Восстановление после родов на Руси

С большим интересом прочитала эту статью. Она весьма изменила мое представление о наших прородительницах — не такие уж они и дуры были, как принято считать! Даже позавидовала послеродовым процедурам и помощи окружающих роженице. В платном отделении роддома, где я рожала, о таком можно было только мечать. Только и слышала там после родов: «Чего разлеглась, не калека же.»

«Вот раньше бабы были! В поле рожали, ребенка пеленали и дальше шли снопы вязать…» — с ностальгией говорят сейчас. И за этим восхищением стоит плохо скрываемый упрек современным женщинам, мол, «изнеженные все» и «больные».Такие трудовые подвиги родильницами действительно совершались, но не от того, что это естественно – сразу после родов как ни в чем не бывало работать, а потому, что жизнь заставляла. И возводить это в ранг эталона — безграмотно.

НА САМОМ ДЕЛЕ
История сохранила литературные труды, по которым можно сделать вывод, как наши предки рожали и рождались. Например, внучка Владимира Мономаха, Евпраксия, в начале 12 века написала трактат о гигиене женщины. Она отмечает, что беременная должна остерегаться усталости, а после трудов родин ей важно отдыхать и содержать свое тело в чистоте, т.е. мыться в бане каждые три дня. Кроме этого кормящая мать должна получать помощь и дополнительное питание. О незамедлительном возобновлении трудовой деятельности – ни слова…

Авторы многих последующих трудов единодушны: первые дни после родов родильница должна провести в постели. «Несоблюдение этого основного гигиенического правила может повлечь за собой, по меньшей мере, неправильность в положении матки, причиняющее страдания на всю последующую жизнь, не говоря уже о других болезнях». Это цитата из дореволюционной книги В.Жука «Мать и дитя».
Чуть ранее его коллега, Г. Плосс, описал в своем трехтомнике под названием «Женщина» подходы к послеродовому периоду у разных народов, где отметил, что при отсутствии отдыха у родильниц "… в следствии слишком раннего оставления постели, развиваются опущения и изменения положения матки, выпадения влагалища и т.п., которые в последствии служат постоянным источником болезней и преждевременной хилости».

Этнографы подтверждают: вплоть до начала 20 века в России женщины старались следовать этим рекомендациям. И не только дамы высших сословий. Вот отрывок из книги В. Бердинского «Крестьянская цивилизация в России»: "…А после родов роженицы кладутся на пол на ржаную солому, где лежат неделю. Во все это время каждый день, по два раза, согревается баня, куда она ходит в самой изорванной одежде с костылем в руке, чтобы показать, что роды ей дались нелегко — избежать «уроков», отчего можно заболеть. Из бани возвращаясь, нужно опираться на плечо повитухи или мужа".

