Тарковский преподавал очень недолго, но его ученики, конечно, запомнили это на всю жизнь. Он был очень возмутительной личностью — самовлюбленной, эгоистичной, но при этом гениальной. Ему было что рассказать о кино.
5. Belle de jour/Дневная красавица, 1967, Луис Бунюэль
Верная жена и добропорядочная хозяйка Северина Серизи однажды решается на невероятный и совершенно аморальный эксперимент. Устав от собственной непогрешимости, она тайно поступает на работу в публичный дом некой мадам Анаис.
Но так как по вечерам и по ночам Северина продолжает играть свою привычную роль буржуазной кошечки, в борделе она получает имя «Дневная красавица».
Как любая проститутка она исполняет все желания своих клиентов. А затем возвращается к домашнему очагу.
Таким образом, Северина начинает вести двойную жизнь. И никто из ее близких даже не догадывается о том, как Северина проводит свои дни.
СМОТРЕТЬ ОН-ЛАЙН
Факты о фильме:
- Фильм снят по мотивам романа Жозефа Кесселя «Дневная красавица» (Belle de jour, 1928).
- В большинстве субтитрированных версий фильма, чтобы помочь зрителям отделить фантазии Северины от реальности, был использован курсив.
- Клип группы «Garbage» на песню «Tell Me Where It Hurts» снят по мотивам этого фильма.
- «Дневная красавица» (belle de jour) — это французское название лилии, которая цветет только днем.
- Режиссер фильма Луис Бунюэль появляется в камео в сцене в кафе.
- Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
- В эпизоде изнасилования платье Катрин Денёв было оснащено специальной застежкой на липучке, которая издавала громкий звук, похожий на звук разрываемой ткани.
Саркастичная трагикомедия
Многие годы и даже десятилетия вопросы секса были у нас под негласным запретом. Неудивительно, что этот фильм великого испанца Луиса Бунюэля попал в Госфильмофонде в списки «спецхрана». А сейчас он кажется вполне невинным. Как можно было не заметить знаменитый сарказм режиссёра, который в очередной раз создал провокационную, дразнящую буржуазную мораль и клерикальные круги картину, подобную мине замедленного действия! Ведь практически в каждой своей ленте Бунюэль едко иронизировал по поводу добропорядочных буржуа, их идеалов и ценностей, лживой веры и нравственности.
Для «Дневной красавицы» он точно выбрал французскую актрису Катрин Денёв — с обликом ангела греха, невинной девы со скрытым внутри пороком. Поскольку благовоспитанная буржуазка Северин Серизи, которая холодна по отношению к своему законному супругу Пьеру, преображается в истинную фурию в часы послеобеденных визитов в первоклассный парижский бордель мадам Анаис. Там она является одной из самых «высокочтимых» проституток, удовлетворяющих совершенно неожиданные желания «избранных» клиентов. И особая язвительность Луиса Бунюэля заключается в том, что в отличие от многих куртизанок, его героиня — «дневная красавица» — к вечеру смиренно и покорно возвращается на супружеское ложе. «Скромное обаяние» современной буржуазии, по Бунюэлю, состоит в том, что ей уже и не нужен покров ночи для прикрытия своих тайных страстей. Она готова утолять их даже при свете дня, в любой обстановке, совсем не опасаясь сошествия с небес карающего за грехи «ангела-истребителя».
(с) Сергей Кудрявцев
6. Simón del desierto/Симеон столпник, 1965, Луис Бунюэль
Фильм-притча, герой которого — духовный искатель, соблюдающий жесткую аскезу, — противостоит искушениям дьявола, являющегося к нему в разных обличьях. Это борьба Симона продолжается с давних времен до наших дней.
