ПОСМЕРТНАЯ ПОМОЩЬ ВЛАДЫКИ
Господь взял к себе нашего Владыку Сергия. Но по письмам, присылаемым из Новосибирска, я постоянно чувствую, что Владыка не ушел, не покинул своей паствы. Его молитвы направляют духовную жизнь любящих его, даже тех, которые при жизни Владыки были лично с ним незнакомы. Но они не раз слышали его слова в храмах и с экрана телевизора, видели Владыку на богослужениях, получали его благословения.
Благоговейная память о пастыре подвизает людей писать трогательные письма мне — его матери. Отрывки из этих писем привожу здесь, надеясь, что это может послужить укреплению веры.
«После долгих раздумий я, наконец, решилась Вам писать о чувствах, пережитых мною по отношению к Вашей семье. Я перечитала не раз Вашу книгу „Под кровом Всевышнего“, и она стала самым лучшим моим другом. Я полюбила всех вас и особенно Владыку Сергия, хотя лично он меня не знал. Время бежит, но чувства мои не проходят: ваша семья стала моей семьей. Вчера я встретила Вас в гимназии. Я звонила туда по делам, и мне сказали: „Матушка Наталья к нам приехала“. Как я летела туда, мне казалось, что автобус ползет, как черепаха! Потом, несмотря на радикулит, бегу, сердце от волнения вот-вот выскочит. Я застала конец беседы. Как хотелось мне Вас обнять, прижаться к Вам, но ведь Вы меня совсем не знаете! Благодарю Господа за встречу, благодарю за то, что был у нас Владыка Сергий. Мы все его очень любили, старались бывать всюду, где он служил. Но ни у кого из нас никогда не было и мысли, что Владыки так скоро не станет с нами. Сначала ушел ко Господу его брат отец Феодор. Мы все переживали это горе как личное, молились за него, за матушку Галину и детей.
После операции я лежала дома. Родители приехали меня навестить и передали, что „умер тот батюшка, портрет которого стоит у тебя“. Я не поверила: „Не может быть, мама, ты что-то путаешь“. Но вечером передали уже по телевидению о кончине епископа Новосибирского. День и ночь слезы текли ручьем… Прошу у Господа прощения, а слезы все равно льются. Льются и по сей день. Еду в часовню, зная, что там будет кто-то из духовенства, желаю хоть что-то узнать. Священник ахнул, увидев меня, а я взмолилась: „Батюшка, неужели правда, что Владыку похоронили в Бердске?“ Он ответил: „Да, теперь можно всегда к нему обратиться, съездить на могилку“.
Тут у меня вдруг возникло радостное чувство: „Он остался с нами!“ Теперь я на любое дело прошу его благословения, езжу на могилу. Бываю в Бердске по делам, но могила Владыки как будто притягивает. Эти чувства не опишешь: все горечи и тревоги отходят, тихая радость наполняет душу, уходить не хочется...»
Владыка Сергий непостижимо для нас влияет на судьбы своих духовных детей, действуя на их души. В одном из писем женщина рассказала мне о чудесной помощи Владыки.
У них в семье было большое горе. В те дни, когда муж был на Сахалине, а мать оставалась дома с детьми, старший сын ушел в тайгу, сказав, что возвращаться не собирается. Не выразить словами переживания матери! Но она молилась. Владыка Сергий с небес пришел к ней на помощь: восемнадцатилетний сын ее, не понимая, что с ним происходит, почувствовал сильную тягу домой и через десять дней вернулся в семью.
Мать правильно рассудила, ибо поняла, что Владыка не останется равнодушным к ее горю и незримо повлияет на сына. Ведь Владыка так любил свою родную мать! Потому он и другим матерям сочувствует. Так пусть же через молитвы его утрутся слезы многих матерей.
МАТЬ И СЫН
В октябре минул год со дня кончины Преосвященнейшего епископа Сергия. Поклониться бердской могиле тогда приезжал человек, чье сердце нерасторжимыми узами привязано ныне к нашей сибирской земле — мать Владыки, Наталья Николаевна Соколова. Пробыла она в Новосибирске лишь неделю, но многих любивших и чтивших Владыку смогла принять, утешить и обогреть. Посчастливилось беседовать с матушкой Натальей и мне.
«Как сыночек мой здесь косточками своими лег, все вы, новосибирцы, мне родными стали»
(Из письма Н. Н. Соколовой)
Знакомство с Натальей Николаевной началось у меня заочно. Прочитав ее книгу «Под кровом Всевышнего», все хотела я написать автору письмо со словами благодарности, — так правдиво и трогательно описала матушка Наталья жизнь своей семьи. Но духу вступить в личный диалог у меня не хватало. Пока однажды моя знакомая раба Божия Галина не протянула мне после службы на родительскую субботу стопку писем, в основном, прихожанам Вознесенского кафедрального собора. Я было стала отнекиваться — мол, не мне адресованы, но Галина меня убедила прочесть эту корреспонденцию. Оказывается, Наталья Николаевна после кончины Владыки ведет оживленную переписку с Новосибирском. Письма ее, содержащие бездну доброжелательности, мудрости, ксерокопируются, переписываются не один раз и находят читателей во многих уголках нашей епархии. Часто Наталья Николаевна начинает со слов: «Родная моя!..» Сколь великое нужно иметь сердце, чтобы, отвечая на множество писем, так тепло, ласково писать вновь и вновь, зачастую незнакомым людям, отвечать на бесконечные вопросы и всем без исключения дарить любовь.