Цитата из брошюры «Самоврачевание и скотолечение русского старожилого населения Сибири»: «Три дня, пока делаются роженице три бани, она должна лежать в постели. После трех дней, смотря по состоянию ее здоровья, бабушка или оставляет ее в постели, или советует „похаживать помаленьку по избе, чтобы крови не застаивались“. Иные лежат в постели до пяти, даже до девяти „дёнъ“, если есть кому „ходить по-дому“… Шесть недель родившая считается полумертвой… Вот как эти ребята достаются! (...) По настоящему-то, по правилу-то, как прежние старухи говаривали, и корову ей нельзя доить шесть недель. Только это исполняют в больших семьях, где есть кем замениться».
Действительно, кто же вел хозяйство, пока молодая мать восстанавливала силы? Из этнографических источников известен обычай под названием «проведок» (где-то его именовали «отведок»): после родов в гости наведывались женщины. «Целью приходивших было справиться о здоровье роженицы, поздравить ее с новорожденным, угостить чем-либо вкусным, а заодно оказать практическую помощь ее семье. Каждая из женщин приносила с собой еду. Для такого случая готовили праздничные кушанья или же будничные, но лучшего качества. Принесенное угощение было столь обильным, что позволяло находящейся в изоляции и не оправившейся еще после родов женщине не беспокоиться о домочадцах и хотя бы несколько дней отдохнуть от хлопот по дому» (Т.А. Листова «Русские обряды, обычаи и поверья, связанные с рождением детей. Первый год жизни»).
Резкое возвращение новоиспеченной матери к домашним обязанностям, не говоря уже о работе в поле, не приветствовалось. Продиктовано это было заботой о сохранении репродуктивного здоровья женщины: чем лучше восстановится организм, тем больше шансов на благополучную следующую беременностью и рождение наследника. И – на здоровую старость!
Несомненно, революции и войны забирали мужчин, оставляя женщин один на один с заботами о том, как прокормить детей. И этот непосильный труд калечил. Те, кто воодушевленно говорит о родах в поле, не в курсе, что потом женщины носили особую перевязь, она проходила через промежность и повязывалась на плече, поддерживая выпадающие внутренние органы… Современная медицина одной одной из причин пролапса называет отсутствие положенной послеродовой реабилитации.
Скептикам, что по-прежнему твердят, как раньше рожали в поле, стоит знать об исследовании, которое провели в 80-х годах 20го века в Чехословакии. Специалисты поставили своей задачей доказать пользу раннего вставания после родов. Женщин разделили на две группы: одна вставала через 2-4 часа после родов и вела обычный образ жизни, вторая оставалась в постели в течении 2-3 суток, за мамами ухаживал персонал. Каково же было удивление медиков, когда после 7-9 суток оказалось, что женщины с продолжительным постельным режимом чувствовали себя лучше и объективно физически, и субъективно эмоционально. В этой группе было гораздо меньше послеродовых осложнений.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОТА
На долгое время была незаслуженно забыта роль повитухи в восстановлении женщины после родов. Сейчас уже мало кто знает, что она не только принимала ребенка, но и ухаживала за молодой матерью. И то время, что рекомендовалось проводить лежа, было наполнено ритуалами.
Само название этой «профессии» — повитуха — происходит от глагола «повивать», то есть, пеленать, заворачивать. Вы когда-нибудь задумывались почему? По мнению В. Даля (Толковый словарь живого великорусского языка) название произошло от свивальника, которым бабка, принявшая роды, пеленала новорожденного. Есть еще одна версия – повитуха пеленала и женщину. От губернии к губернии, от села к селу составляющие повитушьего таинства могли меняться, но основными всегда были баня для родильницы, правка тела и в завершении — пеленание, или повивание льняными полотенцами.
Баня топилась по-женски мягко, чтобы в её теплом дыхании можно было расслабиться. Считалось, что пропотевание помогает изгнать «дурную кровь».
С точки зрения физиологии, возможно, речь шла о выходе гормонов стресса, а также релаксина, который к концу беременности размягчает суставы и связки для прохождения малыша. Определенный его уровень сохраняется несколько дней после родов, поэтому ранее возвращение молодой матери к физической активности увеличивает риск смещений в организме.
В послеродовом ритуале обязательно присутствовали травы — в виде напитков, веников, растираний. Секреты всех вершков и корешков также помнила повитуха. А еще она владела, говоря современным языком, массажными техниками, — тогда они назывались ладками да правками.
Вот как специалист по славянскому фольклору Б. Фрост описывает это в статье «Пуповая баба»: «В бане же повитуха правит и роженицу: ставит на место живот, расправляет пуп, поправляет золотник (матку), который смещается во время родов. Говоря современным языком, бабка делала женщине массаж, но сопровождала его различными ритуальными действиями и приговорами». Частью таких действий становился так называемый «плач роженицы», когда усталость хотелось проговорить, а, может быть, проплакать, и — быть услышанной и принятой.
Современным мамам часто не хватает такого участия: пожалуешься родным на отсутствие сил, перепады настроения после рождения ребенка, а в ответ услышишь обесценивающее «Нечего ныть, все рожали — и ничего...» О последствиях такой «поддержки» нетрудно догадаться.
Незаменимыми помощницами в послеродовом восстановлении женщины становились длинные отрезы льна — свивальники. В течение нескольких дней живот туго пеленался тканью, и в таком своеобразном бандаже молодая мама безопасно для здоровья могла перемещаться по дому.
Еще раз свивальник «выходил на сцену» в процедуре перетягивания: повитуха словно собирала тело, утягивая его по очереди в семи зонах — от головы до стоп. Несколько дней осмысленной заботы о здоровье физическом и душевном завершались обрядом размывания рук между повитухой и женщиной, когда обе просили друг у друга прощения.
У древнего таинства послеродового ухода, считают этнографы, было еще одно значение — инициация. То есть, переход из одного социального статуса в другой, посвящение.
Уклад жизни доурбанистических культур был регламентирован обрядами, когда человек, достигая определенного уровня зрелости, пройдя определенные испытания, включался в некое сообщество (становился полноправным членом племени, посвящался в тайны религиозного культа, принимался в рыцари и т.д.)
В современном обществе механизм инициации упростился и потерял свой сакральный смысл, но мы по-прежнему нуждаемся в таких «переходах» — вспомните традиции отмечать выпускной, посвящать в студенты, надевать белое платье на свадьбу.

