Почему же взрослые так жестоки?

Давненько меня тут не было. Закрутилась жизнь, завертелась))))
А вот зашла, прочитала пару постов и стало мне грустно и вспомнила я Диму Зицера, кстати для всех думающих родителей очень рекомендую погуглить и почитать. Очень интересно и заставляет задуматься.
Во-первых действительно педагог с нестандартным, нетиповым мышлением.
Во -вторых все таки редко у нас на просторах СНГ о воспитании детей пишут мужчины, тем более человек не теоретик, а преподаватель и отец троих детей.
В общем поищите интересно. А тут хочу привести его статью, которая меня зацепила очень глубоко, как раз о том, что видишь на каждом шагу...
С тапками мимо, я существо миролюбивое в споры не вступаю, всем добраПочему же взрослые так жестоки?

Искусство воспитания раба

Jan. 18th, 2016 at 8:21 PM
Вы не замечали, что взрослые часто относятся к детям, как к неудобному объекту, который сильно усложняет их родительское существование? Как к назойливой мухе, от которой необходимо отбиться, как к маленькому негодяю, с которым нужно справиться любой ценой, и который, в свою очередь, только и думает, как сделать нашу жизнь невыносимой… Как будто речь о том, что мы всепонимающие ангелы, а они никчемные недоделки, которых главное сделать удобными для собственного пользования. Да, впрочем, и не для пользования. Так… лишь бы не мешали…

А чтобы не мешали необходимо создать четкий кодекс — что можно и чего нельзя, что для ребёнка является добром, а что злом. Отсюда — огромное количество взрослых утверждений, начинающихся словами «ребёнок должен». Должен понимать, должен есть, должен учиться, должен знать, должен уважать. Должен, должен и должен.

Не согласны? А вы взгляните на родительские форумы. И сравните их… со средневековыми советами по воспитанию раба.

Читаю: «Судя по описанию, ваша трехлетняя дочь — уже очень распущенная девочка. Если она не способна выполнять требования взрослых, нужно с этим что-то делать. Лучшее, что придумали наши предки — конечно, порка» (три смайлика).

Ещё цитата: «Если он начинает капризничать, нужно наехать на него хорошенько, чтоб неповадно было».

Раб, не имеющий права на личную жизнь, на собственные поступки и даже на человеческие эмоции.

Бесчисленны и пугающе однообразны инструкции по применению жестких методов так называемого воспитания. Жесткость и непреклонность объявляются главные добродетелями взрослого мира. Глаголы «наказывать», «заставлять», «пороть» не сходят со страниц форумов. Редкая личная история обходится без горделивого «я поставил его на место» или «нужно уметь заставить себя уважать».

Все наши обмороки по поводу физических наказаний, да и вообще насилия над детьми, увы, не ведут ни к чему и ничего не меняют. Предлагаю подойти к вопросу совсем с другой стороны. Давайте попробуем понять, какова ваша цель? Да, я не оговорился: конкретно — ваша? Когда вы, например, наказываете человека, чего вы на самом деле хотите? Почему выбираете именно такой путь взаимодействия — путь унижения, лишения свободы выбора и агрессии? (Ну, а если вы этого, к счастью, не делаете, попробуйте пофантазировать о своих знакомых)

Вопрос кажется простым, но, как будто застигнутые им врасплох, родители обычно предлагают самые странные ответы.Так, в одном из комментариев к моей статье читатель пишет: «нужно быть жёстче — если их жалеть, они научатся манипулировать...» И я в очередной раз поражаюсь такому странному кульбиту взрослого сознания… Разве не является совершенно очевидным, что если их жалеть — они научатся жалеть, неужели и правда непонятно? Ведь как раз обратное утверждение является признаком типично манипулятивного мышления.