«Прежде всего хотела бы в Новосибирске с мамочками встретиться: крест многочадия — самый тяжкий»
(Из личной беседы)
О воспитании чад Наталья Николаевна может говорить бесконечно, помнит каждую мелочь о своих детях. Называет их только любовно — Симочка, Феденька, Катенька… Сколько скорбей пришлось претерпеть матушке, пока она вырастила их! И потому как осмыслить, понять Промысл Божий об этой женщине? Самое страшное — хоронить своих детей, да еще таких любящих, горячо любимых, Господу благоугодивших. Но в душе Натальи Николаевны нет места ропоту, безысходной тоске. Она говорит, что ей нельзя умирать: столько нужно собрать, обобщить и издать — писем, проповедей, мыслей из духовного наследия ее покойных сыновей. Воистину, величие горя не в слезах, не в печали, не в мрачной тоске. Нужно достойно христианина нести и дальше свой крест. В дни скорбей Наталье Николаевне удалось наполнить свою жизнь еще большим духовным смыслом. Теперь, как никогда, она чувствует близость своих безвременно ушедших родных, у Господа черпает утешение, непрестанно молясь и смиренно за все благодаря. Хочется привести строки из письма матушки:
«Дорогая моя, мне смешно, когда ты меня „сильной“ называешь в письме. Духом и телом я слаба совсем. Расстраиваюсь от искушений, которые кругом, на каждом шагу… Не у меня, так у тех, за кого я переживаю, молюсь… Их горе — мое горе. А телом я слаба: только два килограмма нести могу, а тяжесть подниму — качаюсь, падаю… Вот и езжу с каталочкой на колесиках, правда, по лестнице на станции трудно ее поднимать, в автобус тоже. Ну, кругом люди добрые, попросишь — всегда помогут. А просить машину у знакомых и родных — стесняюсь и боюсь. И время у всех дорого, и бензин… А сколько расшибаются! Так вот сама и ползу тихонько, все меня обгоняют. И на душе часто тоска, часто слезы душат… Только молитвой и утешаюсь, читаю псалмы. И как Господь утешает! Вот приехала из Новосибирска монахиня Мария. Так за мной ухаживала, как никто в жизни моей! Или кто из чад духовных Владыченьки моего приедут и обогреют меня, и чувство — словно сам сыночек в гостях был… А о переживаниях за детей скажу: вручи их, как и всю жизнь свою, Господу Богу. Он их вам дал и еще даст, и властен во всякий час взять их. Принимай дитя и расти для Царствия Божиего. Оно должно начаться в их душеньках здесь, на этой земле. Они будут отцу и маме подражать: так же проявлять настойчивость, так же огорчаться, так же шуметь, так же смиряться, так же молиться… Будь, родная, им примером всегда и во всем… Ты живешь для них, а они тоже будут стараться вас радовать. Любовь жертвенная, доверие, воздержание от излишеств — вот на этом и стройте с батюшкой свое счастье. Оно — в Боге. Когда благодать касается сердца и чувствуешь руку Всевышнего над собой, то радость на душе и ничто не тяжело. Но благодать испрашивать надо постоянной молитвой, иначе она от суеты и греха мира быстро уходит… Тогда — тоска и страх».
«В детстве Владыченька часто говорил: я монах...»
(Из бесед с Н. Н. Соколовой)
По словам матушки, наш покойный Владыка любил повторять: «Я — не милиционер, за руки людей хватать». Он никогда не стремился к наказанию, а «брал» искушения и скорби ближних на свое сердце и молился о вразумлении заблудших. Если человек каялся, его прощал, но если на других вину перекладывать пытался, то тогда тщательное выяснение следовало обязательно. И всегда Господь все Сам, Своей рукой, по своим местам расставлял. Владыка Сергий говорил, что человека нужно не обличать, а «нравственно подымать», а как осознает и заплачет, пусть идет себе с Богом. Подчиненные и духовные чада епископа Сергия рассказывали, что когда он был инспектором Московской Духовной академии в течение многих лет, никто не слышал, чтобы Владыка повысил голос или обидел кого-нибудь.
