Уже не первый раз вижу вопросы девочек на эту тему. Решила выложить материал сюда. Статья длинная, по этому — в 3 приема.
Детямсо значительными речевыми расстройствами (такими как дислалия, дизартрия,алалия, и др.) для коррекции звукопроизношения недостаточно толькоартикуляционной и дыхательной гимнастики. Для комплексного воздействиянеобходим логопедический массаж.
Логопедическиймассаж – активный метод механического воздействия, который изменят состояниемышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник,способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоциональногосостояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.
Логопедическиймассаж преследует следующие цели:
-стимуляция разговорной речи призадержке развития ребенка;
— снижение гиперсаливации(усиленного слюноотделения);
— снижение гипертонуса мышц;
— активизация мышц с недостаточнойсократительной способностью;
— снижение степени двигательных нарушений мышцпри гиперкинезах, содружественных движениях, нарушении координации движений;
— создание условий к развитию произвольныхдвижений артикуляционного аппарата;
— повышение эластичности мышечных волокон,сократительной функции.
Условия проведения логопедического массажа:
— помещение должно бытькомфортным и теплым;
— руки массажиста должныбыть теплыми, чистыми, без каких-либо воспалительных заболеваний, с короткоостриженными ногтям, без украшений;
— массаж проводят через2 часа после приема пищи;
— полость рта ребенкаперед проведением сеанса следует очистить от крошек и остатков пищи.
Массажназначают курсом в 20 сеансов (каждый день). После месячного перерыва курсжелательно повторить. При выраженных нарушениях речи у детей длительность курсаувеличивается.
В зависимости от тяжестинарушений речевого аппарата и возраста ребенка время сеанса варьируется от 5 до25 минут. Первый сеанс длится примерно 5 минут. В дальнейшем продолжительностьмассажа увеличивают.
Ребенок должен бытьспокоен, болевых и неприятных ощущений быть не должно. К каждому ребенкунеобходим индивидуальный подход. Не следует с первых процедур укладывать его вгоризонтальное положение, лучше сделать первый сеанс в положении сидя илиполусидя. Если ребенок настроен негативно, на первой процедуре лучше выполнитьтолько легкие массажные движения.
Противопоказания к проведению массажа:
— ОРВИ, ОРЗ;
— воспаления ротовой полости;
— герпес на губе, лице;
— воспалительные заболевания глаз;
-с осторожностью выполняют массаж детям ссудорожным синдромом.