Для детей дошкольного возраста характерна, так называемая, «эмоциональная заражаемость» — ребенок легко перенимает и усваивает эмоции окружающих его людей. Поэтому для родителей очень важно следить за своими эмоциями и внимательно относиться к эмоциям ребёнка.
В этот период у ребёнка начинает формироваться умение разбираться в собственных и чужих эмоциях. Если эмоциональная сфера ребенка в такой важный период не получает достаточного развития, то в будущем это может обернуться поиском эмоциональных стимуляторов (наркотики), сильной эмоциональной зависимостью от других людей (различные группировки или секты), а также склонностью к депрессиям и апатии.
Всем родителям, желающим обеспечить своему ребёнку достаточное интеллектуальное развитие, необходимо знать, что для полноценного развития интеллекта необходимо правильное развитие эмоциональной сферы, особенно познавательных эмоций: удивление, любопытство, любознательность, стремление нечто понять; чувство недоумения; чувство ясности или смутности мысли; чувство догадки, близости решения; радость открытия истины. Познавательные эмоции могут возникнуть при соприкосновении с новым, неизведанным явлением окружающей действительности. Они стимулируют познавательный процесс, помогают ребенку выработать собственное отношение к миру, развивают творческие способности.
Что же происходит, если ребенка в раннем возрасте начинают обучать?
Он получает готовые сведения, которые должен обрабатывать логическим, а не опытным путем. Но мышление ребенка образное, он еще не способен к анализу. То есть, взрослый передает ребенку готовое отношение к окружающему миру, переработанную информацию. Этот способ не затрагивает ни одну из познавательных эмоций, а значит, интеллектуальная работа сведена к нулю. Интеллектуальная деятельность ребенка протекает только при условии высоких эмоциональных познавательных переживаний.
Для дошкольного возраста идеальным путем развития интеллектуальных способностей является игра, особенно сюжетно-ролевая, а также любая творческая деятельность, направленная на создание нового. Обучение не является такой деятельностью. Родители, стремящиеся как можно раньше обучить ребенка, только тормозят развитие интеллекта. Разумеется, на первых порах такой ребенок будет производить впечатление «умника» — столько знает, в таком раннем возрасте уже пишет-считает-читает и прочее! Но результат проявится спустя несколько лет, когда при обучении, например, в старших классах, вдруг окажется, что ребенок не способен к вариативности мышления, лишен креативного подхода, не умеет самостоятельно искать решения проблемы. Но главное – у него воспитывается отвращение к учебной деятельности и процессу познания, потому что познавательные эмоции оставались без дела в тот самый период, когда на них зиждется будущее интеллекта.
Знание геометрических фигур в два года и как по-английски будет «стол» не имеют ничего общего с развитием интеллекта. Интеллект, способность неординарно мыслить, развиваются именно в игре. Слишком раннее и интенсивное обучение только губит мышление, задавая ему готовые рамки и шаблоны. К тому же, невозможно только ПОЛУЧАТЬ информацию, ее необходимо перерабатывать, и чем дольше и тщательнее, тем лучше для развития.
Разумные родители никогда не будут принуждать ребенка-дошкольника, заставляя его учить что бы то ни было: цвета, буквы, цифры, геометрические фигуры.
Что касается, яслей или садика. то у ребенка выбор практически отсутствует: пришло время занятий, и все рисуют, или считают, или играют в кубики. Но воспитатель не может обеспечить в данный момент наличие познавательных эмоций у всей группы! Значит, какой-то ребенок (может быть – ваш?) будет заниматься безо всякого удовольствия, себе во вред.
Еще один фактор, наблюдаемый в группе – соревнование детей. Никто не хочет быть отстающим, неуспешным. А если у ребенка раз от разу получается выполнение задания хуже и медленнее, чем у приятеля, закрепляется отрицательное отношение к занятиям подобного рода, и развивается плохая обучаемость. Система поощрений-наказаний только усугубит ситуацию – если вы начнете шантажировать ребенка, он непременно ответит тем же, только будет гораздо изобретательнее. К тому же, если ребенок понимает, что он должен учиться для родителей, то у него вряд ли сформируется радость познания, или стремление к собственному поиску.
Марина Озерова, детский психолог
хочется, чтобы учителя и воспитатели читани побольше, а не считали себя «мы сами умные», уже неоднократно сталкиваюсь с навешиванием на детей ярлыков — хулиган, двоечник, отличник, умник и т.д. приходится дома дорабатывать с ребенком эти моменты и объяснять буквально — нельзя действия переносить на личности((( у меня у самй дети разные — девочки тянутся к буквам с года, а мальчик — не хочет их учить, но зато такие конструкции собирает из лего!!!!
Классная статья Анют спасибо! все верно!