А как думаете вы? Нужен ли детский сад, если есть возможность не отдавать туда ребенка?

Я ходила в детсад с трех лет и отчетливо помню, как окружающие меня дружно жалели, в один голос заявляя, что это слишком рано и зачем мучить ребенка. Впрочем, даже не с трех, а с пяти лет дошкольные учреждения тогда посещали немногие. В нашем классе таких бедолаг были единицы. Все остальные сидели до школы дома с бабушками. Со временем ситуация менялась. И бабушки уже не торопились на пенсию, и детских садов становилось все больше однако до недавнего времени необходимость отдать ребенка в садик воспринималась как вынужденная мера. Что называется, не от хорошей жизни.

Если мама имела возможность не работать, вопрос о саде даже не поднимался. Само собой разумелось, что до школы она будет заниматься детьми сама? Ни родные, ни знакомые просто не поняли бы ее, если бы она, не ходя на службу, «запихнула» ребенка в сад. Теперь и в этом плане произошли заметные подвижки. Все чаще на моем профессиональном горизонте появляются семьи, у которых есть все возможности не водить ребенка в садик. Или жена совершенно не рвется работать даже «для души», а муж вполне в состоянии обеспечить семью. Или бабушка готова посвятить себя внуку, или у родителей есть деньги на няню.

Но… ребенка с трех-четырех лет все равно отдают в детский сад. И ладно бы он там наслаждался общением и коллективными играми! Так нет же! Малыш садик не любит, по утрам хнычет, жалуется, что его обижают, просится хоть немножко побыть дома. А другой идет без возражений, но часто болеет. А третий стал нервным, раздражительным, агрессивным. Я уж не говорю про гиперактивных детей, которых сейчас, к сожалению, все больше и больше. Для них детский сад — совершенно непосильная психологическая нагрузка.

Но когда заводишь об этом разговор, нередко наталкиваешься на непробиваемую стену.

Впервые я задумалась над природой такого сопротивления несколько лет назад, когда ко мне на консультацию пришла молодая пара с мальчиком четырех с половиной лет. Степа жался к маме, прятал лицо в ее колени, наотрез отказался пройти без родителей в соседнюю комнату посмотреть игрушки.— Он всегда так себя ведет? — спросила я.— С чужими — да. Когда освоится, будет, конечно, пораскованней, но вообще-то он у нас зажатый. Ходить никуда не любит, даже на прогулку не вытащишь. Детей боится до дрожи в коленках. Взрослых меньше, да тоже побаивается.

Я была абсолютно уверена, что уж этого-то ребенка родителям и в голову не пришло определить в детский садик. Но ошиблась! В сад Степа пошел с трех лет. Полгода, правда, беспрестанно болел когда выходил «в свет», то целыми днями видел на стуле, не реагируя на призывы поиграть с детьми. Теперь на стуле уже не сидит, но детей по-прежнему дичится.— Они для него слишком шумные, кричат, дерутся, а он этого не понимает, — сказала мама. — Но хотя бы истерик, как прежде, не закатывает при расставании — и то хорошо.

Привели Степу с жалобами на утомляемость, рассеянное внимание, плаксивость, капризы и ночное недержание мочи (энурез). Причем в два с половиной года, до садика, никакого энуреза у ребенка не наблюдалось. С ним тогда вообще не было проблем: тихий, спокойный, покладистый: мальчик. Чужих опасался, но совсем не так, как сейчас. Он даже с детьми пробовал играть, теперь же и слышать ни о ком не желает. Картина очень напоминала психотравму, нанесенную ребенку ранним отрывом от семьи. О чем, говоря по правде, вполне можно было догадаться самим, без консультации специалиста.

Но мама с папой не хотели видеть очевидного.— Забрать из сада?! — ужаснулась мама. — Но… Где же ему тогда учиться общению? Нет, что вы! Об этом не может быть и речи! Дома он у нас совсем одичает. Хотя именно в садике, а не дома Степа растерял даже те небольшие навыки общения, которые ему удалось приобрести до трех лет.

— А подготовка к школе? — подхватил папа. — Нет, мы не в состоянии научить ребенка всему тому, чему сейчас учат в детском саду.