Пришлось нашему покойному епископу узнать не понаслышке и тяготы многодетности. Один из своих отпусков Владыка провел в Гребневе, в Подмосковье, вместе со своими маленькими племянниками. По своему человеколюбию епископ Сергий отпустил старшего брата — отца Николая — уехать с беременной матушкой на Кавказ, так как по необъяснимым причинам у нее на фоне беременности разыгралась страшная аллергия. Матушку нужно было временно увозить из Москвы, где над ней, пока буйно цвели травы, висела угроза удушья. Потому-то Владыка Сергий и Наталья Николаевна целый месяц пестовали двух малышей пяти и двух лет, борясь с детскими недомоганиями и простудами, сталкиваясь ежечасно с реалиями сельского быта, так как все время приходилось ликвидировать последствия близости скотного двора, куда малышей тянуло просто неодолимо. Владыка ни разу не посетовал, не высказал усталости. Однако после признался, что ожидал приезда брата с нетерпением, так как семейная жизнь казалась ему тяжелей архиерейского креста.
Владыка со всеми простился
В последний свой визит домой, за полтора месяца до кончины, епископ Сергий видел маму совсем мало: так насыщен был его график.
И в эти дни он благословил брак старшей дочери своего покойного брата отца Феодора с семинаристом (ныне отцом Михаилом), а когда уже на улице прощался с осиротевшими малышами отца Феодора, выстроившимися перед окнами, все дети, попечение о которых Владыка в последнее время взял на себя, расплакались со словами: «Владыка больше не придет!..»
В Донском монастыре, во время перенесения мощей Патриарха Тихона из летнего храма в зимний, Владыка встретился со многими своими друзьями и духовными чадами. Самым близким епископ прямо говорил: «Мы видимся в этой жизни с Вами в последний раз».
Наталья Николаевна призналась, что с тех самых пор как сын уехал на Новосибирскую кафедру, она прощалась с ним всегда, как в последний раз. И вот в последний его приезд матушка спросила своего Владыченьку, даст ли Господь им вновь свидеться.
«Я ведь всякий раз возвращаюсь и теперь вернусь, мама, ведь ты знаешь, нет расставаний слишком длинных: ведь жизнь — вечная!» — ответил Владыка. Конечно, любящему сыну было невозможно открыть матери, что она видится с ним в последний раз.
Мать так уговаривала Владыку остаться до 15 октября, на Лизочкину с Мишенькой свадьбу, но он отказался: «Я — монах, веселье и свадебный пир — не для меня».
Так свадьба и похороны оказались в семье Соколовых совсем рядом.
«Жизнь ведь слишком коротка, чтобы проводить ее праздно»
(Из писем Н. Н. Соколовой)
У Натальи Николаевны пятнадцать внуков. Правнуку Феденьке пошел второй год. Кроме того что матушка дарит всем им свою любовь и заботу, два раза в неделю она ведет уроки Закона Божиего в общеобразовательной школе, где учатся более тысячи детей: «Слушают, ловят каждое слово, хватают меня в коридорах, ждут и обижаются, если не могу с ними беседовать».
Можно понять этих деток. Общение с Натальей Николаевной — переживание незабываемое! Помнятся ее удивительной доброты глаза, полные силы и оптимизма глаза матери, энергичной женщины, и горячее рукопожатие, и ласковое обращение: «Родная моя».
Спасибо Наталье Николаевне за щедрость душевную, спасибо за Владыку Сергия и дай Бог ей еще многая и благая лета!
Анна Ромашка
ВЕЧЕР ПАМЯТИ ЕПИСКОПА СЕРГИЯ
«В воскресенье 21 сентября в Большом зале Новосибирской консерватории в рамках музыкального фестиваля „Покровская осень“ состоялся вечер, посвященный годовщине со дня кончины Преосвященнейшего Сергия, епископа Новосибирского и Бердского, с концертом православной духовной музыки.
В концерте, состоявшем из двух отделений, были представлены разные по составу и исполнительскому опыту певческие коллективы городов Новосибирска, Новокузнецка и Бердска. Участниками концерта были большие хоры, такие, как архиерейский хор Вознесенского Кафедрального собора города Новосибирска и хор Новокузнецкого Православного Духовного училища, камерные ансамбли приходских храмов и вокальные коллективы православных учебных заведений нашего города — Свято-Макарьевский хор Новосибирского Православного Богословского института, хор и ансамбль Православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского, хоровой ансамбль гимназии во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Очень радушно было встречено аудиторией выступление самых маленьких певчих из детского хора Вознесенского собора. Появление слез на глазах многих вызвала песня „Будь со мною“, прозвучавшая в их исполнении и подаренная детям Владыкой Сергием. После концерта люди интересовались, где можно найти слова этой замечательной песни. Еще хочется отметить тронувшее сердца слушателей песнопение, посвященное памяти Владыки, безыскусно и очень задушевно пропетое сестрами Михаиле-Архангельского женского монастыря, исполненное любви к своему почившему Архипастырю. Вообще, атмосфера вечера была удивительно теплой, кажется, сам Владыка незримо присутствовал вместе с нами. Особое настроение придавало вечеру памяти присутствие на нем матери епископа Сергия — Натальи Николаевны Соколовой, посетившей в эти дни Новосибирск. Сказанные ею простые и мудрые слова надолго останутся в памяти пришедших на этот вечер новосибирцев. Заключил концертную программу гимн русским святым, торжественно прозвучавший в исполнении сводного хора всех участников концерта и „вечная память“ Владыке Сергию, пропетая уже всеми присутствующими в зале.
