Здравствуйте, я пишу серию статей на тему раннего развития детей, и методик их развития. Статья 1 Глен Доман
https://forum.baby.ru/community/view/44180/forum/post/431327752/
Статья 2 Подход и методика Марии Монтессори
https://forum.baby.ru/community/view/44180/forum/post/431527975/
Эта статья будет посвящена двум методикам: методики Николая Зайцева и методики Сергея и Екатерины Железновых «Музыка с мамой»
Методика Зайцева
Заранее оговорюсь и честно признаюсь, что к сожалению с методикой Зайцева я знакома лишь теоретически в отличии от остальных методик о которых я писала. Потому, боюсь, мой взгляд на нее может быть поверхностным и недостаточно точным, если у вас есть опыт занятий по этой методики, прошу рассказываете о ней и о ее результатах.
Итак, методика Зайцева направлена на развитие потенциала ребенка, развитие его словарного запаса, обучения чтению, грамоте и математики. И нужно сказать, что то, что мне удавалась наблюдать со стороны, мне очень нравилось, несмотря на то, что сама я пока не занималась с детьми по этой программе, я видела детей занимающихся по ней, и хочу сказать, что методика работает и работает отлично. Если говорить о старших дошкольниках, то дети буквально за несколько занятий по Зайцеву могут научится сложению и вычитанию, а также начать читать. Т.е. обучение деток до 5 лет по данной программе проходит быстро и легко. Но надо сказать, что детки и до трех лет, также могут заниматься по этой программе, благодаря ее «осязаемости»
Дело в том, что Н.Зайцев всегда считал, что обучение детей алфавиту, для них сложно и слишком абстрактно, а «маленькому человечку», объяснить понятие буквы, и ее надобности практически невозможно. Отсюда и появились его удивительные кубики и таблицы Зайцева.
Обучение благодаря ним носит характер игры. Потому как буквы здесь обретают: форму, цвет, звук и вес. Плюс, ко всему, они состоят из слогов, Зайцев называет это: склад, и считает, что все слова в первую очередь состоят из этих складов: звуков гласных и согласны. Более того, если мы задумаемся над его методом, то мы сами отметим его логичность и верность. Как дети начинают говорить? Верно, слогами: ма-ма, па-па, ба-ба, ка-ка и т.д. опираясь именно на эту детскую особенность Зайцев и создавал свой метод.
Однако в кубиках и таблицах Зайцева есть одна особенность, которую не все знают: их надо петь! Композитор Георгий Струве работающий с дошколятами и сотрудничающий с Н. Зайцевым, доказал, что обучение детей речи намного легче и веселее проходит в пении. Более того, любой логопед вам скажет, что если у ребенка есть проблемы с распределением дыхание во время речи, если ему сложно даются длинные предложения или у него есть легкое заикание, то ему надо петь. Про певать слова и звуки дома, да и просто иногда разговаривать с помощью пения.
Что касается методики счета по Зайцеву, то он состоит из таблицы, где напротив каждого числа насчитывается такое же количество кружков расположенных в определенном порядке.
Критики утверждают, что у данной методики есть один сильнейший недостаток: это отличие данной методики от школьной программы.
Однако в реальности, я никогда не слышала о том, чтобы у ребенка возникали какие либо проблемы с письмом и чтением развивающегося по данной программе.
На данный момент я могу выделить один неоспоримый плюс и минус этой методики.
Плюс. Ребенок легко обучается в игре, даже маленький и непоседливый. Достаточно несколько раз по несколько минут в день, и для того, что бы обучение пошло этого будет достаточно.
Минус. Цена, пособия очень дорогие. В моем городе, кубики стоят от 3000 тысяч и больше, а к ним еще необходимы таблицы и пособия. Конечно можно изготовить самим, но это достаточно сложно и очень муторно.
Подводя итог, могу сказать, что данная методика хороша, однако не каждому по карману, стоит или нет ею пользоваться решать вам.
От читателя:
Минус методики Зайцева: склады всегда начинаются в согласной. Если это не учитывать и не давать много упражнений на складывание и в обратном порядке — сначала гласный, потом согласный — то может (и у нас так было) сформироваться неверное представление у ребенка. Даже слоги типа АМ, ОД, он будет читать как МА и ДО. Конечно, это не фатально и все корректируется, но у методики Узоровой-Нефедовой такого минуса нет. Да и пособия их копейки стоят. Стоили, во всяком случае, когда я их дочке покупала. (Спасибо!)