Хотя внимание у Степы рассеивалось как раз в саду, при нервном перенапряжении. И до школы оставалось еще два с половиной года — для дошкольника огромный срок. Да и чему уж такому особенному учат детсадовские воспитательницы?

Почему людям с высшим образованием (техническим и гуманитарным) не под силу освоить эту премудрость? И как еще недавно бабушки безо всякого высшего образования вполне успешно учили своих внучат-дошкольников читать и считать? А некоторые учат и до сих пор…На эти и другие вопросы ответа у родителей не нашлось, но было понятно, что они даже не собираются их искать.

Главный вопрос был решен давно, окончательно и бесповоротно. Степа в сад ходить будет при любых обстоятельствах, потому что БЕЗ САДА ПРОСТО НЕЛЬЗЯ. Случай был настолько яркий, а родительское сопротивление так откровенно иррационально, что мысль о подсознательных механизмах этого сопротивления напрашивалась сама собой.

На уровне сознания возразить было нечего. Но подсознание нашептывало Степиным родителям прямо противоположное, и его шепот оказывался сильнее. Почему?

«Безмамные мамы»

Лет 30 назад в Америке поставили опыт: у обезьян отняли детенышей, выкормили их и принялись наблюдать, как они будут воспитывать своих малышей. Оказалось, что «безмамные мамы» (так ученые прозвали обезьян, выросших на людском попечении) не умеют ухаживать за детенышами и не испытывают к ним родственных чувств, поскольку в своем детстве не имели перед глазами образца материнской заботы. У них в памяти запечатлены совсем другие ранние образы (импринтинги).

По тем же причинам и многие детдомовцы, вырастая, испытывают серьезные трудности в построении семьи. Нынешние молодые родители, конечно, не детдомовцы и уж тем более не обезьяны, но это, пожалуй, первое поколение, которое массово посещало детские сады.— Мы же «ходили в сад — и ничего, выросли!»— рассуждают они, позабыв, как частенько бывает, о своих детских огорчениях и обидах. И им трудно себе представить, как можно обойтись без садика, потому что коллективное воспитание для них — импринтинг.

А ранние впечатления очень прочно укореняются в подсознании. Мы их вроде бы не помним, не осознаем, но они никуда не делись и, как серые кардиналы, незримо управляют нашими представлениями и чувствами. Главное – домашний мир и покой. А между тем опытные врачи и педагоги говорят о том, что ребенку-дошкольнику нужнее всего материнская ласка и теплый (прежде всего — психологически), уютный дом, спокойная, доброжелательная атмосфера в семье. В такой обстановке он расцветает и нормально развивается.

Вообще-то умные люди предупреждали об этом больше ста лет назад, когда детские сады только-только начали появляться. «Как бы ни были рациональны в них занятия и игры детей, — писал известнейший русский педагог К. Д. Ушинский, они могут вредно подействовать на ребенка, если он проводит в них большую часть дня. Как ни умно то занятие или та игра, которым научатся в детском саду, но они уже потому дурны, что дитя не само выучилось, и чем навязчивей детский сад в этом отношении, тем они вреднее».

Ушинский предупреждал что «даже шумное общество детей, если ребенок находится в нем с утра до вечера, должно действовать вредно». «Для ребенка, — продолжал он, — необходимы совершенно уединенные и самостоятельные попытки детской деятельности, не вызываемые подражанием детям или взрослым». Тогда еще не оперировали терминами «психологическая нагрузка» или «стресс», но саму опасность уловили правильно.

Теперь те же самые выводы делаются уже на научной основе. Пару лет назад мне довелось услышать на одной конференции выступление нашего крупнейшего врача-педиатра, академика В. А. Таболина. Он говорил о вреде многих экспериментов, которые ставились в XX веке над маленькими детьми, и в том числе… о детских садах. Да-да, то, с чем мы настолько свыклись, что уже не мыслим себе без этого жизни, на самом деле — эксперимент, имеющий сравнительно небольшую историю.

Суть его заключалась в том, чтобы изъять детей из семьи и передать их на воспитание государству. Ведь семья, по мнению идеологов построения нового общества, должна была вскорости отмереть. Но практика показала, что никто ничто не может заменить ребенку матери. Хотя последствия раннего отрыва ребенка от семьи могут аукнуться гораздо позже.