Большой концертный зал, к сожалению, не смог вместить всех желающих попасть на вечер. Людей было так много, что были заняты все проходы в зале и балкон и не попавшие в зал слушатели стояли в фойе и даже на лестнице. Если такие вечера церковной хоровой музыки станут традиционными, то хочется, чтобы они проходили в больших по вместимости концертных залах; тогда не будет разочарованных и все любители русской духовной музыки смогут насладиться прекрасными песнопениями в замечательном исполнении»
[Новосибирский Епархиальный Вестник. 2001. № 10 (декабрь).].
Отрывок из письма бывшей студентки
«В моей судьбе епископ Сергий сыграл большую роль: я поступила на второй курс в Богословский институт, чтобы слушать лекции, которые читал там Владыка. А за первый курс я экзамены сдала экстерном. На лекциях по Ветхому Завету Владыка знакомил нас с современными богословскими взглядами и теориями. Это были хорошо продуманные, глубокие и очень интересные занятия. Постепенно у нас сложилась добрая традиция: Владыка стал оставлять минут пятнадцать для общения с нами. Он рассказывал о своих поездках, о делах епархии, о встречах с интересными людьми, расспрашивал нас о жизни приходов. Иногда он говорил о своих трудностях, о непонимании его людьми. Мы от всего сердца сочувствовали ему, молились за него. Когда Владыка говорил о жертвенной христианской любви, то наизусть цитировал слова из послания апостола Павла: „Любовь долготерпит, милосердствует...“ (1 Кор. 13, 4). Он был такой искренний и открытый, не могу забыть его добрую, ласковую улыбку. Гибель брата потрясла его любвеобильное сердце. Сразу после похорон отца Феодора Владыка встречался со студентами и преподавателями нашего университета, с учащимися Академгородка. Когда Владыка говорил об отце Феодоре, то с трудом сдерживал слезы.
Мы знали отца Феодора только по рассказам Владыки и по Вашей книге „Под кровом Всевышнего“. Но мы восприняли Ваше горе как потерю близкого, родного человека. Епископ Сергий тяжело заболел, однако в июне он приехал в нашу гимназию, чтобы благословить выпускников. Он любил нас посещать, дети хорошо знали Владыку, он бывал в предыдущие годы и в их детском лагере. Но больше мы его не видели… Его внезапный ранний уход из этой жизни мы ощутили как огромную, невосполнимую, личную потерю. Сорок дней мы читали Псалтирь, выпустили стенгазету с фотографиями Владыки, читали стихи, посвященные его памяти.
Мне хотелось побывать в местах, где прошло детство Владыки. По его молитвам моя мечта осуществилась: я побывала в селе Гребнево, молилась на могилке отца Владыки, видела и храм, и пруд, и Ваш дом. Места у Вас действительно живописные. На вечерней службе я увидела и Вас, матушка. Очень хотела поговорить с Вами, но постеснялась, ведь Вы меня совсем не знали. Однако от всего виденного я испытала огромную радость: чувства покоя, счастья, гармонии с миром наполнили мою душу».
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ 1996 ГОДА
Вновь, возлюбленные о Господе пастыри, монашествующие, братья и сестры, мы получили возможность прославить чудесное Христово Воскресение. С каждым годом все большее число людей в нашем Отечестве, по великой милости Божией, приобщается пасхальной радости, радости совершенной, не идущей в сравнение ни с каким земным удовольствием, получаемым человеком в этой жизни. Радость эта объемлет всю вселенную, видимый и невидимый мир, ибо Источником ее является Сам Господь Вседержитель, Творец и Промыслитель, призвавший нас из небытия в бытие и даровавший всем нам возможность вечно соцарствовать с Ним. Именно сознание приобщенности к вечной жизни, которую христианин понимает не абстрактно, а опытно переживает очищенным от греха сердцем, вселяет во всех нас чувство небесного ликования. Ибо Христос Воскрес и Своим Воскресением разрушил твердыни адовы, препятствующие нашему духовному возрождению. Лукавый обольститель диавол повержен силою Божиею, лишен власти и могущества. Врата Рая открыты для всех, и только от нас теперь зависит, войдем ли мы в дом Небесного Отца или останемся вне Его обители и подвергнем себя опасности духовной смерти.
Почти четыре месяца провел я на сибирской земле, исполняя новое для меня и ответственное послушание Матери-Церкви. Я благодарю Бога, что Он поставил меня пастырем сего стада Христова. Я увидел многочисленную и духовно устроенную христианскую общину, в которой служение ближнему, как того и требует от нас святое Евангелие, поставлено во главу угла жизни каждого христианина. Служение это охватывает самые разные стороны церковной жизни.