Также Рина(читатель) рекомендует методики Узоровой-Нефедовой, и Жуковой
Методика Сергея и Екатерины Железновых «Музыка с мамой»
Об этой методике я сейчас соловьем петь буду, уж больно она мне нравится. И данная методика не просто подходит детям до трех лет, она для них просто необходима, на мой взгляд.
В первую очередь она конечно развивает музыкальный слух, чувства ритма, но она также развивает речь, звуковое понимание слова, произношение звуков, и помимо всего задает ритм движениям малыша, развивает его координацию в пространстве и помогает научиться управляться со своим телом. Первые занятия можно начинать уже с 8 месяцев.
Методика состоит из множества песен и пособий по тому как двигаться под эти песенки, есть песенки попроще, есть посложнее, есть песенки с обучением звуков шипящих и звонких. Абсолютно все песни можно скачать в интернете прям с пособиями в формате ПДФ
По опыту скажу, что детки любят эту методику, ведь под нее надо двигаться! Можно использовать подручный материал, палочки и шарики и делать все с ними, можно брать игрушки если есть соответствующие песенкам и делать упражнения с ними. Моя дочка в 1,3 просто обожает эти занятия и сама просит о них, изображая заученные движения без всякой музыки и намекая таким образом: давай начинать. А если включить фантазию, то можно и усложнить некоторые движения или упростить под возраст ребенка.
Например простая песенка:
По асфальту проходил наш любимый крокодил, маленькому ребенку в этот момент показываем движения горизонтального хлопка руками. Топай топай, бьем ладонями об ноги, шлепай шлепай — бьем ладонями об пол. Крокодил ходил, ходил, шагал, шагал, устал, БУХ — изображаем ходьбу, и падаем либо просто низко наклоняемся в конце. Можно упражнение делать сидя, можно стоя.
Обычно уже после пары занятий детки начинают запоминать движения, и повторять за вами, плюс ко всему это одна из возможностей почувствовать единение с мамой, подвигаться и потанцевать. Очень рекомендую поупражняться с помощью данных занятий, уверенна вам и самой будет весело, единственная сложность состоит в том, что в начале вам надо самой выучить пару песенок и движения к ним, но много времени это вряд ли займет.
Спасибо за прочтение, я с удовольствием бы почитала ваши мнения о статье и этих двух методиках, и если есть вопросы, то задавайте)))
P/S/ Я искренне извиняюсь за орфографические и пунктуационные ошибки и опечатки, если есть возможность помочь и подсказать где они, буду вам очень признательна
Спасибо за такие подробные описания!!!
Мы на развивалке «учимся» по Зайцеву. Но, если бы раньше я не узнала как это делать правильно, я бы, например, не знала, что нужно петь. А сейчас в нашей развивалке про пение никто ничего не говорит. Успехов у нас в этом, можно сказать, нет. Единственное, сын любит шуметь этими кубиками (внутри разные материалы). Про цифры вообще не знаю, ни разу не практиковали, рано.
Про название второй методики слышу в первый раз, но поем и показываем мы постоянно. Сын просто любит, когда я пою. Но повторяет движения мало, только если я обращу на это его внимание, он больше наблюдать любит и аплодирует маме! А, тем более, как у вас, чтобы сам проявил инициативу и попросил поиграть в песенки — неееет. А было бы здорово!
А что касается Железновых, я все таки советую вам попробовать, там песни очень простые, и ну не видела я ни одного ребенка которому бы не понравилось)) Он у вас ладушки повторял? Если да, тот почти тоже самое)))
Он и правда очень мало повторяет, любит именно наблюдать. Но я уже записала себе и буду искать и делать. Спасибо!
выучила на жуковой и зайцеве обоих. если в школе возникнут проблемы, то это проблемы школы. главное ведь что умеет читать.
спасибо за подробные рассказы))
Зайцева пока не буду пробовать даже, а вот Железновы заинтересовали, хочу начать заниматься с дочкой))
Минус методики Зайцева: склады всегда начинаются в согласной. Если это не учитывать и не давать много упражнений на складывание и в обратном порядке — сначала гласный, потом согласный — то может (и у нас так было) сформироваться неверное представление у ребенка. Даже слоги типа АМ, ОД, он будет читать как МА и ДО. Конечно, это не фатально и все корректируется, но у методики Узоровой-Нефедовой такого минуса нет. Да и пособия их копейки стоят. Стоили, во всяком случае, когда я их дочке покупала.
Я слышала об этой проблеме, но на деле никогда с ней не сталкивалась.