Закончу отчёты по нашей недельке воображения по проекту Светланы Лукашевич.
День 1й «Мозговой штурм»
День 2й «Морфологический анализ"
День 3й «Метод каталога»
День 4. Метод фекальных фокальных объектов.
Основная идея метода – установление ассоциативных связей определённого предмета с различными случайными объектами или их свойствами. Для этого выбирают наугад несколько предметов (2-4), у которых выявляются специфические свойства. Затем поодиночке они переносятся на рассматриваемый объект.
Наш пример. Берём слова и определяем их свойства.
Дом: (дочка предлагает прилагательные) большой, огромный, зелёный, тяжёлый.
Цветок: душистый, пушистый, гладкий, нежный, улыбательный, красивый. ( она не подряд, разумеется, всё это перечислила,
Рассматриваем объект — птица. И, поехали. Представляем себе, как выглядит большая птица, зелёная птица, тяжёлая птица, душистая птица, гладкая птица, улыбательная птица, нежная птица.
Варианты дочки:
душистая птица пахнет… клубникой
птица пушистая как одуванчик.
Другие варианты зарисовала: Оранжевая — это огромная птица, зелёная птица, птица пушистая как одуванчик — рядом с зелёной
На этом закончилось. Короче, этот метод дочке не очень понравился. Думаю, маловат пока словарный запас, или может болезненное состояние помешало. А так, в целом, довольно интересная методика, на мой взгляд. Несмотря на отпугивающее название
Предложения и советы Светланы:
"...Например: дом многоэтажный, деревянный, большой, гостеприимный, капитальный, основательный, светлый, старинный.
Предложите поиграть с каким-либо другим предметом (например, выбирается раковина).
Поочередно обсуждается каждое сочетание.
Называется фокусный предмет (раковина) со свойством первого объекта, например: многоэтажная раковина.
Спросите, когда она такой бывает и почему. Объяснение должно быть достаточно аргументированным.
Продуктивная деятельность: изобразить выбранный предмет с необычным свойством, или придумать сказку про «Многоэтажную раковину» или «Деревянную раковину».
Учет возраста ребенка:
Детям с 3.5 лет предлагается пообсуждать, когда (в каком случае?) у предмета бывает такое свойство. Взрослый сам делает подборку слов, обозначающих предметы с нетипичными свойствами.
С 4-4.5 лет предложить детям перечислить свойства выбранного наугад объекта и поочередно рассмотреть их в сочетании с другими объектами. Обсудить неожиданные сочетания.
Детям 5-7 лет предлагается рассмотреть свойства 2-3 объектов, а затем сфокусировать их на какой-либо предмет.
Важно! Эмоционально реагируйте на необычные сочетания.
У вас всегда должна быть уверенность, что такое сочетание может быть. Изначально пресекайте попытки ребенка дать отчет, что «так не бывает».
Признаки, свойства предметов, называемые детьми быстро записывайте.
Рассматриваемого предмета лучше не иметь перед глазами.
Побуждайте ребенка придумывать оригинальные, мало употребляемы признаки. Исключайте слишком общие признаки по размеру, форме, цвету."