Например, в подростковом возрасте. Вот очень характерный рассказ:«До школы Маша была ко мне очень привязана. Даже чересчур. Сейчас у меня сжимается сердце, когда я вспоминаю, как она просила: «Мамочка, давай я сегодня не пойду в садик. Давай немножко побудем дома, я не буду тебе мешать». Но мне тогда было не до нее. Нет, я, конечно, очень любила дочку, старалась красиво ее одевать, покупала игрушки и сладости. Но работа увлекала меня гораздо больше. Да и в личной жизни были разные переживания.

Теперь Маше шестнадцать. Мы живем с ней в одной комнате, но между нами как будто невидимая перегородка. И дело уже не во мне. Я хочу наладить с ней контакт, но она меня в свой мир не пускает. Она привыкла обходиться без меня, и, хотя я чувствую, что дочь одинока и страдает из-за этого, мы не можем восстановить утраченную связь. Наверное, потому что эта связь была утеряна так рано, еще не успев как следует сформироваться».

А как же общение с детьми? Люди, мало знакомые с детской психологией, сильно преувеличивают потребность дошкольников в детском коллективе. Дети трех-четырех лет обычно играют, так сказать, рядом, но не вместе. Да и лет в 5-6 у них еще нет друзей в том смысле, который вкладываем в это понятие мы, взрослые. Дружба малышей нестойка, ситуативна. Сегодня один друг на детской площадке, завтра — другой. Часто даже именем «друга» не удосуживаются поинтересоваться и «Как зовут мальчика, который сегодня приходил к нам в гости?» — неоднократно спрашивала я своего старшего сына (которому, между прочим, было тогда не пять, а семь или восемь лет!).

— Не помню… Друг, — пожимал плечами Филипп. И назавтра приводил домой другого мальчика, а предыдущего даже не вспоминал. Потребность в настоящей дружбе появляется ближе к подростковому возрасту, а дошкольнику достаточно периодически поиграть с кем-то из сверстников, даже не обязательно ежедневно. Он пока еще не вышел из круга семьи. Для него пока в семейном кругу самые главные отношения и самое главное общение.

Но сейчас нередко получается наоборот. Дошкольника вырывают из семьи и на целый день погружают в детский коллектив. Хотя и взрослому-то человеку тяжело с утра до вечера находиться в чужом обществе. Что же говорить о малыше, который быстрее переутомляется, легче перевозбуждается?! Чем труднее ему общаться с детьми и взрослыми, тем осторожнее следует дозировать это общение. Иначе поведение ребенка усугубится, и трудности будут расти, как снежный ком.

А в школе как будет? Это вопрос задают всегда. Но ведь в школе, по сравнению с детским садом, гораздо более щадящие условия. Вы удивлены? — Судите сами. Нормально общаться, обходясь без конфликтов, ссор и драк, очень многие дошкольники и младшие школьники еще не умеют. Но в детском саду малыши проводят практически целый день, а в начальной школе — всего несколько часов. При этом в школе они постоянно заняты и находятся «в свободном полете» только на переменах. В детском саду же, наоборот, целенаправленные занятия длятся недолго.

Большая часть времени отводится на игры и прогулки. А воспитательница физически не в состоянии уследить за всеми, ведь дети в группе человек 20-25. Кого-то непременно начинают обижать, дразнить. Другие тоже не прочь «поддержать компанию». Поэтому чувствительному, обидчивому ребенку в саду приходится очень туго. И требовать от него, чтобы он себя переделал, просто глупо. Гораздо умнее будет не ставить ребенка в такую тяжелую психологическую ситуацию. Получить навыки общения, которые пригодятся ему в школе, он сможет, играя время от времени с детьми ваших приятелей или посещая пару раз в неделю какую-нибудь студию, благо их сейчас для малышей полно в каждом городе.

А как думаете вы? Нужен ли детский сад, если есть возможность не отдавать туда ребенка?



Анастасия
Анастасия
Хабаровск
301428089

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Ирина
Ирина
Роман
9 лет
Брянск

Полностью согласна с автором! И заметьте, это детский психолог. Так что, мамочки, задумайтесь!