Звучит проповедь слова Божия, и новые души обращаются ко Христу, принимая святое Крещение. Особенно мы радуемся о тех, кто избежал сектантских сетей, во множестве расставленных на духовно жаждущих людей. Православная община, возглавляемая добрым пастырем, — вот традиционная для русского человека тихая пристань, где его душа должна обрести удовлетворение всех своих духовных потребностей. Нам много еще необходимо сделать, чтобы залечить раны, нанесенные нашему Отечеству в годы атеистического безумия. На каждом приходе исключительное внимание должно уделяться подрастающему поколению. Если сегодня в сердцах наших детей и внуков не будет посеяно семя Царства Божия, то восстанавливаемые нами с таким трудом храмы и монастыри могут вновь превратиться в руины и вновь могут заполыхать костры из святых икон и священных книг. К сожалению, есть еще люди, которые противятся евангельскому слову и закрывают двери школ перед православным священником. О просвещении их светом Христовой истины должна быть наша усердная молитва.
Активная духовная жизнь многих священников и мирян тем не менее не позволяет нам умалчивать о труднорешаемых вопросах. Причина всему — наше маловерие и наше нетерпеливое желание поскорее обустроить жизнь прихода только своими силами, забывая о чудесной помощи Божией. Как священники, так и миряне, по причине всеобщей нашей греховности, слишком много уделяют внимания внешним факторам приходской жизни, явно в ущерб духовной стороне. Забывают, что Господь требует от нас прежде всего очищенного от греха сердца. Требует правой веры, проявляемой ежедневно конкретными добрыми делами. Именно это называет Святая Церковь духовной жизнью, и только это имеет для нас непреходящее, вечное значение. Всем нам следует постоянно быть готовыми к самым различным испытаниям, понимая, что в основе их лежит ратоборство темных сил, стремящихся увести людей от радости Воскресения Христова.
Но «Христос Воскрес, и силы адские падоша, и радуются ангелы, и вся вселенная торжествует». Всякий из вас, кто хоть на мгновение приобщился сегодня пасхальной радости, да устремится туда, где еще не знают о чуде Воскресения Христова. Вспомним, с какой поспешностью несли эту радостную весть миру святые Апостолы, с каким дерзновением и верой свидетельствовали они о том, что Христос Воскрес. А совсем недавно на нашей многострадальной земле тысячи новомучеников российских жизнью своей исповедовали радость общения с воскресшим Христом. Но чтобы быть убежденным проповедником Воскресения Христова, всем нам необходимо совоскреснуть вместе со Спасителем, что может сделать только умерший для греха, облеченный в саван надежды на милосердие Божие. И Господь, по Своей великой любви к роду человеческому, благодатной силой Своей постоянно преображает души людей, приходящих к Нему. Этот драгоценный опыт реального приобщения к пасхальной радости о вечной жизни со Христом имели многие святые угодники Божий. Один из них, преподобный Серафим Саровский, постоянно встречал своих посетителей пасхальным приветствием: «Христос Воскресе, радость моя!» — чем обезоруживал врага нашего спасения — диавола. Подражая сему великому старцу в смирении, послушании воле Божией и миротворческом служении, станем все проповедниками Воскресения Христова!
Победивший диавола Своей крестной смертью и восстанием из гроба Спаситель наш да сокрушит в нас оплоты греха — гордыню и самомнение.
Да просветит Он нас светом Своего Воскресения!
Да согреет Он нас Своей Божественной любовью, дабы нам, совоскреснув с Ним к жизни вечной, в духовной радости вместе со всеми Небесными Силами и всеми святыми непрестанно воспевать Его животворящее и спасительное восстание!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
ПРОТИВОСТОЯНИЯ
(интервью)
— Ваше Преосвященство! Наши дни, наверное, самые тревожные в XX столетии. Если раньше возникали и концентрировались какие-то локальные опасности и касались они не всех народов и стран, то современные опасности угрожают всему человечеству. Даже мировые войны не создавали столь великой напряженности, какую создает нынче глобальный экологический кризис или духовный распад «общества потребления», наступление антихристианских сил.
— Все познается в сравнении, и потому, прежде чем дать оценку тому или иному факту жизни, необходимо условиться, что для нас является эталоном стабильности, относительно чего мы рассматриваем ту или иную ситуацию в личной и общественной жизни.
Для меня как для христианина, полагающего в основание своего видения мира святое Евангелие, или Божественное Откровение, прежде всего важно отметить, что в мире всегда было, есть и будет противостояние света и тьмы, добродетели и греха. Существует истина Божия, проводником которой является для всех людей Церковь, основанная Самим Господом нашим ради спасения всех грешников, независимо от времени и места их жительства. Так же существует и реально проявляет себя «правда мира сего», коренящаяся в злой воле «отца лжи» — диавола. Во все времена люди чувствовали противоборство этих двух начал в своем сердце и должны были сделать выбор: с кем они, с Богом или с диаволом?
Прошли уже многие века этого противостояния, и только одному Богу известно, сколько еще будет существовать мир. Откровение говорит нам, что противостояние будет иметь место до конца и что «врата ада» не одолеют Церковь Христову, хотя в последние времена оскудеет вера. И все же я бы не стал выделять наше время как «самое тревожное», ибо твердо верю, что Господь попускает нам быть испытанными в меру наших сил и не дает испытаний непосильных. Если же люди оказываются в беде, пытаясь только своими силами улучшить ситуацию, забывая слова Господа, что «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5), то это говорит лишь об их гордыне и бездуховности.
