Краткий ответ — никак. Но глубина травмы может сильно варьироваться, в зависимости от возраста ребёнка (чем раньше, тем хуже) и глубины привязанности к родным взрослым (чем слабее, тем травма будет глубже).
В идеале, ребёнок готов (физически) расставаться со своими родителями на относительно протяжённые отрезки времени, когда он привязан на уровне любви. Когда он начнёт рисовать вам сердца, говорить о любви не просто имитируя вас, а от себя, — вот тогда он и будет готов. Причём, жаловаться и плакать такой ребёнок, скорее всего, будет больше, чем дети, которые идут в садик в более раннем возрасте, потому что он уже будет понимать свою потерю и страдание, а не просто чувствовать тупую необьяснимую боль. Так вот, плакать он будет больше, а урон его психике будет нанесён меньший. Это если кратко.
Теперь, длинный ответ.
«Чтобы вырастить ребёнка, нужна целая деревня»
Никогда раньше в истории не предполагалось, что ответственность за выращивание ребёнка лежит исключительно на родителях. Ребёнка всегда окружали и другие взрослые, которые заботились о нём, считали его «своим», несли за него ответственность.
Когда ребёнок растёт среди своих, выражаясь языком Гордона Ньюфелда, в «деревне привязанностей» (я это называю круг привязанностей), то детский страх потерять маму или папу никогда не переходит в тот животный ужас, который испытывают многие современные городские дети.
В традиционных культурах мир женщины никогда не делился на дом и работу, оба эти мира были неразделимы. Неудивительно, что выращивание детей силами исключительно двух взрослых является не просто очень трудной задачей, а зачастую невыполнимой.
Об установлении привязанности
До 6 месяцев мозг ребёнка открыт для установления привязанностей. Ребёнок охотно улыбается незнакомцам, почти без сопротивления идёт ко всем на ручки. Задача родителей за эти полгода познакомить ребёнка со всеми взрослыми, кто в дальнейшем может о нём заботиться, создать как можно больший круг привязанностей. Бабушки и дедушки, подруги, соседи, будущая няня, все с кем ребёнок успеет познакомиться до своих 6 месяцев, не будут в последствии иметь особых проблем, чтобы заботиться об этом ребёнке. И у ребёнка не будет особенных проблем с тем, что эти взрослые о нём заботятся.
После 6 месяцев начинается синдром боязни незнакомцев, и передавать ребёнка из рук в руки, как раньше, без предупреждения, будет большой ошибкой. Теперь один взрослый, к которому привязан ребёнок, должен будет как бы передать свою привязанность другому взрослому (познакомить и подружить ребёнка с ним).
Если вы собираетесь отдать ребёнка в детский сад, то надо постараться познакомить его не только с группой, но и со взрослыми, которые призваны заботиться о ребёнке. Всеми правдами и неправдами старайтесь подружиться с воспитателями и нянечкой, организуйте их приход к вам домой на чай (оплатите им это время, как рабочее), сватайте им ребёнка, а ребёнку — их (Ах, моя малышка в вас души не чает! — А Марина Сергеевна (лучше тётя Марина) всегда так тебя хвалит, говорит, ты её самая любимая девочка.)
Детский сад — безвыходная ситуация
Решение о посещении ребёнком детского сада должно рассматриваться только в самой-самой безвыходной ситуации. Детский сад — это чуждое ребёнку место, не благоприятное для его развития и вам придётся компенсировать очень и очень многое. Исключение — группы краткосрочного пребывания, куда ребёнок ходит только играть, где он не кушает незнакомую еду в неудобное время, в непривычной обстановке, не спит в чужой кровати, не борется вместе с другими детьми за внимание воспитателя. И даже в ГКП, если на замене незнакомая воспитательница, ребёнка лучше оставить дома.
Самое тяжёлое в саду — это, конечно, сон. Для ребёнка сон — это маленькая смерть, уснуть без родителей — серьёзная травма. Если можете не оставлять на сон — не оставляйте. Если не можете — договоритесь, чтобы можно было принести своё постельное бельё (на нём лучше вначале поспать вам, чтобы оно вами пахло), чтобы можно было в постель брать с собой какую-нибудь домашнюю игрушку, что-то из ваших личных вещей. Много детей легче засыпают обнимая мамину ночнушку либо слушая записанный на диктофон мамин голос.
Если всё же ситуация безвыходная, денег на няню нет и надо работать, иначе — голодная смерть, подчёркиваю, разговор может идти только о перспективе голодной смерти, а не о том, что маме не хватает денег на поездку в Испанию, а папе — на новый Макбук. Дети — не идиоты, они прекрасно видят, когда у родителей нет другого выхода, а когда от них просто хотят избавиться. И сколько вы не будете себя убеждать, что садик — это хорошо, полезно, социализация и бла, бла, бла — ребёнок будет чувствовать, что самые близкие люди его бросили. Не все дети выходят из садика невротиками, но все выходят с покалеченной привязанностью к родителям.