За примерами далеко ходить не надо, выглядит это примерно так:

Если давать людям то, чего они добиваются, они «сядут на голову» ( а на самом деле, тогда они будут вам благодарны и научатся, вслед за вами, дарить радость другим),
Если почаще демонстрировать собственное недовольство поведением другого человека, он станет дисциплинированным (нет, это не так — он замкнётся, боясь собственных поступков),
Еесли ввести в людские отношения методы поощрений и наказаний (являющиеся на практике методами дрессировки, используемыми с животными), человек научится отличать дурное от хорошего (в то время как в этом случае он постепенно потеряет способность самостоятельно ориентироваться в морально-этическом поле).
Думаю, далее продолжить этот ряд способен каждый.

На деле же все значительно проще: система личного примера действительно работает как часы:

Если человеку хамить — он научится хамить,
Если наказывать — он станет мастером наказаний и со временем вернёт их окружающим с лихвой
Если лгать — станет лжецом
Разве простейшая логика (да-да, не наука педагогика, не любовь к собственному ребёнку, а просто логика) не приводит вас к мысли о том, что чему учишь — тому и научишь? И наоборот: невозможно постоянно подавая дурной пример — жестокости, жадности, ненависти, взывать к доброте, отзывчивости и порядочности.

Впрочем, сказать лучше Лермонтова у меня вряд ли получится. Напоминаю:

«Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать <… > И тогда в груди моей родилось отчаяние — не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, — тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины...»

Сказано, на мой взгляд, исчерпывающе и до боли точно. Как будто эти строки писал педагог-практик, знакомый с самыми современными педагогическими исследованиями. Что сказать, гений — он и есть гений...

А ещё понятнее у другого гения — Высоцкого:

«Если поросенком вслух, с пеленок

Обзывают, баюшки-баю,-

Даже самый смирненький ребенок

Превратится в будущем в свинью!»

Опять не верите? Опять найдёте тысячи возражений, скажете, литература одно, а жизнь другое? Ох, ребята, лучше не проверяйте...

Ещё один мотив подобного поведения был заявлен мне знакомой мамой, когда я предложил ей защитить девятилетнего сына от взрослого хамства её знакомого. Она возмущённо возразила: «Но ведь он должен быть готов к сложностям мира. В том числе, и к хамству! Его не всегда будут облизывать со всех сторон...» Тут я должен на миг остановиться и признаться, что и подобные жизнеутверждающие аргументы я слышал неоднократно. Полагаю, вы тоже с ними не раз встречались. Логика примерно такова: поскольку жизнь сложна и несправедлива (так, во всяком случае это звучит в устах апологетов данного подхода), устроим нашим детям «учебку» — будем потихоньку портить им жизнь сегодня, чтобы к своему будущему они подошли во всеоружии… То есть, научились тому, что такое настоящее хамство и предательство близких, и стали взрослыми безразличными жлобами.

Так вот, друзья, что хотелось бы сказать: хамство, к моему огромному сожалению, найдёт наших детей и без нас, с тяжелыми ситуациями в жизни они встретятся, вероятней всего, не раз и не два. Зачем же мы устраиваем им этот кошмар заранее? Зачем мучаем их, когда есть возможность спокойно жить, расти, знакомиться с миром? И заметьте, как сам язык предаёт нас, как в подобной ситуации любовь и принятие заменяется глаголом «облизывать». Как будто мама стыдится собственной любви, как будто она оправдывается перед мифическим судьей, который накажет её за излишнюю ласку по отношению к собственному ребёнку. «Облизывать!..»

Страшные и жестокие проявления близких могут только усугубить надлом в детском сознании. Мы же должны всеми силами отодвигать возможный удар, смягчать его, если он неизбежен. Это ведь именно то, что на умном языке называется родительской функцией.

Человек учится противостоять хамству, равно как и всякой другой гадости, когда у него появляется бесценный опыт созидающего и поддерживающего человеческого взаимодействия, когда он начинает ценить собственную личность и личность другого. Именно это учит ребёнка не давать себя в обиду, а равно — защищать других. А вот положение, при котором наглый взрослый, пользуясь собственной силой и статусом унижает его, учит его прямо противоположному — лгать, втягивать голову в плечи, пытаясь исчезнуть, а со временем — при любой возможности измываться над более слабым: в точности как учили.