СМОТРЕТЬ ОН-ЛАЙН
Философско-религиозная притча
В своей последней мексиканской картине выдающийся режиссёр Луис Бунюэль обратился к древней притче об анахорете Симеоне, который решил провести тридцать семь лет на столпе (отсюда — другое его имя: Симеон-столпник), воздвигнутом в сирийской пустыне в начале V века. Он надеялся быть ближе к Богу, чтобы в аскезе и молитвах заслужить Милость Господню. Этот замысел о религиозном святом, который пытался избежать искушений Дьявола и познать абсолютную истину, удалившись и уединившись от всего мира, замечательно охарактеризовал сам Бунюэль, обычно считаемый почему-то неисправимым богохульником: «Я действительно восхищаюсь силой духа Симеона. Это очень волевая и отрешённая личность, но её сила пропадает втуне, потому что она поставлена на службу фальшивому делу».
Можно сказать, что Симеон — такой же идеалист, как, например, другие современные «святые», Назарин и Виридиана, которые были ранее представлены Луисом Бунюэлем в одноимённых лентах (интересно, что мексиканская актриса Сильвия Пиналь, сыгравшая Виридиану, выступила в «Симеоне-пустыннике» в качестве… Дьявола). Поэтому не случаен и даже закономерен вроде бы неожиданный, но чисто бунюэлевский финал. Постановщик перенёс героя в наше время, в большой американский город, подвергнув последнему — и главному — искушению или испытанию. Так что отвлечённая аллегория о человеке, который вознамерился вознестись на высоты религиозного духа, поневоле приобрела актуальный по внутренней сути, возможно, антиклерикальный смысл. Ведь не так-то просто верующему в Бога остаться ему верным в каждом своём помысле отнюдь не в отдалённой пустыне и в прошлые времена, а в сегодняшнем «миру», в реальной жизни, где добро перемешано со злом.
(с) Сергей Кудрявцев
7. Le journal d'une femme de chambre /Дневник горничной, 1964, Луис Бунюэль
Селестина, приглашенная в семью Монтей, наблюдает за странностями каждого из обитателей дома: ненасытную сексуальность, утонченный фетишизм, склонность к насилию и садизму. Внезапно два события потрясают провинциальных жителей: скоропостижная смерть и убийство с изнасилованием. Селестина безуспешно пытается обвинить того, кого небезосновательно подозревает.
Селестина, приглашенная в семью Монтей, наблюдает за странностями каждого из обитателей дома: ненасытную сексуальность, утонченный фетишизм, склонность к насилию и садизму. Внезапно два события потрясают провинциальных жителей: скоропостижная смерть и убийство с изнасилованием. Селестина безуспешно пытается обвинить того, кого небезосновательно подозревает.
СМОТРЕТЬ ОН-ЛАЙН
Зрители, ранее незнакомые с творчеством Луиса Бунюэля, вероятно, воспримут происходящее на экране буквально и будут вовлечены в переживания за судьбу молодой горничной Селестины в исполнении Жанны Моро. В этом случае, фильм поначалу представляется как драма молодой, женщины, оказавшейся в доме, буквально нашпигованным неприятными субъектами. Старый хозяин, при ближайшем рассмотрении, оказывается фетишистом, его зять — компульсивным сексоголиком, слуга, по совместительству кучер Жозеф — садистом, мучающим гусей перед убийством, а кроме того, стукачом и просто непорядочным человеком. Как же тяжело должно быть горничной — давайте посочувствуем ей.
Именно этот традиционно-обывательский подход сочувствия бедняжкам стремится разрушить режиссер, как и все сюрреалисты, неплохо знакомый с психоанализом. Игры, в которые играет Селестина, завуалированы от неё самой — не зря Жозеф дважды повторяет: «души у нас с тобой схожи». Именно появление новой прислуги разжигает страсть месье Монтейя и активизацию аномальных наклонностей старика, очевидно, утратившего в силу возраста, мужскую силу. А конфликт с соседом, бросающим мусор через забор, резко обострившийся после появления Селестины — это совпадение или закономерность, вызванная нереализованной сексуальной энергией обоих. А другие события как то связаны с мадмуазель горничной?
