«Только в школе можно получить необходимые социальные навыки»
Пожалуй, самый распространённый миф о семейном образовании — это «миф о социализации». Исповедующие его считают, что в школе ученики, общаясь с коллективом сверстников, получают хорошие социальные навыки, учатся общаться и взаимодействовать с другими людьми и коллективом.Трудно сказать, что лежит в основании этого мифа. Но нетрудно догадаться, что современная массовая школа может хорошо развить лишь один социальный навык — навык общения в искусственно созданном коллективе детей того же возраста. Навыков общения со взрослыми, с людьми разных возрастов, действительно необходимых в естественной среде, школа дать не может — им просто неоткуда взяться. Между тем, после окончания школы и ВУЗа, человек, как правило, вовсе не живет среди людей своего возраста.
Миф о том, что дети, обучающиеся дома, не развивают социальных навыков, основан на совершенно неверных представлениях о семейном образовании и семьях, которые его выбирают. Дети, учащиеся в семье, как правило, отнюдь не ведут жизнь отшельников в четырёх стенах своего дома. Их родители, чаще всего, относятся к числу тех, кто много общается с другими людьми и семьями. Многие дети, учащиеся дома, посещают кружки и студии по интересам. Поэтому у них достаточно возможностей общения как со взрослыми, так и с другими детьми, в самых разных ситуациях. Несколько меньшее количество постоянных контактов вполне компенсируется их качеством. Единственный навык, который они до времени не получают — это навык жизни в «большой человеческой стае». Однако нет никаких причин считать, что его необходимо приобрести как можно раньше, в период активного становления и формирования личности ребёнка.
Как и следовало ожидать, эти очевидные рассуждения вполне подтверждаются конкретными фактами:
— По мнению психологов, одним из ключевых показателей способности ребёнка к социальному взаимодействию является уровень его самоуважения. В американском исследовании, охватившем более двух сотен детей, получающих семейное образование, было установлено, что более половины этих детей имеют более устойчивое самоуважение, чем их сверстники-школьники, и лишь у 10 процентов детей это качество ниже среднего по общей выборке.
— В другом исследовании (результаты опубликованы в 1986 году) были изучены в групповой среде различные аспекты социального поведения детей, получающих семейное образование, в сравнении со школьниками. Практически во всех аспектах социального взаимодействия исследователи не обнаружили значимых различий, за исключением одного: дети, учившиеся дома, были гораздо менее зависимы от группового влияния сверстников. В современных условиях, в которых именно сверстники чаще всего вовлекают детей в употребление алкоголя, наркотиков, преступное поведение, это свойство семейного образования едва ли может считаться дурным.
— В обзоре исследований по проблеме социализации детей, получающих семейное образование, подготовленном доктором Сьюзен МакДауэлл в 2004 году, говорится, что у детей, посещающих дошкольные учреждения, социальные навыки развиваются хуже, чем у детей, воспитывающихся в домашних условиях.
Изучив литературу о социализации домашних детей, Сьюзен МакДауэлл делает вывод: «Сегодня это больше не проблема. Все исследователи говорят о хорошем развитии детей.»
— В диссертационном исследовании на тему: «Социализация детей, получающих семейное образование», проведённом Томасом Смеди в Рэдфордском Университете (Вирджиния), была проведена сравнительная оценка социальной зрелости 20 детей, обучающихся дома, и 13 школьников, соответствующих друг другу по возрасту и среде происхождения, по шкале адаптивного поведения Вайнлэнда. Оценивались навыки общения, уровень социализации и повседневныме навыки. В ходе исследования выяснилось, что дети, учившиеся дома были лучше социализированы и демонстрировали большую зрелость, чем школьники. По общему показателю социальной зрелости дети, получающие семейное образование, превосходили школьников на 57(!) процентов. Смедли пришёл к выводу о том, что в государственной школьной системе происходит горизонтальная социализация детей, носящая временный характер и основанная на конформизме по отношению к ближайшим сверстникам; родители, дающие детям домашние образование, ставят целью их вертикальную социализацию, направленную на приобретение ответственности, умения служить обществу и зрелости… .
— В другом подобном исследовании доктор Ларри Шайерс сравнил результаты тестов по поведению и социальному развитию у двух групп детей в возрасте 8-10 лет (70 дней в каждой). Дети в одной группе получали семейное образование, в другой — посещали государственные или частные школы. Исследователь пришёл к выводу, что по уровню социального развития дети из разных групп не отличаются друг от друга. Что же касается поведенческих проблем, то их оказалось существенно меньше у детей, получающих семейное образование. Исследование показало, что это связано с тем, что эти дети склонны подражать своим родителям, в отличие от школьников, подражающих преимущественно сверстникам-одноклассникам. Шайерс приходит к выводу: Как представляется, результаты демонстрируют, что социальное развитие ребёнка в большей степени зависит от контактов со взрослыми, и в меньшей, чем это ранее считалось, от контактов со сверстниками.
— Доктор Брайан Рэй, обобщая результаты ещё четырёх исследований, касающихся социализации детей, получающих семейное образование, пишет, что каждый из рассмотренных им авторов изучал различные аспекты социальной деятельности и эмоционального развития детей, обучающихся дома. Они обнаружили, что эти дети активно участвуют в различных видах социальной деятельности вне дома вместе со своими сверстниками, детьми других возрастов и взрослыми. Данные исследований указывают на то, что дети, получающие семейное образование, не изолированы социально, и не имеют проблем в эмоциональном развитии.
