Рекомендации по формированию правильной речи у ребенка

Рекомендации по формированию правильной речи.

С первых проявлений речи, именуемой «гулением», в 2-3 месяца, необходимо всячески поддерживать радостное, улыбчивое состояние ребенка, но не переутомляя его нервную систему. Малыш начинает прислушиваться к окружающим звукам; мелодичные звуки вызывают у него чувство удовлетворения, улыбку, а резкие (сердитый голос и т.д.)- плач. Следует поддерживать появляющийся у него лепет как здоровую основу будущей речи. Родители могут разговаривать с ребенком, повторять его лепетные звуки (да-да, ба-ба. и др.), вызывая этим у него радостные чувства, стремление подражать им. Несколько позже, к шести месяцам, можно таким же способом вызвать у малыша повторение отдельных слов: папа, мама и др. В это время начинается разговор с ребенком. В дальнейшем, с семи до десяти месяцев, для развития понимания речи следует называть громко, четко все, что привлекает внимание ребенка. Например, при встрече с кошкой мама скажет:это киса. Киса, киса, мяу-мяу. Киса, брысь! и т.д. Можно петь ребенку песенки с хлопаньем в ладоши, а затем научить его самого хлопать: поиграть, например: Дай ручку. До свидания! и т.д. Тренировка тонких движений пальцев оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка, так как речевой центр находится в коре головного мозга в одной области с двигательным. Сначала развиваются движение пальцев рук, а когда они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Так что работу по тренировке пальцев можно начать, когда у ребенка появится лепетная речь, то есть с шести-семи месяцев. В этот период полезно делать массаж (поглаживать кисти рук от кончиков пальцев к запястью) и упражнения (брать каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его), делать это надо ежедневно 2-3 минуты (можно с потешкой «Сорока-Сорока»). С десятимесячного возраста следует давать ребенку перебирать сначала крупные предметы, затем более мелкие. Для этой цели хороши, например, деревянные раскрашенные бусы, сделанные из настольных счетов и нанизанные на нитку, четки. В то же время, развивая у ребенка понимание речи, можно учить его выполнению некоторых самых простых поручений, просьб, например: дай игрушку, дай кису. Садись! Когда ребенок произнесет первое слово (примерно в 10-12 месяцев), наступает самый ответственный этап участия матери и окружающих в развитии речи ребенка. При разговоре с ребенком, необходимо не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующими смыслу слова интонацией и темпом, четко выделять ударный слог (поэтому нельзя растягивать слово по слогам, т.к. при этом теряется ударение), каждое новое слово должно быть понятно ребенку, т.е. произнося его, одновременно надо обратить внимание малыша на соответствующий предмет или действие и назвать несколько раз то, что он видит. Так закрепляется связь между названием предмета (словом) и самим предметом. Когда ребенок сам произносит новое слово или предложение, надо с радостью повторить сказанное им, похвалить: он охотнее будет разговаривать и развитие речи пойдет быстрее. Для развития речи полезны и игры, например, взрослый вынимает из мешочка или коробочки разные предметы и игрушки, произнося, например: Это что? Это собачка ав-ав. Посмотрим собачку, хорошая собачка (погладить её). На собачку, дай собачку и т.д. То же самое можно говорить, рассматривая картинки с изображением птиц, животных. Очень полезно воспроизводить звуки, ими издаваемые, чтобы ребенок запоминал и впоследствии сам произносил эти звукоподражании. В дальнейшем, в течение второго года жизни малыша, надо чаще применять речевые игры, инсценировать сказки, используя звукоподражания. После двух лет можно усложнять игры, пополняя словарь малыша новыми словами. Уже следует отучать ребенка пользоваться «детскими» лепетными словами, взрослым желательно в разговоре с ребенком употреблять обычные слова: кошка, корова. собака и т.д. односложный предложения заменять двух- и трехсловными; помогать ему вместо жестов пользоваться словами. Например, если малыш, желая получит мяч, указывает на него рукой, надо сказать: Ты хочешь мяч. Скажи: дай мне мяч и т.д. В этом возрасте уже нужно учить детей правильному, четкому произношению звуков, слогов, слов. Хорошо для этого подходят игры с движением. Например:

1.«Машина»- ребенок стоит на месте, руками крутит руль и произносит «би-би».

2.«Барабанщик». Ребенок марширует, ударяет в барабан и произносит «ба-ба-ба»

Игру с ребенком, действия его при умывании, одевании, кормлении полезно сопровождать словами песенок, потешек. Постепенно малыш начинает их узнавать, а позднее и сам приговаривать. Наиболее любимы песенки игрового характера: «Пальчик-пальчик», «Водичка-водичка». Благодаря прослушиваниям потешек, словарь ребенка пополняется новыми словами (например: щечки, роток, глазки и т.д.), развивается умение строить предложения. Наблюдения за природными явлениями, птицами, животными тоже можно сопровождать чтением стихотворных текстов. От этого детские впечатления станут более яркими и точными. Например, радость ребенка при виде неожиданно выглянувшего солнца станет еще больше, если в это время он услышит слова песенки «Солнышко-ведрышко». Читая потешки ( «Курочка-рябушечка», «Кисонка-мурысонька» и др) можно учить малышей звукоподражанию птицам и животным.т . Инсценирование сказок ( «Репка», «Теремок», «Колобок» и др.) с помощью игрушек настольного или кукольного театра помогает детям понять их смысл. Чечаще родители будут разговаривать с ребенком, разумеется, не переутомляя его, и доступным, правильным языком рассказывать ему сказки, разучивать вместе с ним стихотворения, потешки, играть, тем скорее он овладеет правильной речью.

Развитие ребенка

№/№

Действия

Возраст. месяцев

1

Держит головку в положении на животе

1-2

2

Держит головку в вертикальном положении

2-3

3

Следит за игрушкой

1-2

4

Улыбается

1,5-2

5

Смеется

3

6

Гулит

2-3

7

Берет игрушку и тянет в рот

3,5-4,5

8

Переворачивается со спины на бок и со спины на живот

5-6

9

Узнает родителей и различает взрослых

5-6

10

Лепечет

5-7

11

Поворачивается с живота на спину

6-7

12

Сидит с поддержкой

6

13

Сидит, усаженный взрослыми, без поддержки

7-8

14

Ползает на животе

7-8

15

Встает на четвереньки

7-8

16

Садится из положения на спине

8-9

17

Ползает на четвереньках

9-10

18

Понимает обращенную речь

8-10

19

Стоит с поддержкой

8-11

20

Говорит первые слова ( девочки раньше)

10-12

21

Стоит

10-12

22

Ходит

10-12

23

Словарь из 10-12 слов

к году


Елена Мохова
Елена Мохова
01663

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
МаленькаяЯгодка
9 лет
Челябинск
Спасибо! Утащила в закладки)))