Пожаловаться
Елена Алисинамама
Елена Алисинамама
Кемерово
Ну, что ж душу травить? В моей семье, да и в большинстве, нет такой возможности — до семи лет ребенка сидеть маме дома. Работать надо. До трех лет и то на износ идет семейный бюджет. Я и рада была бы с доченькой быть, но придется в два годика отправлять в ясли.
Пожаловаться
Василиса
Василиса
Новосибирск

А если нет бабушек, которые могут посидеть?




Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Красноярск

новый тренд на беби.ру-сады зло?

Пожаловаться
Светлана
Светлана
Москва
Я за сад. Меня в сад не отдавали, потому что я часто болела. И я целыми днями сидела дома с бабушкой. Была совершенно социально неадаптирована к школе. Друзей там у меня не было до 5 класса. Поэтому я планирую отдать дочь в сад обязательно
Пожаловаться
мария образцова
мария образцова
Солнышко
8 лет
Калуга
В общем понятно, что сад хорош для тех, кому там хорошо) а если ребёнок в саду постоянно в состоянии стресса, чему он там научится? У меня племянник не смог ходить в садик, ревел жутко каждое утро и не только утро, воспитатели звонили, просили забрать. Сидел дома, с прабабушкой.Сейчас ему 16, с общением у него все хорошо, друзей полно. А дочь ходила без проблем, а когда подружка её не болела, то даже вприпрыжку и с удовольствием.
Пожаловаться
Катя Симанчук
Катя Симанчук
Анастасия
8 лет
Липецк

Вожу дочку в детский сад два года. Сначала очень хотела пойти, но потом ни разу не пошла туда с радостью. самое лучшее, когда шла просто как должное. Однажды вроде появилась подружка, дело пошло лучше. но никогда бы остаться дома не променяла. Теперь вот поменялась группа и воспитатели, подружка играет с другими девчонками и может мою не взять в свои игры, у нас прямо катастрофа: до того, что ребенок стал бояться описаться, через каждые 10 минут бегала в туалет, чтобы проверить трусики, воспитатели перестали ее туда отпускать, говоря, что она обманывает… Если мы просто гуляем на площадке, дочка часто находит себе друзей и никаких проблем с туалетом не испытывает. Все дети разные, но бывают и такие как мы. Пользу от детсада увидела лишь в том, что ребенок стал самостоятельно себя обслуживать. От их занятий полный ноль, если не минус, т.к. многие воспитатели допускают в своей речи кучу ошибок




Пожаловаться
Лидия
Лидия
Нижний Новгород
как же я любила детский сад!!! До сих пор помню занятия, экскурсии, игры на прогулках, дежурства по столовой. И праздники!!! Самое заме4ательное время!!!
Пожаловаться
ВераЧ
ВераЧ
Краснодар

ух ты… задумалась

Пожаловаться
Ольга
Ольга
Андрей
9 лет
Краснодар

Вот вы пишите:

Но… ребенка с трех-четырех лет все равно отдают в детский сад. И ладно бы он там наслаждался общением и коллективными играми! Так нет же! Малыш садик не любит, по утрам хнычет, жалуется, что его обижают, просится хоть немножко побыть дома. А другой идет без возражений, но часто болеет. А третий стал нервным, раздражительным, агрессивным. Я уж не говорю про гиперактивных детей, которых сейчас, к сожалению, все больше и больше. Для них детский сад — совершенно непосильная психологическая нагрузка.

А есть дети, которым там нравится, представляете? Вот просто нравится играть с ровесниками, что-то делать там, и не потому что он дома в манеже сидит, а мама сутками в инете, а потому что мама — это мама, игры с друзьями — это игры с друзьями. А то прямо какие-то крайности и сад как тюрьму вы описали, где дети страдают и деградируют.

Не знаю, моя ходит с 2,10 на полдня, счастлива неимоверно. На дольше пока не отдам, но это мои личные причины)

Пожаловаться
Мария
Мария
Иоанн
10 лет
Москва
Согласна с автором!