Отдельные исследования были посвящены успехам и достижениям детей, получивших семейное образование, во взрослой жизни:
— Так, в исследовании, проведённом в Мичиганском Университете, была изучена дальнейшая жизнь 53 взрослых, получивших домашние образование. Две трети из них состояли в браке (что соответствовало средней норме для людей их возраста). Никто из них не был безработным и не жил на социальное пособие. Три четверти из них считали, что домашние обучение помогает им взаимодействовать с людьми, принадлежащими к разным слоям общества.
— В масштабном исследовании доктора Брайана Рэя, осуществлённом в 2003 году, был проведён опрос 7300 взрослых, получивших в детстве семейное образование. Исследование показало, что социализация не является проблемой при домашнем обучении. Из опрошенных 74 процента успешно поступили в колледж (в среднем по населению США этот показатель составляет 46 процентов). Практически все респонденты успешно нашли работу. 58,9 процента респондентов указали, что удовлетворены жизнью (в среднем по населению США — 27,6 процента). 61,4 процента респондентов были удовлетворены своей работой (в среднем по населению стране — 39,7 процента). 48,9 процента были удовлетворены своей финансовой ситуацией (22,9 процента в среднем по США). Стоит отметить, что 95 процента респондентов сообщили, что они счастливы, что получили именно семейное образование, 82 процента собирались выбрать семейное образование для своих детей, а 74 процента — те, у кого уже были дети соответствующего возраста — уже учили их дома.
Опыт российских семей, выбравших семейное образование, вполне подтверждает данные зарубежных исследований. Дети, обучающиеся дома обычно вполне успешно взаимодействуют со сверстниками и детьми других возрастов. Те их низ, кто решает продолжить своё образование после завершения освоения «школьной» программы — как правило, вполне успешно реализуют своё желание. Нет никаких оснований для утверждения, что семейное образование затрудняет социализацию детей.
миф о социализации
Комментарии
Актуальные посты
прикольная открытка беременной подружке
прикольная смс мужу на службу
прикольная шапка с помпоном схема
прикольная смс мужу на службу
прикольная шапка с помпоном схема
бред притянуты за уши....
я и с мертвым найду общий язык — так про меня все говорят… но это не заслуга сада, или школы… просто я такая по жизни.У меня уйма примеров когда школы ломали людей и они еле-еле к 30 годам могли оклематься… поэтому разговоры о школьной социализации такой бред..
Хорошая статья.
Для меня школа это одна сплошная лотерея, в какой коллектив попадет ребенок и какие учителя будут его учить.
сюда ещё сад надо добавить))
согласна про социализацию. я ходила в дет сад, школу и кружки и была всегда закомплексованная, забитая, белая ворона. не общалась почти ни с кем только с подружками во дворе. эта закрытость постепенно ушла в старшем возрасте,(после 17 лет) особенно после посещения русского народного хора.
напротив знаю одну девушку общительную и веселую, которая как ни странно не посещала дет сад вообще и воспитывалась с бабушкой.
пришла к выводу что социализация не зависит от посещения учреждений, но от характера и семьи
классно) это из той группы?
мне нравится!
У нас дочка на семейном обучении.Но мы ходим в класс к другим семейникам, там с детьми учитель занимается по особой методике.Дочке нравится.Там не просто программу они изучают, но их еще учат общаться, взаимодействовать между собой, находить выход в конфликтных ситуациях.Началку точно будем на семейном, потом в лицей пойдем.
Младшие дома, начальную школу тоже точно семейную форму. Среднюю тоже может быть, ибо навык положительный уже есть.
Не поняла почему
давят их там, заставляют делать «как все», хотеть «как у всех», соображать отучают в итоге, и учат жить по команде
тут надо выяснить что такое социализация.
для меня — это умение жить в социуме без конфликтов или адекватно их разруливать, и не быть при этом ущемленным в своих желаниях, иметь свои интересы и ценности, а не навязанные, уметь отстаивать эти свои интересы, чувствовать себя уверенно и комфортно при этом.
в наших школах и садах учат противоположным вещам на мой взгляд — делай как все, самый умный тут нашелся, куда лезешь, все играют — и ты иди играй, много будешь знать — скоро состаришься, ну и так далее
я может сгущаю немного, есть педагоги от бога, которые не мнят себя «инженерами человеческих душ» и видят в каждом малыше достойную личность и бережно к ней относятся, но где гарантия что конкретно мой ребенок к таким попадет?
Социализация— процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей,https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_(%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5),https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%BA, позволяющих ему успешно функционировать вhttps://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BEhttps://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F#cite_note-1.
Т.е. К социализации относятся вполне безобидные навыки, типа здороваться и прощаться, не кричать, не скакать и тп.
Самое интересное, что культивирование конформизма в саду и школе — вещь хорошая, при условии, что дома ребенку разьяснят как этим пользоваться.
Для меня актуален другой вопрос, возможно ли в рамках муниципальной школы или сада подобрать адекватную группу детей.
про адекватную группу детей — дааа, тоже очень большой вопрос
ну я ненаю, у меня дитё научилось здороваться, прощаться, просить прощения, говорить доброе утро не ходя в сад, в обществе ведет себя адекватно вполне, не очень любит общаться с ровесниками, вернее очень избирательна в общении с ними, но зато от взрослых не оторвать (даже от малознакомых)
мне сложно сказать надо ли моей, скорее не очень надо,
в два года моя бегала от других детей и пряталась, сейчас до сих пор избегает общения с очень шумными и скандальными детьми, но это конечно не значит что мы будем следующие 15 лет запершись сидеть дома
ничего против домашнего обучения не имею-но именно моим детям с 3 лет нужны и сад и школа.Друзья и общение с ними неотъемлимая часть их жизни.