Брутальный папа пишет в форуме о воспитании: «Лучший способ справиться (заметьте: справиться! Словно о стихийном бедствии...) с истериками — не обращать на них внимания. А если становится невыносимо (невыносимо, конечно, нам, просветленным родителям — кто берет в расчёт детское „невыносимо“!) — наказать как следует». Оставляя в стороне свои страшные догадки на тему «наказать как следует», обращу ваше внимание на типичный тон и подход: высшее существо пытается сладить с зарвавшимся мелким подонком.

Представляете, какой ад возникает в душе ребёнка? Мало того, что мне так плохо, я ещё и один! Один на целом свете. Не считая родителей, которые всегда готовы сделать так, чтобы стало ещё хуже...

И в качестве полировки, типичный аргумент взрослых: «меня тоже так воспитывали и ничего»… Что — ничего? Кому — ничего? Кто сказал вам, что вы прекрасны в своей узости, жестокости, агрессии, неспособности принять, даже не принять — хотя бы увидеть человека рядом с собой? Откуда известно, что эти методы воспитания привели к положительным результатам? Мы выжили? Вот уж действительно, и на том спасибо!

«Увязшие в собственной правоте, завязанные в узлы...» (с)

Один из старых родительских страхов (лично мне известный ещё от моей бабушки) — что мой ребёнок не подаст мне стакан воды в старости. Такая вот прозрачная аллегория. Если воспользоваться ею, можно не сомневаться: не подаст! Откуда ему взяться, этому стакану, если всю жизнь человека учили только жестокости, ненависти и тому, что когда тебе плохо, окружающие способны увидеть лишь твою манипуляцию?...

Впрочем, не буду слишком пугать читателя: стакан, может и подаст — общественное мнение, все-таки велит противостоять собственным желаниям и справляться с порывами. Но ненависть и к вам, и к этому стакану гарантирована.

Вы привычно спросите, что со всем этим делать… А я привычно отвечу: ровным счетом ничего. Все методы, упомянутые выше никому не нужны, никому не несут даже минимальной пользы. Ни наказания, ни «учебка», ни агрессия. Они лишь неуклонно, шаг за шагом ухудшают будущее — детское и наше собственное.

Просто пришла пора освобождаться от роли заложников чужих галлюцинаций и собственного прошлого, выхолощенной морали и представлений соседки о нравственности, навязанной этики и воспитательных симулякров.

Ведь все мы интуитивно знаем ответы. В том числе в ситуациях, когда творим зло, приговаривая «это любя», прикрываясь собственными страхами. И нет тут никакой родительской западни. Разве что тяжёлая иллюзия, морок. Нужно только сделать шаг в чудесный мир, в котором ждут те, кто любит нас больше всех на свете — наши дети. Они очень ждут. И, не сомневайтесь, они нам помогут.


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
ИРИНКА

да читать надо, но времени не хватает, наверное это отговорка!!!!!

Пожаловаться
Юлия Дейнега

Огромное спасибо! Информация правда полезная, жаль только, что люди с ожесточенным сердцем не понимают и не принимают это...

Пожаловаться
OLESYA AVDEEVA-VISHIVKA
Не мои ли посты сподвигли?)))
Пожаловаться
Элеонора
OLESYA AVDEEVA-VISHIVKA 
Нет, у меня тут бесконечность, не знаю когда всех прочту
Пожаловаться
Самаялучшая
Очень правдивая и жизненная статья. По сути так оно и есть у большинства родителей.
Пожаловаться
Я♡мама♥
Частично согласна…
Пожаловаться
Ксюша

спасибо за рекомендацию! Петраковскую прочитала с большим удовольствием по вашему совету. После каждой прочитанной книжки беру что-то для себя, но и с чем-то не согласна. Если честно, в последнее время наоборот вокруг не вижу описанных ситуаций и еще порекомендую книгу Некрасова «Материнская любовь», о том как ее излишек душит матерей, детей и разрушает целые семьи