С точки зрения психологов, это делает картину мира понятной и помогает определить свое место в нем. Карл Юнг связывал инициацию с исцелением, утверждая, что, когда психологическая ориентация изживает свою полезность, но не получает возможности трансформироваться, она начинает разлагать и заражать всю психическую систему. Этапы послеродового повивания отчетливо напоминают некоторые этапы инициации: изоляция от общества, ритуальное омовение, символическая смерть (укутывание в ткань как в саван), возрождение в новом статусе.
Посвящение в матери — возможно, такой смысл вкладывала повитуха в свои действия, помогая осознать, что девять месяцев беременности остались позади, и новый период требует от женщины самоотдачи в уходе за малышом; расслабляя тело так, чтобы эмоциональное напряжение прорвалось в виде слез и ушло, оставляя гордость за себя и радость: «Все получилось!» В случае потери ребенка в родах повитуха помогала принять и пережить горе...

ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ
Согревание после родов — в бане, бочке с горячей водой, укутыванием в одеяла — присутствует во многих культурах. Равно как и стягивание тела с помощью ткани. Например, забота о молодой матери в русской деревне удивительным образом перекликается с послеродовыми традициями на противоположной стороне земли — в Южной Америке. В Мексике силы родильницы восстанавливали в «доме горячих камней» — так переводится с языка ацтеков название местной бани «темаскаль». С помощью длинных шарфов ребозо мексиканские акушерки ладили тело.

Впрочем, говорить о традициях послеродового восстановления в прошедшем времени уже неуместно. Древние знания постепенно возвращаются — благодаря интересу к этой теме и усилиям современных мам. Помогает им информация, собранная учеными Русского Географического общества более ста лет назад – тогда, во второй половине XIX в., начался систематический сбор сведений о культуре русского народа.
Ценным дополнением к этим материалам становятся воспоминания пожилых жительниц села, записанные краеведами начиная с 70х годов XX в. Большинство из респондентов выросли в многодетных семьях, сохранявших традиционный семейный уклад. Их рассказы содержат и воспоминания детских лет, и опыт собственного материнства, и услышанные от мам и бабушек обычаи из жизни предыдущих поколений. Эта этнографическая работа продолжается по сей день, хотя задача усложняется тем, что славянские повитухи хранили свои знания в тайне и передавали секреты мастерства устно – преемнице, выбранной по своему усмотрению. Наконец, возможность обратиться к опыту и традициям женщин других культур, позволяет найти общие подходы к послеродовому восстановлению.
И сегодня мы становимся свидетелями того, как оживает старинное искусство помощи матери: современные повитухи практикуют, делятся полученным опытом и дополняют его новыми находками. Послеродовая забота в наши дни может происходить в бане — в расслабляющей атмосфере парной, или совершается в пространстве квартиры, с погружением в ванну. Кто-то использует травы, кто-то добавляет специи; есть ритуалы с песнями, а где-то звучат молитвы; прикосновения могут быть заимствованы из разных телесных практик — каждая мастерица привносит свои узоры в орнамент покрывала заботы. «Послеродовое повивание», «пеленание», «закрытие родов», «укутывание» — у современной процедуры много названий, но суть одна — поддержать молодую маму в самом начале её пути, помочь ей обрести ресурсы для скорейшего эмоционального и физического восстановления.


Автор Tatiana Gschwend.


Катя мишкина
Катя мишкина
Володька
8 лет
Москва
10224044

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Юлия Kor
Юлия Kor
Санкт-Петербург
хотелось бы такой заботы но это что-то утопическое наверное сейчас. Чтобы все приперлись не просто для галочки отметить выписку, а действительно помочь: как кормить, пеленать, покушать приготовить и чтоб душевно и без нравоучений, таинственно даже. Взаимопомощь и обучение неопытных мам. А так как сейчас гости ходят так наоборот напряги чем их угостить и чтоб в квартире чисто было. Мне моя выписка не понравилась, хотелось прийти уединиться с ребенком, а то в роддоме отдельно лежали так я вообще не знала что с ним делать как одеть помыть покормить, а все к нам приперлись у нас студия короче капецц
Пожаловаться
Катя мишкина
Катя мишкина
Володька
8 лет
Москва
Я запретила приходить на выписку, нас один муж забрал все. И домой я родичей не звала.
Пожаловаться
Алина
Алина
Виктор
7 лет
Белгород
Интересно :) первый раз про " закрытие" родов прочла у одной знакомой. она из Одессы. нашла там таких женщин, которые это делают. И провела правда закрытие только третих родов. и после полугода малыша кажется… Ощущения были невероятные по ее отзывам. Переродилась ;)
Пожаловаться
Астральная Бабайка
Астральная Бабайка
Вадим
9 лет
Санкт-Петербург

очень интересная статья.




Пожаловаться
Гита
Гита
АлександрЕвгеньевич
9 лет
Москва
Не знаю, кто сейчас в здравом уме и трезвой памяти отправит свежеиспеченную мамочку скакать как сивый мерен во благо хозяйства. Про рожавших в поле при поминают когда уж совсем достали своим нытьем про тяготы после родовой жизни.