— Тенденциями объединения и разъединения, сложения человеческих сил и их злоумышленного рассеяния мир всегда был полон. Именно необходимость объединения выдвигает в качестве своего главного оправдания экуменизм. Как Вы воспринимаете экуменическое движение? Какова основа у него?
— Стремление к общему единству похвально, так как созвучно воле Божией, выраженной в словах Спасителя: «Да будут все едино… как Мы едино» (Ин. 17, 21-22). В основе этого стремления лежит, конечно же, врожденное чувство гармонии всего мира с Творцом. Но грех, исказивший человеческую природу и отразившийся на всем, накладывает свой отпечаток на экуменическое движение. Лично я воспринимаю экуменическое движение как Богом данную возможность грешным людям ближе узнать друг друга в контексте различных национально-духовных традиций.
Мне кажется, что всем нам надо почаще благодарить Создателя за ту духовную среду, в которой нам суждено жить, и одновременно осознать, что лично от человека совершенно не зависит то, что он, например, родился в России и стал православным, а его брат во Христе родился в Италии и стал католиком. Будем помнить призыв апостола Павла: «Непрестанно молитесь, за все благодарите». Верю, что если экуменическое движение будет проходить под этим девизом, то духовный капитал участников умножится и не будет лишним в день всеобщего Суда.
— Что же, на Ваш взгляд, произошло с христианской Церковью в начале второго тысячелетия от Рождества Христова? Разделение ли Церкви было или отпадение западных народов от первохристианского, апостольского учения? Экуменисты утверждают, что каждая ветвь христианства хранит в себе лишь часть Божественной Истины. Но Истина по природе своей неделима… Не ложь ли — «часть истины»?
— Церковь как мистическое Тело Христово неделима и даже при наличии многих конфессий остается единой. Это один из основных моментов нашего вероисповедания.
Что же касается «первохристианского, апостольского учения», то надо понимать, что спасаемся мы не учением и не ради нового учения воплотился Сын Божий, а спасение происходит через соединение с Самим Христом в Его Церкви. Это акт таинственный и постигается не интеллектом — инструментом исследования учений, а верой, которая проявляется через конкретные добрые дела любви. Кто богаче добродетелью, тот и ближе к Богу. Нам надо постоянно помнить, что в оный день, когда Господь будет судить мир, Он будет выносить свой справедливый приговор не движениям и партиям, не конфессиям и народам, а душе каждого отдельного человека. Критерием праведности, как говорится в Евангелии, станет сумма добрых дел, дел милосердия, которые будут свидетельствовать о том, что человек в своем земном бытии «в меру возраста Христова» стяжал благодать Божию и стал возлюбленным чадом Божиим.
— Простите, Владыка, но в Священном Писании сказано: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее». Речь идет именно о Церкви, а не о личности. Именно Церковь — ковчег спасения. Кому под силу попрать это установление?
— Никому не попрать. Действительно, эти слова Спасителя являются для каждого верующего источником надежды на милосердие Божие, однако весьма актуально всегда звучит вопрос о границах Церкви. Можем ли мы окончательно определить их? Ведь Церковь — мистическое Тело Христово, а положить предел действию благодати Божией человек не вправе. Поэтому окончательное членство церковное может определить только Господь.
— Но согласитесь, Ваше Преосвященство, подлинная консолидация как национальной, так и общечеловеческой жизни невозможна без мировоззренческого, духовно-нравственного единства. Вокруг чего же объединяться? Коли нет опоры, то тогда бессмысленны, если не смешны, все устремления к такому единству. Или все-таки наше дело стремиться к нему, а там будь что будет?
— В вашем вопросе опять звучит, скажем так, земное начало. Бог существует вне времени и пространства, для Него не существует национальных, сословных и иных условностей. Мерило у Бога совершенно иное, и то, что падший разум именует «бессмысленным», а то и «безумным», в плане Божественного домостроительства может стоять на первом месте. Об этом прекрасно сказал апостол Павел, что христианская проповедь о Христе распятом для иудеев — соблазн, а для эллинов — безумие, но от этого сила Божия не умаляется. Поэтому всякое стремление к единству и гармонии — осознанное или нет — должно приветствоваться.
— Ныне идеи универсализма в большой моде. В политической сфере они выражены в концепции мондиализма. Итог здесь — мировое государство и мировое правительство. В культурной — чаяния единой на все человечество мировой культуры. Коль скоро культура происходит из культа, религия — ее основной источник (нет же и не было безрелигиозных культур), то заботы экуменистов о единой мировой религии — логическое следствие мондиализма. Каким Вам представляется место нашей Церкви в обозначенных процессах?