Пожаловаться
Oksana
Oksana
Александра
8 лет
Москва
Судя по большинству комментариев, статья не пошла впрок. Что те родители, из стать, говорили, то и тут повторяют — а мы ходили, и ничего… Я считаю, что сад необходим,… А вот коммуникации… А дочке нравилось, она в восторге… В общем, головы в песок, на глазах шоры.
Пожаловаться
Ленусик
Ленусик
Наконец-то начинают об этом задумываться люди! У многих просто невозможна другая схема, кроме «сад-школа»… Когда узнают, что дети не в саду, их картина мира рушится, и они удивляются так, булто увидели живого призрака…
Пожаловаться
Елена Ночето
Елена Ночето
ВсеволодСебастиан
9 лет
Точно. Недавно смотрела «наедине со всеми» с Е Колесовым, кот. ведет передачи про Китай. У него 3е детей и все на домашнем обучении, хотя при консульстве есть хорошая школа. Сын вундеркинд: в 6 лет говорит на неск языках, шахматы и так далее. И дочки тоже самое. Ни о каких садах речи етессно вообще не идет. Ни о какой социализации и подавно. Надо же как же бедные дети его выжили без сада. Да еще и без одноклассников… Прямо таки под угрозой полного аутизма и аутсайдерства. А просто мужик умный и не жалеет ни времени ни денег на детей.
Пожаловаться
Елена Ночето
Елена Ночето
ВсеволодСебастиан
9 лет
И не просто удивляются. А утверждают что ты дурак. Мне недавно одна дама, причем с высшим образованием выдала: все ходили и ты должна отдать. Так надо))) я даже спорить не стала.
Пожаловаться
Ленусик
Ленусик
Елена Ночето 
Да)) так надо и все…
Пожаловаться
Рыжий Ангел
Рыжий Ангел
Кристина
8 лет
Анапа
Если вы родили собачку для себя то да. Пусть дома рядом с вами. А если человека то я считаю сад необХодим. Вот представте вас мама дома запрет. Я доче гово! ю сад это твоя работа и нет такого слово ни хочу, есть такое слово надо. Вот особенно бесят мамы мальчиков каторые За автора. Вот и вырастают слюнтяи и мамочкины сынки. А о мальчике катором автор пишет, там явно проблемы в семье.
Пожаловаться
Oksana
Oksana
Александра
8 лет
Москва
А из Вашей вырастет рабочая лошадь, которой помыкать удобно. Ибо есть слово НАДО.
Пожаловаться
Рыжий Ангел
Рыжий Ангел
Кристина
8 лет
Анапа
Oksana 
Я так выросла. Ни от кого не люблю зависить. Я самодостаточный человек, уверена в себе. У меня прекрасная семья. Да я много работаю и отдыхать умею. Что в этом плохого.
Пожаловаться
Рыжий Ангел
Рыжий Ангел
Кристина
8 лет
Анапа
Oksana 
????
Пожаловаться
Oksana
Oksana
Александра
8 лет
Москва
Рыжий Ангел 
Самодостаточный, уверенный человек не пишет постов, подобно Вашему. Он знает, что есть разные позиции и пути воспитания. И что главное — индивидуальный подход к ребенку. То, что хорошо одному — плохо для другого.
Пожаловаться
Рыжий Ангел
Рыжий Ангел
Кристина
8 лет
Анапа
Oksana 
Судите себя. Что вы ко мне привязались.
Пожаловаться
Рыжий Ангел
Рыжий Ангел
Кристина
8 лет
Анапа
Oksana 
В словаре посмотрите слово самодостаточностьф
Пожаловаться
пчелка
пчелка
Саратов

все такие ранимые и нежные стали, от мамки не оторвать. а как же раньше в 3 месяца отдавали и ни у кого проблем не было?

Пожаловаться
Екатерина
Екатерина
Москва
Вы почитайте комменты: мы — серая масса все, кто в сады ходил. И европейские люди не такие угрюмые и нервные, как мы. Знаете, почему? Правильно: они в наши сады не ходили!
Пожаловаться
пчелка
пчелка
Саратов
Екатерина 
они в европе там тоже нервные и по радуге не гуляют. просто будут те кто за и кто против, я за детский сад
Пожаловаться
Рыжий Ангел
Рыжий Ангел
Кристина
8 лет
Анапа
+++++
Показать ещё