготовилась как следует. В результате чего наделала ошибок, но к счастью вовремя спохватилась.
Итак, приступили к процессу мы довольно рано – в 9 месяцев. Сначала все пошло у нас хорошо, и даже отлично. Тасе горшок понравился, когда я сажала ее, она воспринимала это совершенно нормально и делала то, что полагается в таких случаях. Частенько по просьбе дочери мы просматривали на горшке https://jili-blog.ru/metodika-rannego-razvitiya-glena-domana-skachat-kartochki-domana.html. Ближе к году я показала Тасе, как и куда выливать содержимое горшка, и его посещение заиграло новыми красками
Но все изменилось примерно в 1 год 4 месяца. Уже потом, спустя какое-то время, я узнала, что примерно в этом возрасте у детей начинается постепенное формирование сознательной реакции на наполнение мочевого пузыря вместо условного рефлекса на «пись-пись» (см. выше). Но тогда это было мне неизвестно, ведь ослепленная успехом первых месяцев использования горшка, я не слишком торопилась ознакомиться с мнениями специалистов на этот счет. Мне было непонятно, почему дочь начала выгибаться, когда я предлагала ей старого друга.
Очень скоро протест Таисии начал сильно меня расстраивать, я пыталась применять различные уловки, чтобы заманить дочь на горшок. После «аварий» приговаривала что-то вроде «Как же так, ты же уже большая». Мне стал видеться какой-то злой умысел со стороны дочери – казалось, что она специально игнорирует горшок, хотя прекрасно понимает, для чего он нужен. Напряжение по поводу туалетной темы нарастало, тогда то мне и стало ясно, что мы двигаемся не туда. Когда я, наконец, приостановилась и задумалась о своем поведении, стало жутко стыдно. Ведь я всегда старалась, чтобы наше воспитание базировалось на принципах свободы, почему сейчас я давлю на дочь?
Тогда и было принято решение – отстать от дочери. Я исключила всяческую критику и мало-мальское давление, и только хвалила за успехи. В литературе пишут, что нужно забыть о горшке на 1-2 месяца, на практике же нам хватило пары дней, чтобы снять напряжение вокруг этой темы. Как только я отстала от дочери, практически сразу пропали протесты с ее стороны, все чаще Таисия стала по собственной инициативе устраивать встречи с горшком.
Конечно, мы не сразу распрощались с мокрыми штанами, «аварии» все же случались время от времени. И если явный прогресс в контроле над мочеиспусканием начался у дочери в 2 года с небольшим, то полностью процесс овладения горшком завершился к 2,5 годам, к этому времени число «аварий» полностью сошло на «нет».
В заключение хочется сказать: не давите на своих детей! Не ругайте, если они вдруг вовремя не успели дойти до горшка. Любая критика только негативно скажется на желании общаться с горшком! Рано или поздно малыш все равно научится ходить на горшок (согласитесь, вряд ли вам встречался 4-летний ребенок, который писается в штаны), а вот с каким настроением пройдет процесс привыкания, зависит от вас!
Буду рада, если вы поделитесь своим опытом в этой деликатной теме. Пишите!
Искренне ваша,
мы как то начали осваивать горшок и бросили потому что зима иначал ребенок к памперсам протестовать голышом бегать.С весны досканально начнем отказ.Зимой тяжело приучить потому что после горшка тяжело одеть трусишки и штанишки да и сохнет зимой все хуже.Бабушки в панике не знает горшок меня больше это напрягает.Мы его знаем периодически сам просится сидит не всегда с результатом, но не боится.Носильно не усаживаю.Всему свое время.И ложку мы не держим по настроению сильно крутиться все по столу, но не в рот.Меня это не напрягает по настроению если он сам хочет самостоятельно ложкой работать помогаю и не настаиваю.Если он 5 мин за столом как он научиться есть сам.Все придет и я это знаю..
Вот уже завет на горшок чтоб подгуз снять.Если удачно выносим вместе и помогаю одеться.По весне полностью отказ от подгузов и будет мокрый лучше чувствовать все.