Нынче 3-4 дня роддома, если без осложнений, где просто нет повода напрягаться, дальше сколько-то там покоя, в зависимости от того, как роды прошли.

Больше мы сами любим повыеживаться, а потом либо жертву состроить, либо проблемы заработать. А думать о себе надо самостоятельно. Живя в городе, а особенно в Москве, устроить себе лежание «на сене» можно хоть на пару месяцев вставая только что бы попу помыть себе и ребенку. Даже еду готовить не обязательно, доставок вагон. И повитух, нынче дуалами названных, хоть дюжину нанять.

Пожаловаться
Катя мишкина
Катя мишкина
Володька
8 лет
Москва
Не, я, идиотка, действительно верила, что раньше такие женщины были, которые рожали как покакали, и дальше траву жать шли как ни в чем не бывало))))))))
Пожаловаться
Гита
Гита
АлександрЕвгеньевич
9 лет
Москва
Катя мишкина 
Некрасова перечитала?))

Нигде и никогда только что родившую не отправляли в поле. Сейчас чаще с роддома на работу скачат.

Пожаловаться
Алёна
Алёна
Солнышко
4 года
Москва

Блин. Столько времени со дня родов прошло, а я всё реву как вспомню. И послеродовой период тоже...

Как-то читала интервью с доулой, которая специализируется именно на послеродовом периоде, на «закрытии родов». Необходимый ритуал, считаю. Мои по ходу не закрыты, если так можно выразиться.

Пожаловаться
Маргарита
Маргарита
Новосибирск
А что значит «закрытие»?
Пожаловаться
Маргарита
Маргарита
Новосибирск
Применение «правок» и т.д., что в статье описано?
Пожаловаться
Катя мишкина
Катя мишкина
Володька
8 лет
Москва
А доула -это кто?
Пожаловаться
Алёна
Алёна
Солнышко
4 года
Москва
Маргарита 

о психологической стороне того что написано.

Пожаловаться
Алёна
Алёна
Солнышко
4 года
Москва
Катя мишкина 

Доула — ну это та же повитуха в общем-то. Помощница в родах и после.

Пожаловаться
Малинка
Малинка
Москва
Подобное говорят только те, кто не интересуется (про роды в поле и т.д,) Раньше во многом было больше смысла, а сейчас позабыто. Я бы не отказалась от повитухи после родов)))) и от баньки и от ладки))
Пожаловаться
Катя мишкина
Катя мишкина
Володька
8 лет
Москва
А мне про поплакать понравилось, действительно ведь надо что бы пожалели. Такой стресс и гормоны.
Пожаловаться
Малинка
Малинка
Москва
Катя мишкина 

Да да. И про то что еду приносили гости

Пожаловаться
Маргарита
Маргарита
Новосибирск
Как интересно!

Моей бабушке сегодня 84 года. Так вот после первых родов ей велено было лежать 14 дней! Разрывы были, раньше такой порядок вот был. Я со своими швами скакала и доскакалась до осложнений…

Лежать я бы хотела как можно дольше — чувствовала себя ужасно. Если бы меня отпустили домой с дочкой, дома бы обязательно практиковала. Я и так по возвращении из больницы к кухне почти не подходила… Считаю, что такой подход верен

Пожаловаться
Катя мишкина
Катя мишкина
Володька
8 лет
Москва
Я в этот раз или в дргоц рд пойду или не энаю… Сбегу после родов под подписку. Те три дня были ужасны.
Пожаловаться
Маргарита
Маргарита
Новосибирск
Катя мишкина 
мои 19 дней тоже были ужасны...)) вспоминать не хочется
Пожаловаться
Малинка
Малинка
Москва
Катя мишкина 

У меня тоже, самое сложное это были 4 дня в роддоме

Пожаловаться
докторПлюшева
докторПлюшева
Дочка
10 лет
Дочка
8 лет
Владикавказ
Ну мне кажется все же лежать в постели не вставая несколько дней после родов-не очень хорошо. Все же двигаться нужно. Все мы рожаем в рд и нам там не нужно соскочив с родильного кресла бежать корову доить. Домашних хлопот по сути тоже нет-стирка, уборка, готовка. Да и приехав домой у большинства из нас стирает стиральная машина, готовит мультиварка. На не нужно печь хлеб, доить коров и стирать белье руками. Но вот иметь помошника по хозяйству-не лишнее. Для того чтобы спокойно заниматься ребенком, налаживать лакьацию и приходить в себя после родов. Разумный поход во всем должен быть
Пожаловаться
Катя мишкина
Катя мишкина
Володька
8 лет
Москва
У меня был очень глубокий шов, так что опыт неудачный, а из-за тог что много сидела, то проблемы были.