Бунюэль демонстрирует, что обычный путь анализа ситуации, поиска виновных, в том числе маленькой девочки ему не интересен и увлекшийся этой сюжетной линией приходит в финале к тупику и разочарованию. Ему интересен феномен роковой женщины в обличии добродушной женщины. Внешняя часть игры: сильная женщина, несмотря на низкий социальный статус, борется с несправедливостью, неявная, скрытая — где-то взгляды, где-то принятые поцелуйчики, а где-то агрессия, конечно там, где это нужно, а в результате — все мужчины в округе возбуждены и не знают, что с этим делать. В таком разрезе становится жалко бедолагу Монтейя, особенно когда его жена спрашивает священника, как часто можно грешить с мужем, не испытывая удовольствия — Бунюэль и здесь не смог удержаться и не выказать свою нелюбовь к духовенству. Режиссер никого не обвиняет и не оправдывает: он лишь констатирует непреложный факт, что у всего есть внутренняя психологическая причина, даже у страшного преступления. Невыраженная сексуальность, согласно Бунюэлю (пламенный привет дедушке Фрейду) — механизм, запускающий все множество людских пороков: от садизма до антисемитизма.
Фильм, сбивающий с толку во время просмотра, наводящий на размышления по его окончании, увы, не достигает глубины иных работ испанского режиссера ни по части новизне содержимого, ни по ясности мысли. Хотя, нужно отдать должное: слаженность игры актеров и чувство кадра оператора на высоте, ныне не достижимой.
(с) Micki
8. Золотой век/L'âge d'or, 1930, Луис Бунюэль
Шокирующе-насмешливый видеоряд подспудных страстей, разрушающих социальные ценности и запреты.
СМОТРЕТЬ ОН-ЛАЙН
Даже святым не чужд порок
Наконец-то я это сделала! Несколько раз принималась смотреть «Золотой век», но ни разу не досмотрела до конца, хотя бесконечно люблю Дали, Бунюэля и де Сада, и, конечно же, графа Лотреамона, чье влияние также сильно сказалось на фильме. Работа, бесспорно, скандальная, провоцирующая и даже несколько шокирующая неподготовленного зрителя, жестче и откровенней «Андалузского пса», но, в тоже время, более нагруженная символами и образами, пробуждающая в зрителе мысли, которые обычно дремлют под гнетом морали и стереотипов.
Фильм не зря начинается с описания жизни скорпионов, потому что он, подобно яду этих животных, входит в кровь и заражает ее сюрреализмом. С точки зрения эстетики фильм, конечно, оставляет желать лучшего, но только если вы не знакомы с сюрреализмом достаточно близко, ведь это явление иррационально, аморально и не всегда приятно для глаз, однако позволяет заглянуть в самые потаенные уголки нашего сознания, а там мало приятного для глаз.
Сюжет фильма достаточно прост, основной колорит придают образы, можно даже сказать, что все, что режиссер хотел сказать зрителю, он сумел передать через фильм прямым текстом, важно только суметь это увидеть.
Больше всего лично мне запомнился последний эпизод, с замком порока, по сути, когда я его увидела, поняла, что именно ради этого момента стоило смотреть фильм, ведь выходящий из замка Иисус не может не спровоцировать внутренний вопрос «А он что там делал?», но он туда еще и вернулся, чтобы помочь раненому юноше, но назад не вышел. Даже святым не чужд порок, а ради этого стоит посмотреть этот безусловный шедевр кинематографа.
(с) Lyutsina
да я и не рассчитывала на большинство. пост, в основном, для себя и интересующихся подруг)
Я смотрела только Дневную красавицу на неделе французского кино, в кинотеатре, с мамой в 1990 году. Мне 14, я жду полфильма что меня выгонят, а мама в таком культурном шоке, что забывает закрывать мне глаза… Я потом на все фильмы без нее ходила и на Тинто Брасса тоже попала, выглядела слишком взрослой))
Тинто Брасс в 14 это круто