Пожаловаться
Элеонора
Ксюша 

У каждого свой взгляд, свой подход, я тоже у каждого автора что то беру для себя, с чем-то несогласна — это нормально.
На счет того, что не видишь ситуаций, это пока. Вот начнется мамская жизнь и много этого будет попадаться.
Часто в студиях, на занятиях вижу как родители от детей которым 3-4 года хотят каких-то конкретных результатов, как хотят впихнуть в них по максимуму, того что им вообще то рано понимать в силу возраста. Как хотят реализовать себя через детей. Как орут за любой каприз, как обычное желание быть услышанным и понятым называют манипуляций.
У Зицера есть хорошее радиоинтервью, где он говорит Хотите чтобы ваш ребенок знал английский язык — Выучите его сами, хотите чтобы ребенок много читал- читайте сами, хотите чтобы ребенок занимался спортом- займитесь сами. То есть детям нужен пример, а когда мама целый день сериалы смотрит и телешоу, либо в сотке-планшете сидит, а на ребенка орет чтобы он Толстого и Шекспира читал.
И тут правда скорее не про любовь, а про взаимодействие. Да и понятие любви у нас порой искаженное, у Некрасова во многом про это кстати. Любовь — это принимать таким какой есть, это умение отпускать и давать свободу. А у нас часто именно душащую любовь считают идеалом.
Только недавно учавствовала в диалоге на эту тему, с одним очень известным российским психологом. Так вот у нас мать которая укутала ребенка в три шубы и не дает ему во дворе шагу в сторону ступить — это заботливая и любящая. А мать у которой ребенок в тонком удобном комбезе и непромокаемых сапогах скачет по лужам, строит домик из грязи, украдкой лижет снег, пытается влезть на дерево — это дура безответственная, и каждый встречный считает своим долгом влезть, научить, пожурить. В то время как по факту вторая мать дает свободу познания, умение жить в гармонии с природой. ну и закаливание организма никто не отменял.
Или еще у нас мама-умница — это та которая с года таскает дитя по всем студиям, развивашкам, секциям и прочее и прочее, та которая надавит и заставит и минуты спокойно посидеть не даст, а та у которой ребенок спит вволю и гуляет до школы вдосталь — ну несерьезная женщина.
И да ты права есть женщины которые жизнь на ребенка положат, всю себя отдадут тому чтобы вырастить что -то путнее. Ту же мать Ягудина приводят в пример, как она из любви к сыну тащила его и заставляла и вон посмотрите какой человек вырос. А по факту — если отбросить чемпионство, славу, деньги — что мы имеем в остатке — человека который пачками глотает лекарства, у которого куча травм, металлические протезы, который говорит что боль его постоянный спутник и у которого по словам близких и коллег очень тяжелый характер и травмированная психика. А кто знает если бы не маниакальное желание матери и ее настойчивость, может был бы он сейчас неизвестным, но зато здоровым, счастливым и вполне себе реализовавшимся в чем-то другом человеком.
Поэтому Некрасов по своему прав- детей надо уметь отпускать, не душить их любовью, а уметь взаимодействовать, жить в гармонии. И да у мамы должны быть свои интересы, жизнь, любовь, друзья, любимое хобби, работа приносящая радость — тогда и детки увидев наш пример, будут строить жизнь таким образом, будут учиться общаться, реализовывать себя и т.д.
По своей доче вижу, папа наш учит английский для работы. доча пока он аудиокурс слушает рядом крутится — и уже много чего для себя выучила, идет по городу постоянно спрашивает, как дерево по английски, кошка, птичка, потому что видит интерес взрослых. Я начала заниматься йогой, и если пропускаю тренировки, включаю дома видеоуроки, занимаюсь — и дочка тут же, повторяет как может.

Кстати у Петрановской недавно статья была, как раз о естественности в отношениях с ребенком. Можете написать мне в ВК если интересно, я ссылку кину.

Пожаловаться
Ольга
Элеонора 
+++ не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя. ( Английская поговорка)
Пожаловаться
Анюта
Ольга 
девочки как я вас люблю!!! не перевелись еще мамульки с мозгами
Пожаловаться
Любовь

спасибо.хорошая статья, есть над чем подумать

Пожаловаться
ЕдритМадрид
Фигня какая-то