— Отчасти я уже ответил на этот вопрос, а что касается места нашей Церкви в «обозначенных процессах», то, мне кажется, мы не должны обманывать самих себя. Да, когда-то Отчизна наша именовалась Святой Русью, сегодня же мы должны осознать всю глубину падения и богоотступничества, в которой оказался наш соотечественник. И как бы нам ни хотелось сегодня думать, что у России особая миссия в процессе духовного становления всего человечества, я бы воздержался от этих прогнозов. Наверное, надо сегодня усилить молитву, чтобы Господь открыл Свою святую волю как можно большему числу наших соотечественников.
— Россия в ходе «культурной революции» XX века оказалась духовно обескровлена всевозможными экспериментами. Оттого она так легко ныне погрузилась в душегубительную волну сатанинской масс-культуры. Теперь экуменисты зовут нас в мировую «духовную революцию». Вновь грезы всемирного братства, но во Христовой ли истине? Что дает количественное, географическое единение? Сегодня масс-культура, завтра — масс-религия? Что Вы думаете по этому поводу, Владыка? Кто защитит православного человека от новой напасти? Государство, общество, Церковь? Дело у зарубежных экуменистов уже дошло до оркестров «христианского джаза», рок-музыки в составе богослужения. Рукополагаются женщины… Церковная жизнь выравнивается с мирской...
— Все это говорит лишь о том, что противостояние добра и зла идет по возрастающей, что, собственно, предсказано Божественным Откровением. И никакой «новой напасти» нет, а есть уже упомянутое нами противостояние света и тьмы. Для всех выход из этой трагической ситуации один — обретение Бога в своем сердце. Но путь к Богу тернистый. Евангелие говорит, что Царство Божие приобретается через усилие, через борьбу, и не все люди готовы идти этим путем. Отсюда и привлечение в Церковь чисто мирских атрибутов, упоминаемых вами, — джаза, рок-музыки и прочего.
Путь к Богу должен начинаться со смирения и полного вручения себя в руки Божий. Если этого нет, то человек берет на вооружение все доступные ему средства, которыми, как ему кажется, он может изменить жизнь к лучшему. Но на самом деле он вновь строит Вавилонскую башню… Религия для таких людей не духовный стержень всей жизни, а лишь один из многих способов обустроить комфортно свою жизнь.
— Допустимы ли какие-нибудь догматические, канонические, литургические и иные уступки экуменистам?
— Этот вопрос звучит слишком широко, и на него однозначного ответа быть не может. Говоря об «уступках экуменистам», мы тем самым как бы уже отделяем себя от них и поставляем на определенную, для них недосягаемую высоту. Это горделивая позиция, опять же предполагающая самостоятельное устроение гармонии мира. Надо помнить ревность о спасении своих собратьев апостола Павла, который готов был отказаться от самого Царства Небесного, если его единокровные братья останутся вне его пределов (Рим. 9, 3). На первое место следует ставить всегда душу человека, ради нее умер на кресте Спаситель и для нее Воскресением Своим открыл двери рая. Все остальное вторично.
— Но ведь Православие по своей сути является учением универсальным, вселенским. Чем отличается от него так называемый Женевский экуменизм Всемирного Совета Церквей?
— Когда Господь, обращаясь к Своим верным последователям, сказал: «Не бойся, малое стадо» (Лк. 12, 32), — я не думаю, что Он имел в виду конкретную общину, живущую в данное время в каком-то конкретном месте. Истинные последователи Христа Спасителя были и будут всегда и везде, но знает это «малое стадо» только Сам Господь. Нам же полезно помнить, что во Христе «нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, ни мужеского и женского пола» (Кол. 3, 11). То есть наши земные критерии в вопросе вечного спасения не могут быть использованы.
Разномыслие было и будет всегда. Было оно и во время земного служения Господа и, наверное, Его ученики, весьма похожие на нас, очень хотели единообразия во внешнем служении и потому указывали Христу на соблазняющие их противоречия и просили Его сказать Свое слово об имеющихся фактах разногласий. «Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами». Иисус сказал [апостолу Иоанну]: «Не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас» (Лк. 9, 49-50).
Поэтому, если мы будем постоянно иметь в виду, что наши суждения, какой бы области жизни они ни касались, несовершенны, а также помнить, что Христа не смутило, что человек, творивший Его именем чудеса, внешне не принадлежал к апостольской общине, то есть смиренно отдадим соблазняющие нас вопросы на Суд Божий, сохраняя при этом мир в сердце и твердую веру в то, что Господь всех призывает в Свое Царство, то мы не погрешим.
Я специально не хочу комментировать так называемый Женевский экуменизм, так как не считаю свое мнение окончательно сформировавшимся и достойным публичного обсуждения. Отмечу только, что для Христа более важным было, как это видно из вышеприведенной цитаты, свидетельство о силе Божией, исцеляющей недуги душевные и телесные, освобождающей человека от демонских оков, нежели внешнее проявление единства его последователей. Да, сейчас многих смущает то, что проповедующие благую весть о Царстве Небесном, явно являющиеся проводниками всесильной благодати Божией, «не ходят с нами», но это еще не значит, что они вне святой Церкви, в которой совершается наше спасение.