Степень покалеченности может быть разная. Она сильно зависит от многих факторов: какая обстановка в семье, степень эмпатии (сопереживания) мамы, как часто семья переезжает, какое количество детей в группе, как часто они меняются, как часто меняются воситатели, как часто детей дёргают из группы на различные развивалки. От воспитателей, конечно, зависит многое.
Как компенсировать
Понять и принять, что ребёнок в садике страдает, что ему плохо, но своё страдание он ещё не может осознать. Скорее всего страдание после садика будет выливаться в агрессию\самоагрессию. Понимать и принимать такое поведение, ни в коем случае не ставить запрет на слёзы, на агрессивное поведение, оно должно куда-то выливаться. Помогать выплакивать слёзы тщетности в своих любящих руках.
Дома создать тёплую, заботливую атмосферу. Относиться с пониманием к желанию ребёнка побыть маленьким, пестовать его, заботиться о нём. После садика поменьше ходить на разные мероприятия, побольше сидеть дома или вместе гулять, но подальше от других детей, только вы и он.
Давать как можно больше физического контакта, желательно спать вместе. Тогда он хотя бы за ночь будет добирать ту близость, которой ему днём так не хватает.
Развивать более глубокие уровни привязанности, чтобы ребёнку было легче переносить физическую разлуку. Например:
Поддерживать привязанность к вам вашего малыша на уровне чувств: дать какую-нибудь свою вещь, медальён с вашей фотографией. Или повесить свою фотографию в шкафчике. Записать на диктофон свой голос и договориться с воспитателями, что ребёнок может приходить к шкафчику и слушать маму.
Поддерживать привязанность на уровне похожести: носите одинаковые вещи. Малышу будет легче держаться за привязанность, когда он будет знать, что у него такой же зелёный шарфик, как у мамы, или такая же клетчатая кепочка, как у папы. Хорошо бы воспитатели подчёркивали, как ребёнок похож на маму и папу (Ой, у тебя глаза, как у мамы, а нос — как у папы).
Поддерживать привязанность на уровне принадлежности: постоянно подчёркивайте, что вы — семья, один за всех и все — за одного, всегда защищайте ребёнка, никогда ни с кем не объединяйтесь против него, даже в самых, как вам кажется, гуманных целях. Помните, поведение ребёнка инстинктивно: с теми, к кому он не привязан, он будет вести себя плохо, а с теми, к кому привязан — хорошо.
К сожалению, чтобы мы не делали, полностью травмы избежать не удастся. Как я уже говорила, к разделению с родителями ребёнок готов только на уровне привязанности через любовь, когда он может держаться за нас, потому что он ЛЮБИТ нас. В лучшем случае, признаки такой привязанности появляются в 4-5 лет.
Ольга Писарик
старшую в 2 года отдала, уже видела, что со сверстниками ей интереснее, чем со мной, ну и необходимость мне работать была, младшая мамсик, не знаю как расставаться будем, может конечно и рано еще судить, но ни с кем больше кроме меня не остается надолго, наверное за 3-м пойду
Я полностью со статьей согласна. Не хочу в садик. Хотя сама с радостью бежала в детстве, но я как бы дома особо не была нужна… может поэтому? И дальше рассматриваю домашнее образование, но ребенка не планирую дома запереть.
Про социализацию — мои «домашние» подружки-соседки были социализированы гораздо лучше меня, если вопрос социализации это умение строить отношения.
рано пошли в 1,5 года, вообще не плакали, потом посидели дома 2 месяца в три года, пошли и слезы, вывод: чем раньше, тем ребенок проще воспринимает садик как неизбежное и привыкает к садичной обстановке. Из знакомых кто пошел поздно после 3 лет, то беда бедовая, уже сложно объяснить ребенку, что мама не может больше дома сидеть. А сидеть дома, даже если муж зарабатывает хорошо, тоже не выход, не думаю, что ребенок будет гордиться мамой-домохозяйкой. Я своего ребенка приводила к себе на работу и показывала, что делает мама и как это важно, он понял и появилось представление, где мама находиться, когда он в садике и сразу же успокоился
Видно все мы разные и подходы ко всем должны быть разные)
Вот только многие ли мамы могут утвердительно ответить на эти вопросы — уже другое дело… Отсюда уже и выводы соответствующие
Очень хочу для сына такой же «дет сад». Если б только от меня зависело… а так… дети сейчас другие, да и воспитатели за деньги в основном отрабатывают.
Вы в садик не собираетесь?