Принцип позитивного родительства «Ты можешь говорить НЕТ»

Принцип «Ты можешь говорить НЕТ» – не означает вседозволенность.

Очень важно понимать разницу между свободой, которая даётся ребёнку, и вседозволенностью. Позволить ребенку сказать «нет» не означает, что родители с этого момента будут делать всё, что он пожелает. Ты можешь сказать «нет», но последнее слово всегда за родителями. Таким образом, ребёнок учится оформлять словами своё сопротивление и при этом приводить свои желания в гармонию с желаниями других людей, т.е. сотрудничеству.

Если же мы не даём ребёнку высказать своё несогласие и добиваемся послушания запугиванием, пристыжением или посрамлением, то мы рискуем вырастить его безвольным. Такие дети очень легко становятся подвержены негативным влияниям общества, в т.ч. сверстников. И в жизни подростков это видно особенно ярко. Когда у человека нет чёткого понимания себя и проявления своей личности, он легко становится жертвой манипуляций, притягивая к себе ситуации, где его послушностью пользуются злонамеренные люди.

Подростку будет очень трудно постоять за то, во что он верит. Очень часто в моей консультативной практике были истории, когда девочка страдала из-за того, что мальчишка, который проявлял к ней внимание, вдруг в кругу своих друзей начинал вести себя по отношению к ней с пренебрежением и даже брезгливостью. Потому что у него не было чёткой линии поведения, которая была бы основана на его собственном выборе и ценностях. И это проявляется в разных сферах, что, в общем-то, приводит к страданиям и проблемам, как для самого ребенка, так и для тех людей, которые его окружают.

Способность сопротивляться авторитету родителей – основа для осознания ребёнком себя как личности

В период младенчества ребёнок абсолютно зависим от родителей. Но с возрастом эта зависимость становится всё меньше, и ребёнок начинает осознавать, что он может не следовать тому, что говорят родители.

Дело в том, что способность сопротивляться авторитету лежит в основе здорового осознания человеком своего «права на бунт» – права не следовать вышестоящему авторитету (будь то родители, правительство и т.п.). Но несмотря на это, человек понимает последствия своего неподчинения и, в результате, делает свой СОБСТВЕННЫЙ выбор в пользу следования высшему авторитету, т.е. сотрудничеству с ним.

Аналогично, ребёнок, которому оставляют право «говорить НЕТ», понимает, что, несмотря на возможность не слушаться родителей или скрывать от них что-то (я могу, я свободен), для него гораздо безопаснее быть правдивым по отношению к ним и следовать их наставлениям. Это его ДОБРОВОЛЬНЫЙ СВОБОДНЫЙ выбор. В этом и заключается суть сотрудничества.

Когда дети имеют возможность сопротивляться, это, на самом деле, даёт возможность родителям получить ещё больший контроль. Каждый раз, когда ребёнок сначала сопротивляется, а затем, почувствовав строгий (не унизительный, не разрушающий личность!) контроль родителей, подчиняется их воле, – он получает способность почувствовать, что родители действительно значимые и имеют силу авторитета. В результате, ребёнок начинает себя чувствовать под покровительством.

А ведь внутренне мы все имеем такое желание – иметь очень сильного покровителя. Это то, что даёт возможность нам спокойно существовать, раскрываться, реализоваться в этом мире, осознавать себя, совершать ошибки, исправлять их, чувствовать, переживать негативные эмоции, адаптироватся к тому, что есть, и стремиться достигать большего, продолжая сотрудничество.

Таким образом, разрешение сказать «нет», является основой ощущения ребёнком безопасности и защищённости.

Взято из лекции Р. Нарушевича «Ты можешь говорит НЕТ»

Ещё статьи по теме:


Анна
Анна
Челябинск
67478

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Дарья Матбург
Дарья Матбург
Тихон
13 лет
Маргарита
10 лет
Москва

я учу правильно отказывать и сама имею право сказать «нет».

Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Крестник
14 лет
Злата
9 лет
Пермь

Спасибо, статья хорошая!!!

Пожаловаться
Анна
Анна
Юрий
6 лет
Краснодар

Статья хорошая, но авторитет мне кажется надо не просто последним словом проявлять, а учить ребенка понимать это не как собаку, а ЛОГИКУ пояснять — например — не трогай чайник, он горячий. Ребенок опять тянется — дотронулся-обжегся-плачет — говорить мама знает что горячий и подсказывает, видишь — так и есть! мама все разрешает, кроме того, что знает что опасно и больно может быть! потому надо слушаться!

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
да, да, да, именно так, всё правильно!
Пожаловаться
Анна
Анна
Юрий
6 лет
Краснодар
Анна 



Пожаловаться
Полина
Полина
Эндрю
13 лет
Всеволожск

Хорошая статья, спасибо )

Пожаловаться
Настя
Настя
Александр
11 лет
Казань
Статья хорошая, у нас как раз проблема с выстроением границ, сколько ни читаю, не могу в некоторых случаях определить как себя вести