— Но в 1948 году Русская Православная Церковь отрицательно отнеслась к экуменическому движению, к его первой, Амстердамской, ассамблее и к созданному тогда Всемирному Совету Церквей (ВСЦ). В 1961 году, в хрущевскую эпоху с новыми гонениями на религию, Русская Церковь вступила в ВСЦ. Единства во взглядах на этот шаг не было тогда, нет его и теперь. Ни в высшем священноначалии, ни в епископате, ни среди священников и мирян. При этом позиция «против», как показывает опыт, более свойственна церковным «низам». Эта тенденция подтвердилась и на последнем Архиерейском Соборе. Каково Ваше мнение?
— Эти вопросы требуют большого времени для глубокого осмысления. Они слишком еще горячи, и их немедленное и, так сказать, бесповоротное разрешение лишь прибавит страстей и соблазнов. Думаю, что решение подобных вопросов есть задача будущего Поместного Собора Русской Православной Церкви.
[Советская Россия. 1996. № 133 (14 ноября).]
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ 1997 ГОДА
Христос Воскресе!
«Смерти празднуем умерщвление, иного жития, вечного, начало...»
Возлюбленные о Господе досточтимые пастыри и миряне, монашествующие и все православные сыны и дщери нашей сибирской епархии!
Вновь Господь сподобляет нас испытать великую радость, вновь дает нам возможность прославить Его Божественное Воскресение! Пасха Христова, открывающая каждому верующему источник нетления и вечной жизни, не только великое чудо в мировой истории, но и начало обновления всего мира силой Божией!
Это обновление начинается для всех нас со слов Ангела при пустом гробе Спасителя: «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь… Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам» (Мк. 16, 6-7). Как утешительны для нас, постоянно пребывающих в тревоге, эти слова! На протяжении двух тысяч лет они дают миллионам людей веру в торжество Божественной правды над злом и грехом. И если бы люди не ощущали истинности этих слов, если бы ежедневно не убеждались в близости Спасителя ко всякому человеку, стремящемуся к Божественному свету, то мир наш давно бы погиб. Но виновник зла — диавол — сокрушен крестною смертью Сына Божия, ад повержен, и врата Рая готовы принять всех, кто, руководствуясь принципами Божественного Закона, созидает в сердце своем Царство Христово.
По милости Божией, Отечество наше продолжает идти путем обновления и созидания. Народ, повернувшись лицом к Солнцу правды — Христу, старается стать достойным великого христианского звания. Но на пути нравственного совершенствования стоит грех, который победить возможно только силой Божией. А Священное Писание учит нас, что сила Божия в немощи совершается, то есть не зависит от нашей явной слабости и бедности. Промыслом Божиим наш народ неоднократно поставлялся в тяжелую ситуацию, которая способствовала обретению ранее сокрытых сил и возможностей и, как правило, эти испытания укрепляли его веру.
В предвоенное время в центре нашей Отчизны образовалась область, которой скоро пришлось принять на себя большие труды по обустройству многих наших соотечественников. Исконное гостеприимство и добросердечие сибиряков на этот раз промыслительно стали спасительными для целых отраслей промышленности и многих миллионов наших сограждан. Сибиряки своим самоотверженным служением Родине, проявив подлинно христианское милосердие, сострадание и заботу, не только приютили многих беженцев, но создали им условия для созидательного труда и обретения душевного спокойствия. Многие приехавшие тогда в наш регион по-новому восприняли Сибирь: не как место страдания, а как богатейшую, но до времени сокрытую кладовую России, способную дать новое дыхание нашей великой стране и ее народу.
С каждым годом мы все более убеждаемся в пророческих словах славного сына России Михаила Ломоносова, что могущество России будет приумножаться Сибирью. Но могущество не только материальное, но и духовное. За год с небольшим, проведенный мной в Сибири, я убедился в этом, встретив здесь замечательных людей, которые готовы забыть о себе ради процветания нашего Отечества и исполнения заповеди Господней о любви к ближнему. Духовный потенциал Сибири велик, и об этом необходимо нам помнить, особенно сегодня, когда Отечество наше вновь переживает тяжелые годы. Но наше будущее духовное преображение и обновление зависят сейчас только от нас самих. Для этого необходимо только припасть к неоскудевающему источнику Божественной энергии, данному нам Воскресением Христа Спасителя. «Вкусите, — говорит Церковь, — и увидите, как благ Господь».
Будем же, братья и сестры, духовно совершенствоваться, приумножим в нашей жизни милосердие и сострадание к ближним, поделимся с ними нашей пасхальной радостью и всем, что щедро подается нам Господом.
В эти жизнеутверждающие дни будем постоянно благодарить Бога за дарованное нам спасение, будем молиться об укреплении нашей Православной Церкви и нашего Отечества.
Я сердечно поздравляю всех вас с великим праздником Пасхи Христовой и молитвенно желаю благодатного обновления жизни!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Пасха Христова, Новосибирск
посмертную помощь Владыки теперь и я могу подтвердить — на себе испытала… надо написать, кстати матушке Галине Соколовой, чтобы у них в семейном архиве сохранилось ....
а вечера памяти проводятся и по сей день...